Эдвард Кеннеди Эллингтон, более известный как Дюк Эллингтон, был американским композитором, аранжировщиком и пианистом, а также лидером джазового оркестра Duke Ellington Orchestra.
Творчество Дюка Эллингтона имело значительное влияние на джазовую культуру XX века и музыкальную индустрию в целом. Он оставался популярным на протяжении всей своей карьеры. Даже после войны, когда простой танцевальный свинг вышел из моды, оркестр Duke Ellington Orchestra продолжал пользоваться успехом. Секрет популярности коллектива заключался в гибкости Эллингтона, который всегда улавливал новейшие музыкальные тенденции.
Детство
Эдвард Кеннеди Эллингтон (его настоящее имя) появился на свет 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. Его отец, Джеймс Эдвард Эллингтон, когда-то работал дворецким в Белом доме, поэтому условия, в которых рос Эдвард, отличались от условий большинства американцев, живущих в цветном квартале Нью-Йорка. Мать будущей джазовой звезды, Дейзи Кеннеди Эллингтон, была очень музыкальной и набожной, и оказала большое влияние на своего сына. Она стала его первым учителем музыки и в семь лет наняла опытного преподавателя игры на фортепиано. Эдвард заинтересовался европейской музыкой, особенно французскими импрессионистами, и начал изучать американский фольклор.
С самого детства Эллингтон начал сочинять свои собственные музыкальные произведения. До сих пор сохранилось одно из его первых сочинений – Soda Fontain Rag. Его увлечение регтаймом началось еще в детстве, и часто он отбивал ритмы на парту во время уроков в школе.
Школа, где учился музыкант, специализировалась на прикладном искусстве. Эдвард стал мастером в создании художественных плакатов, и ему удалось неплохо заработать, получая заказы от государственных учреждений. Он даже стал победителем конкурса на лучший плакат. Но увлечение музыкой заставило его отказаться от предложенного места в Пратт-институте – ведущем учебном заведении по искусству, дизайну и архитектуре. В 1917 году Эдвард оставил работу художника-плакатиста и полностью посвятил себя музыке.
До Великой Отечественной войны столица была полна разнообразных музыкантов, но особенно популярен был жанр джаза. Эллингтон начал играть в джазовых оркестрах и неофициально обучался игре на фортепиано у известных музыкантов из Вашингтона. Он также выступал в оркестрах Сэма Вудинга и Дока Перри.
Начиная с 1919 года, Эдвард начал свою самостоятельную работу с друзьями — барабанщиком Сонни Гриром и саксофонистом Отто Хардвиком. Позже к коллективу присоединился еще и трубач Артур Уотсон. Ребят заметил владелец нью-йоркского бара, который временно находился в столице по делам, и предложил им переехать в Нью-Йорк для выступлений в его заведении, обещая хорошие условия и заинтересованную публику.
Начало карьеры
В 1922 году группа с именем «Вашингтонцы» (Washingtonians), которую возглавил Эллингтон, начала выступать в баре под названием «У Бэррона» в Гарлеме. Именно в это время Эдвард получил своё прозвище «Дюк». Переводится оно как «герцог». Музыканты придумали его, увидев, как пианист всегда был стильно одет, любил похвастаться яркими пиджаками и аксессуарами и вел себя с достоинством.
Позже «Вашингтонцы» переехали в более престижное заведение — в «Клуб Голливуд» (Hollywood Club) на Тайм Сквер. Они приобрели новые инструменты, начали экспериментировать с аранжировками и, начиная с 1924 года, записывали свои произведения на грампластинки.
В 1926 году Дюк Эллингтон познакомился с Ирвингом Миллсом, который стал его менеджером на долгие годы. Под его руководством бэнд был расширен до десяти человек и получил название «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» (Duke Ellington and His Orchestra). Регулярные выступления оркестра в престижном джаз-клубе Cotton Club принесли им популярность в Нью-Йорке, так как концерты обычно транслировались по радио. В этот период были написаны известные композиции Creole Love Call, Black & Tan Fantasy и The Mooche, которые знакомы публике по всему миру. RCA Records записала несколько композиций оркестра, включая хит всех времен – Mood Indigo («Настроение индиго»).
В 1929 году летом, группа участвовала в показе шоу Show Girl на Бродвее, а затем снялась в комедийном фильме «Проверка и двойная проверка» (Check and Double Check). Их популярность стремительно росла.
В 1931 году оркестр отправился в свой первый гастрольный тур, а уже через год дал концерт в университете Колумбии.
Стиль
Сначала оркестр творил сложные композиции в «джунглевом стиле» с резким и громким звучанием трубы, исполненной Баббером Майли. Звуки трубы и тромбонов очень напоминали человеческий голос по тембру, и иногда они даже произносили слова. В этом стиле были созданы такие произведения, как "East St.Louis Toodle-oo", "Black Beauty", "Black And Tan Fantasy", "Harlem Speaks". Позднее в творчестве коллектива появился «стиль настроений», важным произведением в этом стиле стала "Mood Indigo", полностью построенная на уникальном звучании саксофона Джонни Ходжеса.
Уникальные мелодии оркестра Эллингтона возникли благодаря его умению выявить и использовать индивидуальные таланты каждого музыканта. В разное время в его составе играли такие талантливые музыканты, как Баббер Майли, Чарли Эрвис, Трикки Сэм Нэнтон, Кути Сэм Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Джонн Ходжес, Харри Карни и Хуан Тизол. Еще в начале 1930-х годов композиции Limehouse Blues и It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing) с вокалом Айви Андерсон стали очень популярными. Следует отметить, что Эллингтон стал пионером стиля свинг за три года до его официального признания. В 1933 году в его исполнении впервые прозвучали песни Sophisticated Lady и Stormy Weather.
В 1935 году скончалась мама Эллингтона, что сильно потрясло музыканта и привело к творческому застою, прервавшемуся только композицией Reminiscing in Tempo без прежнего танцевального ритма и свингового драйва.
В конце 1930-х годов некоторые музыканты сменились в оркестре Эллингтона, и звучание коллектива изменилось. Джимми Блентон на контрабасе и Бен Уэбстер на тенор-саксофоне внесли свою интонацию в звучание оркестра, и поклонники джаза даже назвали их оркестр Blanton-Webster Band.
В 50-е годы оркестр поддался влиянию симфонической музыки, что нашло отражение в пьесах типично симфо-джазового стиля – Harlem, Black, brown and beige и World Suite. Таким образом, Эллингтон сохранил черты традиционного джаза – импровизацию, свинг и бит, в своей музыке, несмотря на "симфонизацию".
Гастроли
В 1933 году Duke Ellington and His Orchestra совершили первое гастрольное турне по Европе, посетив все крупные города Старого Света и дав концерт перед британской королевской семьей в лондонском «Палладиуме». После выступления Эллингтон встретился с принцем Уэльским и герцогом Кентским. Затем оркестр отправился в тур по Южной и Северной Америке, после чего вдохновленный этой поездкой написал композицию Caravan («Караван»), за которую был удостоен звания первого настоящего американского композитора.
В январе 1943 года после выступления оркестра в знаменитом «Карнеги-холле» музыканты отправили всю выручку от концерта в помощь Советской армии, сражавшейся с фашистской Германией.
После окончания войны в 1950-х годах интерес к джазовой музыке снизился. Чтобы избежать банкротства, Дюк Эллингтон со своим оркестром начал сопровождать популярных эстрадных певцов и певиц. Однако позже оркестр Duke Ellington and His Orchestra все-таки распался. В 1956 году Эллингтону удалось возродить свою основную деятельность.
Под влиянием соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса, оркестр с обновленной версией песни Dimuendo and Crescendo in Blue (Крещендо в голубом) выступил на джазовом фестивале в Ньюпорте. Результатом этого триумфального возвращения на сцену стало публикация снимка Дюка на обложке журнала Time и контракт с Columbia Records, где был записан его самый успешный альбом Ellington at Newport. Оркестр Дюка Эллингтона снова стал одним из лучших.
Вдохновленные удачей, в осеннем 1958 году музыканты джаз-оркестра решили снова отправиться в Европу с концертным туром. На этот раз они выступили в Англии, где Эллингтон представил свою музыку королеве Елизавете II и принцессе Маргарет. Специально для королевы Дюк написал «Королевскую сюиту», выпустил единственную пластинку и подарил её Елизавете. Это был поистине королевский подарок.
В 1963 году оркестр завершил свое европейское турне и отправился на Средний и Дальний Восток по запросу Госдепартамента США.
На следующий год в конце гастролей по европейским странам музыканты оркестра Эллингтона впервые посетили Японию.
В 1966 и 1967 году они в два этапа объездили всю Европу, выступая вместе с выдающейся вокалисткой Эллой Фицджеральд.
В 1968 году во время гастролей в Париже в честь 70-летия Дюка был устроен банкет, на котором музыканта приветствовал французский певец и актёр Морис Шевалье.
В 1971 году Дюк Эллингтон и его оркестр совершили грандиозное гастрольное турне по городам СССР, а затем отправились в Южную Америку, завершив его в Мексике.
В 1973 году оркестр Дюка Эллингтона стал участником концерта духовной музыки в Вестминстерском аббатстве (Лондон), затем выступил в «Палладиуме» и совершил поездку в Замбию и Эфиопию.
О своих многочисленных поездках и других событиях джазмен рассказал в своей автобиографической книге под названием «Музыка — моя возлюбленная».
Гастроли в Советском Союзе
Эллингтон отправился в Советскую Россию в компании шести саксофонистов, пяти трубачей, трех тромбонистов, барабанщика и двух вокалистов.
Билеты на выступления знаменитого оркестра были проданы задолго до начала концертов. В ленинградском аэропорту американских музыкантов встречал джазовый оркестр с названием «Ленинградский диксиленд». В Москве Дюк встречался с композитором Арамом Хачатуряном и дирижёром джазового оркестра Олегом Лундстремом, играл вместе с оркестром радио и остался очень довольным от встречи с советскими зрителями. В дальнейшем джазмен писал, что никто не уходил с концертов, которые длились по четыре часа, а овации не прекращались, его приглашали на бис десять-двенадцать раз.
Другая музыка
Параллельно с турне и импровизациями на концертах, Эллингтон занимался написанием инструментальной музыки для других оркестров и выступал в качестве дирижера. В 1941 году увидели свет его произведения Diminuendo in Blue и Crescendo in Blue.
В 1950-ые годы композитор вернулся к классическим темам и вместе с джазменом Билли Стрэйхорном создал вариации на произведения Шекспира — «Гамлет» и «Антоний и Клеопатра», интерпретировал «Щелкунчика» Петра Чайковского и "Пер Гюнта" Эдварда Грига.
В мировой истории записей сохранены коллаборации Дюка Эллингтона с такими легендами, как Луи Армстронг, Каунт Бэйси, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, сделанные в 1961 и 1962 годах.
В списке творческих достижений музыканта обязательно присутствует музыка для самого популярного жанра в американском театре. Например, в 1941 году, находясь в Лос-Анжелесе, он написал мюзикл «Jump for Joy», который был исполнен 101 раз. Одна из песен этого спектакля, I Got It Bad (And That Ain’t Good), стала джазовым стандартом.
Для Бродвея Эллингтон также написал мюзикл «Beggar’s Holiday», который после премьеры в декабре 1946 года был показан 108 раз, и «Pousse-Cafe», ставший его последним мюзиклом в карьере композитора.
Музыка к кинофильмам
В 1930 году Дюк Эллингтон написал несколько песен для фильма «Проверка и перепроверка», так как участвовал в этой комедии вместе с оркестром.
В 1934 году он также создал несколько музыкальных композиций для кино, специально как звуковое сопровождение. Он написал музыку к фильмам «Убийство на вечеринке» и «Красавица девяностых». Кроме того, он принимал участие в создании саундтрека к фильму «Много счастливых возвратов».
В 1936 году музыкант со своим оркестром записал саундтрек для голливудского фильма «День на скачках» (A day at the races), в котором главные роли исполняли братья Маркс. Следующим проектом стал фильм Hit Parade, к которому они также создали музыку через год.
В 1942 году оркестр получил новое предложение для съемок, и Дюку Эллингтону пришлось специально написать музыку к фильму «Хижина в облаках».
В 1950 году Дюк создал саундтрек к фильму «Асфальтовые джунгли», впервые полностью проработав всю музыку от начала до конца.
Благодаря саундтреку к фильму «Анатомия убийства» в 1959 году Дюк был номинирован на премию Grammy.
Музыка, написанная для фильма «Парижский блюз» в 1961 году, принесла ему номинацию на премию Оскар.
Франк Синатра исполнил композицию Эллингтона в 1966 году во время съемок фильма Assault on a Queen.
В 1969 году Дюк Эллингтон написал музыку для фильма Change of Mind, что стало его последней работой для кино.
Личная жизнь
Эллингтон вступил в брак рано, ему было всего девятнадцать лет. Его избранницей стала Эдна Томпсон, с которой он провел детство. В 2019 году у них появился сын по имени Мерсер. Но вскоре у них родился второй сын, который умер на раннем этапе своего возраста. Несмотря на то, что Эллингтон и Эдна прожили вместе несколько лет, их брак так и не стал счастливым.
Они разошлись окончательно, хотя не оформили официальный развод. Эдна скончалась в 1966 году.
Дюк Эллингтон пользовался популярностью среди женщин и открыто наслаждался вниманием противоположного пола. Его выделяла аристократичная манера поведения, и он был обольстителен, что приводило к множеству романтических приключений. Вспоминая прошлое, Мерсер утверждал, что шрам на лице джазмена появился из-за его любвеобильности — его жена Эдна почувствовала ревность, спорила с мужем и случайно ранила его ножом.
Эллингтон не искал идеальную спутницу. Его устраивало то, что женщины толпились вокруг него, и он мог выбирать из них. При этом он предпочитал тех, у кого были какие-то недостатки (непропорциональность, большая грудь и тому подобное). Иногда его поведение было похоже на сцену из комедии, когда он устраивал свидание сразу с несколькими красотками.
Однажды он предложил гостиничный номер сразу трём претенденткам. Эму пришлось попросить друга удерживать двоих в ресторане, в то время как он поднялся в комнату с третьей.
Эллингтон прожил десять лет со своей второй половинкой Милред Диксон, но когда в его жизнь ворвалась красавица Беатрис Эллис, он был покорен. В течение 37 лет она жила в роскошных апартаментах в Нью-Йорке, снятых для неё Дюком. Он время от времени навещал её, звонил каждый день, часто писал, угощал цветами, сладостями и подарками, но не спешил жениться.
Во время гастролей Дюка часто сопровождала Фернанда де Кастро Монте, которую он называл «моя герцогиня». Но их отношения не закончились браком.
До самого конца жизни Эллингтон был уверен, что его любовница — это музыка, и только она могла играть главную роль в его жизни.
Смерть
До самого конца своих дней Эллингтон активно выступал с концертами и продолжал сочинять музыку. В качестве композитора он написал свыше двух тысяч джазовых произведений.
В 1973 году у известного композитора обнаружили рак лёгких. 24 мая 1974 года Дик Эллингтон скончался в Нью-Йорке, ему было 75 лет. Его похоронили на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк.
После его смерти возникла огромная общественная реакция.
- Страница в Facebook
- Статья в Википедии