Дмитрий Крымов – талантливый российский художник, сценограф, театральный режиссер и заслуженный педагог. Он является членом Союза художников России, получил множество наград и заслуженно считается ведущим деятелем отечественного театра. Его творческий путь украшен пятикратной премией «Золотая маска».
Детство
10 октября 1954 года, в семье с глубокими театральными корнями, родился их единственный наследник, Дима. Его отец был известным режиссером, а мать — критиком. Желая уберечь его от стигматизации, связанной с еврейской фамилией, они дали ему материнскую фамилию.
В детстве Дима проводил много времени в театре, где работал его отец, узнавая тонкости актерского мастерства. Особенно сильное впечатление произвело на него посещение спектакля «Синяя птица» в МХАТе, что навсегда запало в его душу.
Вопреки установленным семейным традициям, Дмитрий Крымов выбрал не пойти по стопам своего отца. Его увлечением стало изобразительное искусство, и он даже думал о возможности поступления в Суриковский институт. Поддерживаемый родителями, он начал посещать подготовительные курсы для поступления. Но, столкнувшись с критикой своих способностей со стороны одного из преподавателей, он был вынужден отказаться от этой мечты.
Мать предложила ему альтернативный путь – поступить в Школу-студию МХАТ, подчеркнув, что не нужно сдавать экзамен по рисунку. Приняв это предложение, Дмитрий начал интенсивно готовиться к поступлению, изучая творчество известных художников. Его усилия не прошли зря – он был зачислен на режиссерский факультет.
Начало творческого пути
Выступив как талантливый художник-оформитель, Дмитрий проявил свои навыки в своей дипломной работе — постановке «Отелло», которую поставил его отец. Это событие стало отправной точкой для их долгого и плодотворного творческого сотрудничества.
После успешного завершения образования, Крымов стал частью Театра на Малой Бронной, но его настоящий талант раскрылся на других известных театральных сценах, таких как Центральный драматический театр, Театр Моссовета, Театр имени Николая Гоголя и МХТ имени Антона Чехова. Его работы были признаны не только в России, но и за её пределами, в Латвии, Болгарии и Японии, где его художественные достижения были оценены как местной публикой, так и критиками.
Творчество Крымова пользуется большим успехом среди зрителей и экспертов. Его произведения были показаны в Русском музее, а также в известных галереях Великобритании, Германии, Франции. Сейчас их можно увидеть в собраниях Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Особенно выделяется портрет Папы Римского Иоанна Павла II.
Карьера в театре
Человеком, который привлек внимание Дмитрия Анатольевича к театральному искусству, стал Валерий Гаркалин. Во время разговора Крымов выразил свое видение сцены встречи Гамлета с призраком его отца, что вдохновило Гаркалина предложить организовать постановку, в которой он смог бы исполнить главную роль. Сначала Дмитрий воспринял это предложение как шутку, но вскоре получил приглашение от директора Театра имени Станиславского, что стало поворотным моментом в его карьере.
Подготовка к спектаклям заняла более года, и хотя первые отзывы критиков были далеки от восторженных, со временем мастерство Крымова достигло новых высот, и его уникальный стиль завоевал любовь и признание зрителей. Мария Смольникова стала постоянной музой режиссера, принимая участие почти в каждом его театральном проекте.
В 2004 году Дмитрий Анатольевич стал руководителем собственной лаборатории в Школе драматического искусства, где он создавал новые театральные постановки в течение следующих 14 лет. В честь 50-летия режиссера была представлена постановка «Недосказки», которая заложила основу для традиции презентации новых спектаклей в честь каждого его дня рождения.
Прошедший год запомнился выходом спектакля «О-й. Поздняя любовь», который является интерпретацией работы Александра Островского. Режиссер и его ведущая актриса были награждены премией «Золотая маска» за эту работу.
После этого Крымов принялся за другое произведение Островского — «Безприданница», внесши недостающую букву «з» в название. Спектакль, представленный на сцене Школы драматического искусства, вызвал настоящий восторг.
Впоследствии Дмитрий Анатольевич решил уйти из театра, оставив за собой руководство лабораторией, но не прекратил свое творчество. В 2018 году на сцене Театра наций была представлена комедия масок «Му-Му», где главная героиня — не традиционная собака из знаменитого произведения, а девочка Маша, привнося совершенно новую интерпретацию истории.
На сцене Московского Художественного театра имени А.П. Чехова был представлен спектакль «Сережа», созданный под влиянием истории сына Анны Карениной. В этом произведении были использованы элементы из «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, добавляя новые тонкости к адаптации романа Льва Толстого. За этот шедевр Крымов получил престижную награду «Золотая маска», продолжая свою успешную карьеру в театре.
Следующая пьеса «Борис», посвященная Борису Годунову, открыла новые аспекты образа классического героя и предложила зрителям необычную интерпретацию известной исторической личности. Главную роль в этом спектакле исполнил выдающийся Тимофей Трибунцев, а образ Марины Мнишек на сцене оживили несколько талантливых актрис, среди которых Ксения Раппопорт и Паулина Андреева.
Период пандемии COVID-19 серьезно повлиял на работу театра, приведя к введению онлайн-трансляций спектаклей. Это стало настоящим испытанием для творчества Крымова, так как он особенно ценит живое взаимодействие между актерами и зрителями, их совместные эмоциональные переживания. С смягчением ограничений режиссер представил зрителям новую работу — «Все тут», наполненную личными впечатлениями и историями, включая отсылки к его родителям.
В 2021 году состоялась премьера двух выдающихся спектаклей. Весной был показан спектакль «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» с участием Евгения Цыганова в главной роли, который принес режиссеру Крымову награду «Хрустальная Турандот». Позднее, в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, зрители увидели спектакль «Костик» — интерпретацию классической «Чайки» Антона Чехова, продемонстрировавшую неиссякаемую креативность и мастерство режиссера.
Дмитрий выбрал свой путь жизни рядом с одной женщиной, которой он верен многие годы. Его избранница, Инна, родилась 29 июня в Магадане и проявила свой талант в различных творческих областях. Она занимается созданием документальных фильмов, воплощая уникальные проекты, которые позволяют зрителям заглянуть за кулисы реальности. Кроме того, Инна является великолепным организатором художественных выставок, ярмарок и аукционов, где каждое мероприятие свидетельствует о ее неиссякаемой энергии и страсти к искусству.
Из этого союза родился сын Михаил, который, в соответствии со семейными традициями, посвятил свою жизнь архитектуре. В настоящее время Михаил живет в США, где успешно реализует себя в профессиональной области, создавая новые архитектурные шедевры, способные вдохновлять и поражать воображение. Несмотря на расстояние, связь между ним и его семьей остается непреодолимой, ведь искусство и творчество — это то, что объединяет их на протяжении жизни.
В этом браке нет других детей, но Михаил — яркий символ общих желаний и мечт его родителей. Семья Дмитрия и Инны, несмотря на свою занятость различными творческими проектами, сохраняет тепло и близость отношений, демонстрируя пример гармонии и взаимопонимания. Этот пример любви и преданности, прочной семейной связи, является вдохновением для многих, кто стремится создать и поддерживать истинные ценности в личной жизни.
В настоящее время
В феврале 2022 года Дмитрий Анатольевич Крымов переехал из России в Соединенные Штаты Америки, что стал значительным событием в его жизни. Сразу после прибытия он начал реализацию нового амбициозного проекта — постановку «Вишневого сада». В Нью-Йорке под его руководством была основана театральная лаборатория Krymov Lab NYC, которая нашла свою резиденцию в известном экспериментальном театре La MaMa, ставшем площадкой для его творческих экспериментов.
Во время беседы с журналисткой Катериной Гордеевой, чье имя было включено Министерством юстиции Российской Федерации в список иностранных агентов, и опубликованной на ее YouTube-канале, Дмитрий Анатольевич поделился своими мыслями о новом этапе своей жизни и профессиональной карьере. Он выразил готовность оставить свои прежние достижения в России в пользу новых возможностей и перспектив, которые открылись перед ним в США.
Крымов высоко оценил свободу творческого самовыражения, которую он обнаружил в Америке, и подчеркнул, что именно она стала важным моментом для его переезда. Первым проектом новой театральной лаборатории стал спектакль «Евгений Онегин», в который вошли американские актеры, отобранные на кастинге. По словам режиссера, артисты проявили уникальный интерес и готовность репетировать без оплаты ради возможности обучения и получения нового опыта под его руководством.
Таким образом, Крымов расширил свои художественные горизонты на новом континенте, внедрив свой неповторимый стиль и видение в американский театр, что, без сомнения, обогатило культурную среду США.