Дмитрий Мережковский – известный российский поэт и писатель, выдающийся представитель эпохи «Серебряного века» и один из основателей русского символизма. Он был мужем известной поэтессы Зинаиды Гиппиус, чье сердце он покорил.
Творчество Дмитрия Мережковского сложно осознать и принять для многих читателей. Он стал известен в литературных кругах благодаря своей религиозно-философской работе и изданию журнала «Новый путь». Вместе со своей женой Зинаидой Гиппиус, которая была его вдохновением, он организовал знаменитый литературный салон, где впервые были прочитаны стихи Осипа Мандельштама, Александра Блока и Сергея Есенина.
Детство и юность
2 августа 1865 года в Париже родился известный писатель. Отец мальчика был чиновником, а мать занималась хозяйством и воспитанием детей. В семье Мережковских было много детей — шесть мальчиков и три девочки. Будущий писатель был самым младшим ребенком в семье.
Хотя дом и быт семьи были скромными, родители учили детей жить экономно. Когда родители уезжали в командировки, за детьми ухаживали гувернантка и няня, которая рассказывала им библейские истории, которые особенно любил маленький Дмитрий.
Спустя много лет литературоведы пришли к выводу, что именно сказки няни сделали писателя человеком с глубокой религиозной убежденностью. Кроме того, духовный мир Мережковского был сформирован под влиянием постоянного чувства одиночества, которое впоследствии отразилось в его произведениях. Первым осознанным произведением автора стало стихотворение «Дети ночи», в котором отчетливо прослеживаются его детские и юношеские переживания.
После переезда в Россию в 1876 году мальчик поступил учеником в Третью классическую гимназию в Петербурге. Первым его поэтический талант заметил отец, на тот момент уважаемый в доме вдовы Алексея Толстого, графини Софьи Андреевны. Воспользовавшись ее связями в литературных кругах, Сергей Иванович привел сына в гости к Федору Достоевскому, чтобы тот оценил способности маленького поэта.
Как вспоминал Мережковский-младший, визит к великому писателю был для него чрезвычайно волнительным. Достоевский сдержанно похвалил стихи, но отметил, что сочинения еще слишком несовершенны и слабы. Чтобы создать настоящие шедевры, автор должен пройти немало испытаний, прочувствовать на себе страдания от непонимания и неприятия.
В 1884 году юноша поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. В это время молодой человек открыл для себя философию позитивизма и увлекся французскими произведениями. Темой дипломной работы Мережковского стала биография философа Мишеля де Монтеня – яркого представителя эпохи Возрождения. После окончания университета юноша осознал, что свяжет жизнь исключительно с литературной деятельностью.
В 1880 году Дмитрий опубликовал свою первую работу в журнале «Живописное обозрение», которая состояла из его ранних стихотворений – «Осенняя мелодия» и «Тучка». Через восемь лет его сборник «Стихотворения» был выпущен петербургским издательством, а затем появилось собрание «Символы», включающее в себя песни и поэмы. В 1893 году шла в свет брошюра под названием «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», написанная автором.
Для поэта 1899 год стал переломным. В его творениях все чаще звучали религиозные мотивы, и постепенно эта тема привела к формированию философско-религиозной ассоциации, где представители интеллигенции обсуждали актуальные общественные вопросы. Вместе с Мережковским на истоке создания клуба стояла его вдохновительница с точно такими же глазами – Зинаида Гиппиус.
В осенний период 1900 года супруги Дмитрий и Зинаида организовали у себя дома первую встречу, которую назвали «заседанием мистического круга», инициатором которой была Зинаида. Они пытались привлечь участников литературного объединения «Мир искусства» в свою «новую религиозную общину», но только журналист Д. Философов проявил интерес к их идеям. В итоге "новый храм" превратился в треугольник, внутри которого переплелись мировоззренческие разногласия и личные отношения участников. Тройной союз Мережковского, Гиппиус и Философова вызвал определенный интерес в обществе, однако никто не решался присоединиться к нему.
Появившаяся самодельная церковь вызывала беспокойство среди людей, и у некоторых она вызывала явное недовольство. «Мир искусства», который был известен как «мужской клуб», обвинил Мережковского в измене. С этого момента участники нового кружка стали ярыми противниками Дягилева, главного редактора популярного издательства. Вскоре семья Мережковских также столкнулась с изменой: Философов решил покинуть новую церковь и вернуться к Дягилеву.
Отношения Дмитрия Сергеевича с «Миром искусства» полностью прекратились, когда журнал завершил публикацию его работы о творчестве Толстого. В начале 1902 года скончалась А. Давыдова, после этого Мережковский больше не имел возможности публиковать в журнале «Мир Божий».
Автор столкнулся с проблемой издания своих произведений, что привело его к мысли о создании своего издательства. Вместе с П. П. Перцовым он предложил идею создания журнала, который объединил бы религиозное сообщество. Благодаря усилиям коллег и помощи министра внутренних дел Сипягина, удалось получить разрешение на издание журнала. Так появилось издание "Новый путь", над которым Мережковский и Гиппиус работали в имение Заклинье.
После того, как вышла трилогия «Христос и Антихрист», сочинитель стал известен. Она состояла из трех частей: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Антихрист Петр и Алексей», «Воскресшие боги».
В 1906 году Дмитрий с супругой жили и работали в Париже, где написали книгу «Царь и революция». Здесь же, во Франции, Мережковский начал трилогию «Царство Зверя», посвященную отечественной истории 18-19 веков.
Первая часть этого труда – «Павел I» — увидела свет в 1908 году. Автор почти попал под арест из-за этого произведения, но продолжил работу. Через пять лет он закончил работу над «Александр I», а в 1918 году вышла завершающая книга цикла «14 декабря».
В 1909 году вышел поэтический сборник Мережковского под названием «Собрание стихов». В последующие годы были изданы книга «Было и будет: Дневник 1910-1914» и исследовательский труд «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».
В 20-30-е годы XX века популярностью пользовались произведения литератора, такие как «Данте», «Павел и Августин», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Наполеон», «Иисус Неизвестный», «Рождение Богов», «Мессия» и «Франциск Ассизский».
Первая любовь Мережковского появилась в его молодости, когда он влюбился в дочь издательницы петербургского журнала «Северный вестник». Вместе с семьей возлюбленной он даже отправился в путешествие по Европе в 1885 году, но их роман скоро закончился.
В начале 1889 года Дмитрий Мережковский вступил в брак с поэтессой Зинаидой Гиппиус. Эта женщина стала не только его женой, но и верным другом, соратницей и соавтором всех его творческих усилий. В период Серебряного века их союз стал самым известным среди всех его отношений.
Несмотря на различия в личностях, Мережковский и Гиппиус удивительно дополняли друг друга. По мнению современников, каждая встреча была для них как первая. В парке они вели медленные разговоры, которые вскоре переходили в горячие дискуссии. В источниках неоднократно упоминается о невероятном мистическом родстве их душ.
До знакомства с Дмитрием Зинаида отклоняла предложения от других мужчин. Но встретив Мережковского, она сдалась, и вскоре они начали жить вместе.
Они вступили в брак зимой 1889 года. Вместо того, чтобы устраивать свадебные пиршества, молодожены сразу после церемонии вернулись к своим творческим занятиям. По словам поэтессы из ее мемуаров, брак для нее был лишь формальностью.
Этот брак считается уникальным, так как интимных отношений между супругами не было. Исследователи утверждают, что Гиппиус не проявляла большого интереса к физическим утехам, а Мережковский воспринимал это спокойно. По другим данным, Гиппиус часто заводила романы на стороне, также как и ее супруг. Предположительно, это стало причиной постоянных конфликтов между влюбленными.
Отношения Мережковского с поклонницей его творчества, Еленой Образцовой, вызвали у Гиппиус сильные эмоции. Когда весной 1901 года Елена приехала в Петербург и между ней и писателем возникла страсть. Через год фанатка снова посетила дом писателей, предположительно чтобы помочь финансово изданию «Новый путь». В действительности же, Образцову привели сюда по сердечным делам. Разозленная Зинаида выставила соперницу за дверь.
Тем не менее, появилась иная версия этой истории. Сообщается, что публицист Философов был приверженцем нетрадиционной сексуальной ориентации, поэтому он не мог быть возлюбленным Гиппиус. Одна мысль о интимной близости с женщиной вызывала у него отвращение.
Таким образом, супруги наслаждались полной свободой выбора партнеров, живя в романтическом союзе. Хотя чувственная составляющая страдала, между ними существовало множество особенностей, недоступных обычным парам. Дмитрий и Зинаида жили в идеальном интеллектуальном и духовном согласии, несмотря на отсутствие традиционной любви, понятной для общества. Для компенсации эмоций каждый из них находил утешение вне брака.
Смерть
Внезапно скончался Дмитрий Мережковский – причиной смерти стало обширное кровоизлияние в мозг. Это произошло 9 декабря 1941 года, когда ему было 76 лет.
Согласно христианским обычаям, прощание с ушедшим прошло после трех дней и состоялось в православном храме Святого Александра Невского. Могила писателя находится в русской части кладбища Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.