Дмитрий Ростовский был известным священнослужителем, епископом РПЦ, духовным писателем, педагогом и проповедником в период XVII-XVIII веков. Он также занимал пост митрополита Ростовского и Ярославского и был канонизирован в лике святителя.
Ранние годы
Дмитрий Ростовский родился в Макарове, в семье шляхтича Саввы и Марии Туптало. Его называли Даниилом. Отец был сотником и служил ктитором в киевском Кирилловском монастыре. Прадед был священником и происходил из мелких дворян. В семье также было четыре дочери, которые позднее также приняли монашеский постриг.
С самого детства Даниил был благочестивым мальчиком и стремился к духовной жизни. Он учился в Киево-Братской коллегии, а затем в возрасте 17 лет принял монашеский постриг в Кирилловском монастыре, где служил его отец.
Служение
В течение 7-летнего периода, начиная с 1668 года, монах по имени Даниил, который взял себе имя Дмитрий, жил в монастыре. Этот период его жизни стал основой для его будущего духовного пути как проповедника. Сначала его посвятили в иеродиаконы, затем в иеромонахи. В этом звании Дмитрия направили в Чернигов, где он стал проповедником. Он совершал паломнические поездки в различные монастыри Украины, провел около года в Слуцке в местном Преображенском монастыре и проводил проповеди для монашеского братства.
В течение этих годов Дмитрий проводил время над своим первым трудом – «Диарием», который представлял собой своего рода дневник, записи о духовных и житейских вещах на польском языке. В 1679 году он прибыл в монастырь Крупецкий Николаевский, где пробыл около двух лет. После этого он был назначен игуменом в Преображенскую обитель Максаковскую. После смерти настоятеля в Крупецком монастыре, его вернули сюда уже в должности настоятеля. Однако он отказался от должности и переехал в Киев в 1683 году по приглашению митрополита Киевского Варлаама (Ясинского).
С этого момента жизнь Дмитрия некоторое время была связана с Киево-Печерской лаврой, которая находилась в подчинении Константинопольского патриархата. Здесь он был послушником в написании жизнеописаний святых отцов.
В 1700 году Московской патриархии потребовались кандидаты на пост игуменов Сибирской кафедры. Император Петр I личным указом поручил митрополиту Киевскому отобрать наиболее достойных монахов. В Москву были отправлены два человека — епископ Захария Переяславский и Дмитрий (Туптало).
В феврале 1701 года они оба прибыли в столицу. И 23 марта Дмитрий был рукоположен в сан епископа, и получил статус митрополита Тобольского и всея Сибири. Весь год он оставался в Москве, жил в Чудовом монастыре, на Сибирском подворье. Но слабое здоровье не позволило ему продолжить деятельность на новой кафедре. Вместо этого Дмитрий получил назначение в Ростовскую митрополию.
Сюда новый глава кафедры и отправился. А первый молебен в епархии провел в Яковлевском монастыре, в старинной Зачатьевской церкви. Здесь же митрополит повелел и положит себя после смерти. Это нарушало сложившиеся традиции – обычно архиереи находили упокоение в Успенском соборе, имевшем статус кафедрального.
В своем качестве митрополита Ростовского, Дмитрий имел возможность не только проповедовать, но и учить людей. Он активно общался с жителями региона, боролся с распространением старообрядчества, а также организовал учебное заведение, где обучались латыни и греческому языку.
Дмитрий Ростовский оставил на страницах истории множество духовных литературных произведений. Одной из его значимых работ является четырехтомная книга с житиями святых. Кроме того, он написал стихи и песнопения, которые были включены в сборник трудов различных авторов под названием «Богогласник».
Проживая на Украине, Ростовский также творил пьесы на духовные темы. Две из них, «Успенская драма» и «Ростовское действо», до сих пор актуальны и используются в постановках, продемонстрировав свою выносливость через время.
Личная жизнь
С юных лет Дмитрий Ростовский обрёл себе решение посвятить свою жизнь служению Богу. Он отверг возможность личной семейной жизни и никогда не вступал в брак.
Смерть
В ночь с 27 на 28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский скончался. Однако его похороны состоялись лишь через месяц, в конце ноября. В епархии ждали прибытия Стефана Яворского, друга покойного, который должен был провести отпевание. Согласно воле митрополита, его тело упокоили в Троицком соборе Яковлевского монастыря. Вопреки традициям того времени, вместо каменного гроба и склепа тело поместили в деревянный, вместе с учеными трудами Дмитрия Ростовского.
Прославление и обретение мощей
В 1752 году произошло проваление чугунного пола Троицкого собора, в результате чего обрушилась деревянная гробница митрополита Ростовского. Во время восстановительных работ был открыт гроб, и обнаружены останки покойного. Для подтверждения этого события в монастырь был приглашен нынешний представитель кафедры.
Для сохранения святыни была построена новая, уже из камня гробница. Но из-за того, что останки были подвержены разложению, канонизация Дмитрия Ростовского была невозможна. Это решение было принято на священном Синоде. Однако обычным людям было представлено, что останки митрополита остались нетленными и святыми. Затем Синод вышлет указание главе церкви о прославлении останков. Вскоре пошли рассказы о чудесных исцелениях у тех, кто приходил поклониться святыне.
Через 4 года, после проверки, великим событием 1 апреля 1757 года, в день Пасхи, стало прославление Дмитрия Ростовского. Он был признан святым и включен в число святителей. Были установлены особые даты его прославления: день смерти и день обретения мощей. Перенесение его останков в новую гробницу прошло торжественно, так как это было первое канонизирование в современной истории. В этом важном событии приняла участие императрица Екатерина II.
В XVIII веке было написано житие святого. Одно из них было составлено епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием, автором богослужебного текста, посвященного Дмитрию Ростовскому. Второе житие было составлено Лукой, настоятелем Яковлевской обители.