Итальянский мастер скульптуры Донателло, являющийся представителем эпохи Возрождения, славится своими произведениями, такими как статуя Давида, скульптура святого Георгия, и благовещение Кавальканти, и многими другими.
Детство и юность
Донато ди Никколо ди Бетто Барди — настоящее имя знаменитого скульптора. Он родился в 1386 году во Флоренции. Отец Донато был богатым чесальщиком шерсти, который обеспечил сына отличным образованием.
В 15 лет отец умер, и Донателло был вынужден сам зарабатывать на жизнь. Сначала он учился у ювелира, затем работал подмастерьем. Несколько лет провел в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, где и совершенствовал свое мастерство бронзового литья. Именно здесь началась его карьера скульптора.
Обучение Донателло было оплачено богатым меценатом и флорентийским банкиром Мартелли, который был страстным поклонником искусства и поощрял талантливых людей. Лоренцо Гиберти стал учителем молодого Донателло, а сам Гиберти обучался у Филиппо Брунеллески, который позже стал известным архитектором. Филиппо и Донателло стали близкими друзьями и сохраняли эту дружбу на протяжении всей жизни.
Творчество
В 1404 году Филиппо и Донателло отправились в Рим, чтобы закончить свое образование. По возвращении во Флоренцию скульптор создал свои первые произведения искусства — статую Давида из мрамора и рельеф с изображением Благовещения. В статуе Давида прослеживается влияние готических традиций, однако значение этого произведения трудно переоценить. Это первое подлинное произведение Донателло, дошедшее до наших дней.
Дальше слава и спрос на талантливого скульптора только росли. Донателло получал все больше заказов: он создавал скульптуры и ваял барельефы для церквей и общественных зданий. Например, он создал особый барельеф для церкви Орсанмикеле, которую построили благодаря общественным пожертвованиям в знак признательности за избавление от чумы. Этот барельеф изображал святых Марка и Иоанна Евангелиста.
В 1415 году Донателло начал работать над статуей святого Георгия, которая затем должна была занять свое место в этом же соборе. В этой фигуре можно увидеть изысканные пропорции, следование принципам реализма и превознесение красоты человеческого тела. Эти качества характерны и для других произведений великого скульптора, который был страстным поклонником античного искусства.
Замечательно, что чаще всего святой Георгий изображается верхом на коне, атакующим змея копьем. Однако Донателло изобразил святого в момент осознания собственной победы, когда Георгий опирается на щит и уверенно глядит вперед.
До 1432 года скульптор охотно принимал заказы от города. Он создал целую серию статуй библейских пророков. В ранних работах мастера можно увидеть позднеготические черты: неподвижность, неяркие черты лица скульптур, тяжелые складки одежды святых.
Со временем Донателло все больше стремился к античным традициям и идеалам позднего Возрождения. В мраморных изваяниях мастера можно увидеть реальные лица людей, а не классические библейские типажи. Уже в статуе святого Георгия присутствует индивидуальность, портретность. Постепенно работы скульптора становятся более пластичными, позы и фигуры приобретают естественность, одежда плотно облегает совершенные тела.
Одно из самых известных произведений Донателло — это надгробие для усыпальницы папы Иоанна XXIII. Совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо мастер работал над этим заказом. Получившееся надгробие стало образцом для могил католических священников различных рангов. Донателло сотворил фигуру папы, которая мирно лежала на постаменте, а Микелоццо работал над другими частями гробницы.
В 1420 году скульптор вернулся к бронзовому литью, которому он научился еще в начале своей карьеры. Несколько лет спустя мастер создал несколько бронзовых изваяний, которые стали началом нового направления в скульптурном искусстве. Донателло занимался созданием как крупных монументов, так и совсем маленьких фигурок. Примером может служить его работа для баптистерия в Сиенне.
Среди других великих работ этого художника особое место занимает бронзовая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен во всей своей молодости и привлекательности. Его голову украшает пастушья шапочка, а сам Давид гордо стоит на голове своего побежденного врага. Обнаженный Давид до сих пор остается эталоном мужской красоты в современном искусстве. Донателло совершил настоящую культурную революцию, впервые изобразив обнаженную натуру с момента античных скульпторов.
Изначально статуя Давида украшала колонну во дворе Палаццо Медичи во Флоренции. Однако после свержения царской семьи, этот монумент был перемещен в апартаменты Синьории. Интересно, что произведение великого скульптора стало символом борьбы Флоренции за независимость. В настоящее время статуя находится в музее Барджелло.
Донателло также занимался работой над барельефами. Он кардинально изменял традиции и техники своих предшественников. Донателло стремился к реализму, поэтому особенно тщательно выточил фигуры. Фигуры на переднем плане выглядели объемными и фактурными, в то время как фоновые изображения имели «сплющенный» вид.
В 1432 году известный скульптор отправился в Рим, где встретил своего давнего друга по фамилии Брунеллески. В вечном городе Донателло начал изучать античную архитектуру и скульптуру. В результате в его последующих работах появились простые линии, реалистичность фигур и портретов, индивидуальность, характерные для античного искусства.
Личная жизнь
Мало информации о личной жизни Донателло дошло до наших дней. Однако, творческая биография и история создания его лучших произведений описаны куда подробнее.
Следы зрелого мастера можно увидеть в рельефах под названием «Вознесение на небо», «Видение Иоанна на острове Патмос», «Освобождение из котла с кипящим мастером», а также «Воскрешение Друзианы». Эти работы скульптор создал в 40-е годы.
Позднее творчество мастера отличалось новыми чертами: драматизмом, глубиной образов, психологичностью и движением.
В 1443 году скульптор отправился в Падую, где через несколько лет создал верховую скульптуру венецианского кондотьера Эразмо де Нарни. Статуя коня и всадника представляет собой единую композицию и размещена на перекрестке улиц.
Позднее Донателло создал церковный алтарь и ряд великолепных барельефов. В последние годы своей жизни мастер работал меньше. С 1453 года он жил в родном Флоренции и тяжело болел, что нашло отражение в его поздних работах.
Смерть
Некоторые исследователи считают последнюю фазу в творческой биографии Донателло периодом упадка. Художник вернулся к готическим традициям, что может быть символом его душевного надлома и трагизма.
Среди последних работ Донателло наиболее известными являются статуя Марии Магдалины и бронзовая группа «Юдифь и Олоферн». Мария Магдалина всегда изображалась молодой, но мастер изобразил святую как глубоко постаревшую, уставшую и истощенную.
В 1466 году Донателло скончался.