В 1764 году Джеймс Харгривс придумал устройство для прядения, которое было названо «Прялка Дженни». Эта машина значительно увеличила производительность труда и сыграла важную роль в переходе от ручного труда к машинному производству, экономя время и усилия.
Жизненный путь
Родившийся в 1720 году в Ланкашире, будущий изобретатель провел свое детство в Блэкберне, небольшом городке в Северо-Западной Англии. Эта местность славилась производством льняных и хлопковых тканей, которые были в постоянном спросе, но ручное производство не могло удовлетворить его.
Многие местные жители, включая Джеймса Харгривса, зарабатывали на жизнь, производя пряжу. В течение 1740-1750 годов он работал ручным ткачом в городе Стэндхилл. В 1760 году ему удалось усовершенствовать кардочесальную машину, а через несколько лет, в 1765 году, он разработал прядильную машину с названием «Дженни», благодаря чему его имя вошло в мировую историю. Изначально Харгривс использовал это устройство сам, но затем продал несколько таких же своим знакомым ткачам.
Устройство прялки
Автомобиль Харгривса был оснащен несколькими веретенами, каждое из которых имело блок с приводным шнуром в основании. Все шнуры были переброшены через барабан, который приводился в движение с помощью колеса. Для управления машиной требовалось достаточно усилий одного человека, который вращал колесо.
Этот механизм значительно повышал производительность труда, заменяя как минимум пять прядильщиков. Кроме того, он позволял одновременно создавать ткань из различных нитей — льняных, хлопковых и шерстяных. Единственным недостатком такой пряжи была ее недостаточная прочность, которую приходилось компенсировать добавлением льняной нити.
Распространенная версия создания «Прялки Дженни»
По одной из популярных легенд, прядильный аппарат Джеймса Харгривса был назван в честь его дочери. Однажды, когда он работал, девочка случайно задела прялку, и она упала на пол. Харгривс обратил внимание, что веретено продолжало крутиться по инерции, находясь в вертикальном положении. Именно тогда у него возникла идея о нескольких веретенах, расположенных рядом, которые могли бы двигаться одновременно.
Переезд в Ноттингем
Изначально соседи Джеймса приветственно относились к его изобретениям, даже с удовольствием покупали у него прядильные машины. Однако вскоре они осознали, что улучшение трудовой производительности прядильщиков приводит к увеличению объемов пряжи, поставляемых на рынок. Спрос перестал превышать предложение, что привело к падению цены на продукцию. Люди, привыкшие к стабильному доходу в течение многих поколений, встретили эту новость с недовольством.
Противостояние между изобретателем и местными жителями привело к тому, что в 1768 году горожане ворвались в его дом, разрушили оборудование и сделали его жилище непригодным для проживания. Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем. Однако выбор нового места оказался удачным, так как там в это время процветало производство чулочно-носочных изделий, и был стабильный спрос на пряжу.
В Ноттингеме Джеймс Харгривс и Томас Джеймс основали ткацкую фабрику. В 1770 году Харгривс получил патент на свое изобретение, что позволило ему предъявить иски против ткачей из графства Ланкашир, использующих его разработки. Однако он проиграл в суде. Изобретатель умер в 1778 году, всю свою жизнь оставаясь активным и преданным своему делу.
Значение изобретения в исторической перспективе
Изобретение Джеймсом Харгривсом улучшенной прядильной машины стало ключевым этапом в переходе от ручного производства к механизированному и массовому производству. Это знаменовало начало промышленной революции. Кроме того, «Прялка Дженни» послужила прототипом многих последующих изобретений в области механизации производства. Так, изобретатель прядильной машины периодического действия Сэмюэл Кромптон утверждал, что в своей работе опирался на разработки Харгривса.