Джон Локк — выдающийся английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Его идеи оказали значительное влияние на формирование политической философии.
История запомнила английского философа 17 века Джона Локка благодаря его выдающимся трудам по актуальным проблемам человечества: межрелигиозным взаимоотношениям, воспитанию детей и социальной организации общества.
Яркий представитель эпохи Просвещения, Локк стал первым философом, который смог раскрыть личность человека через непрерывное сознание.
Детство и юность
29 августа 1632 года в графстве Сомерсет на свет появился Джон Локк. Его отец был успешным адвокатом и обеспечивал семью благополучием. Но однажды отец потерял все свое состояние из-за своей доброты, раздавая деньги нуждающимся. Он хотел научить сына сострадательности к окружающим.
Мало известно о матери будущего философа. Известно лишь, что как и отец, она была противником абсолютной монархии.
Оба родителя внесли значительный вклад в формирование личности мальчика. От отца он унаследовал свободолюбие и независимость от материальных благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь жила в страхе за остальных детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не разгневать Всевышнего.
Воспитание Локка-младшего было строгим и религиозным. Большую часть времени Джон проводил с отцом, который занимался формированием его личности по собственным методикам. Сначала родитель держался в стороне, играя роль строгого «босса», которому нужно было безоговорочно повиноваться. С течением времени он приблизил к себе «подчиненного», и отношения между отцом и сыном стали основаны на крепкой дружбе.
С детства мальчик был страстным читателем и проявлял талант в различных областях знаний. По рекомендации друга семьи его родители отправили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.
После окончания школы в 1652 году, молодой человек поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицину и осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получил у самого Роберта Бойля. Во время учебы он погрузился в философию Рене Декарта, которая стала основой его мировоззрения.
Многое в Джона вложил его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из числа других студентов. Локк научился кратко и ясно излагать суть своих мыслей, не прибегая к пустым и сложным рассуждениям.
Во время учебы в университете Локк обнаружил еще два вдохновения: Ричард Лоуэр, который внушил ему интерес к медицине, и Джон Уилкинс – священник и ученый, обладавший знаниями в различных областях науки.
Одно из основных произведений Джона Локка, название которого «Эссе о человеческом разумении», увидело свет в 1690 году. Эта книга основана на собственных исследованиях автора, а также на философии Платона, работы которого были глубоко изучены Рене Декартом. В своем труде Локк разбирал древнюю теорию «врожденных идей» — знаний, которые не приобретаются, а даны человеку на уровне подсознания.
Джон опроверг теорию, не поддерживая ее. По его мнению, человек занимается идеями из-за их пользы, а не на уровне подсознания. Локк утверждал, что основой подсознания является приобретенный опыт, основанный на чувственном восприятии.
В своей книге автор обсуждал, что простые идеи служат «строительным материалом» для создания сложных идей. Простые идеи возникают по мере созревания личности, начиная с «чистого листа».
Локк оспаривал точку зрения Декарта, согласно которой мышление является неотъемлемым атрибутом человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания приобретаются опытом, в то время как Декарт утверждал, что мышление — это постоянное состояние индивида.
Джона Локка считают величайшим английским философом 17 века, однако все его открытия не были исключительно самостоятельными. В основе любого его труда лежат разработки других мыслителей, работавших в разные времена. Несмотря на оригинальную трактовку мыслей, Локка нельзя назвать оригинальным создателем концепций в философии. Помимо Декарта и Платона, в «Опыте о человеческом разумении» ученый рассматривал труды Исаака Ньютона и Томаса Гоббса.
Педагогика
Закончив Оксфорд с отличием, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в университете. Однако вскоре он получил предложение стать личным врачом графа Энтони Шефстбери, которого недавно излечил от серьезной болезни. Помимо своей врачебной практики в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.
В этот период в научной биографии молодого ученого появилась педагогика. Работая в доме графа, Джон обменивался письмами с другом Клэрком, в которых делился своими идеями о воспитании. Приятель тщательно хранил все письма, которые позже стали основой для большой педагогической работы «Мысли о воспитании».
По утверждению Локка, человек действует не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, которое формирует его характер, силу воли и нравственные качества. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, необходимо также заботиться о духовной чистоте и нравственности.
В своих письмах Джон Кларк часто использовал методику воспитания, разработанную его отцом. Ее основными принципами были:
- упрочение физической формы, соблюдение дисциплины, здоровое питание, установленный режим дня;
- интеллектуальные игры и развивающие занятия;
- подавление личных желаний в пользу разума;
- овладение изысканными манерами.
В процессе обучения детей, Локк следовал основному принципу: использовать их интерес и желание узнать что-то новое. Педагог уверен, что основное воспитательное средство — это окружающая обстановка и личный пример. Для формирования устойчивых положительных привычек у детей, Джон советует использовать добрые слова и мягкие напоминания. Для развития силы воли своих подопечных, ученый предлагает использовать физические упражнения и закаливание.
Согласно Локку, основные предметы, которым должен научиться каждый ребенок, включают в себя чтение, правописание, этику, географию, историю, математику, геометрию, рисование, астрономию, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо освоить какое-либо полезное ремесло.
В качестве автора новой концепции воспитания, Джон Локк выявил множество недостатков в образовательной системе своего времени. Он выражал яркое негодование по поводу латинских сочинений и речей, которые требовалось создавать учащимся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и практичным. Хотя он не возражал против сочинении стихов и поэзии в целом, он уделял этим вещам минимальное внимание из-за их определенной сухости.
Согласно Локку, применение физических наказаний в отношении детей допустимо лишь в экстремальных ситуациях: когда неслушание становится систематическим и проявляется в особенно наглом поведении.
Мысли Джона о политике были сформированы его родителями. Он разделял идеи демократической революции, которые были изложены в его книгах «Размышления о славной революции 1688 года» и «Право народа на восстание против тирании».
При обсуждении роли государства, ученый считал, что его основной функцией должно быть обеспечение личных свобод и прав граждан. По его мнению, власть должна быть избираемой народом, а каждый человек должен подчиняться установленному законодательству, а не подвергаться произволу правительства.
Как верховный орган власти, государство обязано защищать каждого гражданина и его собственность. Именно Локк впервые выдвинул понятия правового конституционного государства и законодательной власти.
Личная жизнь
Иммануил Кант известен как философ-затворник, но Джон Локк превзошел его в одиночестве. В отличие от своего немецкого коллеги, который в конце жизни обзавелся жилищем и прислугой, Локк оставался бездомным до конца своих дней. Всю свою жизнь он провел, работая преподавателем, в чужих домах.
Его занятия никогда не были узкоспециализированными: ни одной из областей он не посвящал себя полностью. Медициной занимался по необходимости, политику изучал по возможности и так далее.
Джон был человеком глубокой веры, однако также увлекался наукой. Всю свою жизнь он пытался объединить эти два разных аспекта – науку и религию. По всему видимому, личная жизнь Локка не сложилась – он так и не обрел семью и детей.
Когда пришли последние дни Джона, он переехал в загородное имение женщины под названием Дэмерис Мэшем. Она заботилась о нем как о собственном отце, а он чувствовал к ней как к дочери. Дэмерис разделяла его философские взгляды и учения, которые она передавала своим подопечным.
С возрастом Локка потерял слух, и это очень огорчало его. Философ любил вести беседы на различные темы, но теперь у него не было возможности сделать это.
Ученый скончался от астмы, и это произошло 28 октября 1704 года в резиденции леди Мэшем. Она была с ним до последних минут его жизни. Мыслителя похоронили неподалеку от дома своей подруги.
Труды
- Размышления о воспитании в 1691 году: что должен изучать истинный джентльмен
- То же «Мысли о воспитании»
- Анализ точки зрения отца Мальбранша в его исследовании
- Сборник писем
- Последнее выступление цензора
- Эксперименты по закону природы
- Попытка понять и примирить веры различных людей
- Послание о необходимости терпимости
- Два трактата о правлении государства
- Опыт о познании человеческого разума
- Основы естественной философии
- Рассуждение о чудесах и их природе