Дзидра Артуровна Ритенберг — представительница латышского происхождения, занимавшаяся актерским и кинорежиссерским искусством в советскую эпоху.
Детство и юность
Известность пришла к актрисе Дзидре Ритенберг после её дебюта в фильме «Мальва», режиссёром которого был Владимир Браун. В этом фильме ей выпала главная роль, и он стал первым шагом в её кинокарьере. После этого в её жизни произошли как радостные, так и трагические события. Её любимый муж погиб незадолго до рождения их дочери.
Дзидра Ритенберг появилась на свет в Латвии, в Дундагской волости, 29 августа 1928 года. Она получила образование в вечерней школе в Лиепае, а затем поступила в Драматический театр имени Упита, где училась у известного преподавателя Веры Балюг. Позднее звезда театра и кино окончила Государственную консерваторию Латвии имени Язепа Вилоты.
Творческая жизнь
Творческий путь Дзидры начался на сцене драматического театра в Лиепае, где она проработала с 1948 по 1957 год. Затем она переехала в Ригу и еще пять лет играла в театре русской драмы.
После переезда в Москву начался настоящий прорыв в ее карьере. С 1962 года поклонники молодой актрисы могли наслаждаться ее выступлениями в театре имени Станиславского.
Девушка, работавшая в труппе этого театра до 1975 года, после этого решила вернуться в Латвию и поселиться в Риге. В местной киностудии она получила должность режиссера и начала снимать свои собственные фильмы. В 1958 году ее приняли в Латвийский Союз кинематографистов, чему она стала почетным членом.
В 1960 году Дзидре Ритенберг была награждена званием заслуженной артистки театра и кино в Латвии.
Театральные подмостки
Дзидра Ритенберг достигла первых успехов в своей профессиональной карьере на театральной сцене в ее родном городе. Современные люди могут увидеть, насколько красивой была эта девушка, просто посмотрев ее сохраненные фотографии и фильмы, в которых она принимала участие.
В Лиепае она запомнилась своим поклонникам как исполнительница роли Биатриче в пьесе Уильяма Шекспира под названием «Много шума из ничего», а также по ее образу в спектакле Рудольфа Блауманиса «Дни портных в Силмачах», где Дзидра сыграла роль Элины.
Если говорить о театре в Риге, то здесь самыми яркими ролями звезд стали образы Жанны в спектакле «Интервенции» Льва Славина, мадам Альты в «В какую гавань?» от Григулиса, Анны Вальтер в «Последний выбор» созданный Ремарком. Также Дзидра на театральных подмостках воплощалась в Румянцеву в спектакле «Факел» Самуила Алешина, в Надежду Монахову в «Варваре», написанной Горьким. И, конечно же, зрители и коллеги актрисы помнят ее роль Дагны в постановке «Неоконченная повесть» Масевича.
Как у каждого актера, у Дзидры Ритенберг была одна роль, которую принято называть «звездной» в узких кругах. Судьба сыграла в ее пользу, когда она получила эту роль в начале кинематографической карьеры и сыграла свою первую главную роль.
Известным режиссером того времени был Владимир Браун, который снял фильм с названием «Мальва». Основой для этого фильма послужила история от русского писателя Максима Горького, а также еще один рассказ того же автора под названием «Два босяка». В этой картины Дзидре сыграла главную роль — Мальву. Она была смертельно привлекательной женщиной, от которой не смог устоять Василий, оставивший из-за нее свою законную жену и сына по имени Яков.
Живя в безмятежности, Василий вскоре забывает о своей прежней крестьянской жизни. Спустя несколько лет, подросший Яков, осознав безысходность своего положения, отправляется в город, где находит своего родного отца. Отношения между Василием и Мальвой после приезда молодого человека резко портятся. Вскоре Василий уезжает в деревню, оставляя Мальву и своего сына в одном доме. Женщина слишком горда, чтобы принять новые отношения, поэтому отказывает Якову. На одной площадке с начинающей актрисой работали такие известные коллеги как Павел Усовниченко в роли Василия и Анатолий Игнатьев в роли Якова.
В 1957 году фильм был представлен на конкурсе Венецианского кинофестиваля. За свою роль в нем Ритенберг получила премию «Лучшая женская роль», став первой в своей карьере. После успешного дебюта на актрису начали поступать предложения о съемках, но большинство из них были второстепенными и не приносили ей удовлетворения.
Из творческого периода следует отметить роль Стефании в историко-революционной драме «Рожденные бурей», снятой режиссерами Яковом Базеляном и Артуром Войтенко. Также в списке фильмов актрисы значится образ Софьи в драме Юрия Лысенко и Николая Красия, известной как «Гроза над полями».
Если перечислить картины этого периода, то фанаты непременно упомянут такие фильмы, как «После шторма», «Причины и следствия», «Эхо», «Счастье надо беречь», «твое счастье», «Чужая беда», «Под одной крышей». Сама актриса называла эти роли неважными и второстепенными.
Личная жизнь
Семья была одним из самых важных аспектов в жизни Дзидры. Ее фотографии постоянно появлялись на обложках популярных журналов и на телевидении. Многие мужчины влюблялись в нее, но ее сердце принадлежало Евгению Урбанскому. Этот брак был вторым для этого талантливого актера советского кинематографа в начале 60-х годов. У него была дочь от первой жены Ольги, которая осталась жить с матерью.
Ранее актер приобрел известность благодаря ролям Василия Губанова в социалистической драме «Коммунист» Юлия Райзмана и Васи-инвалида в мелодраме «Баллада о солдате», снятой режиссером Григорием Чухраем.
Интересный факт, однако молодая актриса не сразу стала встречаться с будущим супругом. На момент их знакомства у Дзидры уже были продолжительные романтические отношения с Вячеславом Тихоновым. Первые проявления внимания со стороны Евгения актриса получила во время стационарного лечения по тяжелой болезни. Когда Тихонов увидел, что Евгений проявляет к Дзидре более чем дружеское внимание, он от нее отказался и исчез из ее жизни.
Семейная жизнь была налажена, и актерский потенциал Евгения Урбанского начал полноценно раскрываться до тех пор, пока не произошла трагедия. В 1965 году Урбанский погиб в возрасте всего тридцати трех лет в результате несчастного случая. Это событие оказало значительное влияние на его жизнь и творческую карьеру.
Личная трагедия
Трагедия, которая закончилась смертью, произошла на съемочной площадке фильма «Директор» от Алексея Салтыкова. Евгений играл одну из главных ролей — Ивана Лихачева, основателя известного в городе завода ЗИЛ. Позже Дзидра рассказала, что ее муж не хотел принимать это предложение, но пришлось поехать в Бухару, где проходили съемки. Актриса сказала, что муж беспокоился, оставляя ее в шестом месяце беременности. На тот момент ей было уже 37 лет, и эта беременность была для нее первой.
В сюжете фильма герой Урбанского должен был переехать барханы на большой скорости, чтобы обогнать автомобильную колонну. Сцена включала сложный момент — прыжок с одного бархана на другой. Первый дубль прошел без проблем, но режиссер решил переснять его, чтобы автомобиль прыгнул еще выше. Но второй дубль закончился трагически. Машина с Евгением Урбанским за рулем перевернулась, и актер скончался на месте. Расследование показало, что актера не должно было быть на съемочной площадке в тот день. В машине должен был быть каскадер, но Евгений уговорил режиссера, что выполнит трюк сам из-за требования крупного плана. Режиссера временно отстранили от работы, а фильм закрыли.
В 1967 году Салтыков возобновил свою деятельность, сняв военно-драматическую картины с названием «Бабье царство». Через два года он завершил работу над фильмом «Директор», в котором роль погибшего Урбанского мастерски сыграл Николай Губенко.
Материнство
Дзидра Ритенберг решила не выходить замуж после кончины своего супруга. Через три месяца после его смерти у нее родилась дочь, которую назвала в честь отца — Евгения. Со временем девушка стала известной музыкальной исполнительницей в Латвии и подарила своей матери двух внуков – Густава и Карла.
После рождения дочери, актриса отошла от любимой профессии и киносъемок. Однако лишь в 1967 году она вернулась к работе, приняв предложение сняться в фильме «Жаворонки прилетают первыми», а затем также появилась в картиине под названием «Источник».
В числе наиболее известных творений этого времени следует выделить фильм «Тройная проверка», который является военной драмой, снятой Алоизой Бренч. Также Ритенберг приняла участие в экранизации произведения «Преступление и наказание» Достоевского, где исполнила роль Луизы Ивановны, а также в историко-биографическом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» от Юрия Швырева, где сыграла Екатерину I. В этот период она также снялась в таких фильмах, как «День за днем», «Большой янтарь» и «Ключи от рая». Несмотря на множество ролей и постоянные предложения, главные роли в этот период практически не предлагались Ритенберг.
Из всех фильмов, выпущенных в 1975 году, только «Мой друг – человек несерьезный» отличается особой оригинальностью. Режиссером этой ленты был Янис Стрейч. Основной герой фильма – Арвид Ласманис, человек со своеобразным характером, из-за которого он постоянно меняет место работы. В роли Дзидры в этом фильме выступила Мирдза.
Последней работой, в которой прославленная актриса воплотила образ профессорши, стала мелодрама под названием «Стечение обстоятельств», которую увидели миллионы телезрителей.
Кресло режиссера
В конце 70-х годов Дзидра Ритенберг решила попробовать свои силы в совершенно новом для нее жанре. Ее режиссерским дебютом стала драматическая кинолента под названием «Эта опасная дверь на балкон», в которой главные роли исполнили Петерис Гаудиныш, Антре Лиедскалныня и Варис Верту.
Персонаж картины, мужчина Роланд, был на грани смерти после того, как упал с балкона в раннем детстве. Его родители просто заколотили дверь на балконе, чтобы обеспечить безопасность своему сыну. В день его восемнадцатого дня рождения, он видит фильм, в котором девушка уходит, не дожидаясь своего парня, и позже оказывается в больнице с переломанной ногой. Медсестра, которая оказывает ей помощь, стремится узнать причину происшествия любым возможным способом.
В 80-е годы карьера Дзидры как режиссера стремительно развивалась. В 1982 году она впервые представила своим поклонникам фильм под названием «Самая длинная соломинка», который рассказывал о жизни провинциального городка после войны. А в 1985 году вышла драматическая лента «Чужой случай», где была показана история девушки по имени Стася.
В 1986 году был представлен фильм «Последний репортаж», где герой после неловкого принятия дела от начальства узнает, что его коллегу убили из-за статьи, над которой он работает. Через два года вышла кинолента «Дом без выхода», где беглые преступники прячутся в доме художника.
Последний проект Дзидры Ритенберг — это кинолента «Вальс, который длится всю жизнь», но к сожалению, она не получила должного внимания со стороны кинокритиков.
Смерть
В 2003 году скончалась известная актриса и кинорежиссер в возрасте 74 лет. В последние годы своей жизни она много страдала от болезни. Ее похоронили в Риге на Лесном кладбище.