Этот артист всегда ассоциировался с известным французом Габеном. Выразительное молчание на сцене Ефима Копеляна иногда передавало больше, чем слова. Он был скромным, простым и очень талантливым. Г. Товстоногов заметил эти качества в нем и оставил Копеляна в театре, в то время как с другими актерами труппы он безжалостно распрощался.
У Ефима Копеляна имеется немалое количество фильмов в его фильмографии. Он редко получал главные роли, но его второстепенные персонажи были яркими и запоминающимися. Даже отрицательные персонажи в его исполнении выглядели не такими уж плохими, как, например, атаман Бурмаш из «Неуловимых мстителей».
Детство и юность
Ефим Копелян появился на свет 12 апреля 1912 года в крохотном городке Речица, расположенном в Белоруссии. В их семье царило изобилие благосостояния. По материнской линии его дед был владельцем лесопильного завода, отец занимался заготовкой древесины, а мама заботливо окружала своих многодетных сыновей — шестерых.
Мужчины в его семье отличались творческими способностями. У отца и двоих братьев был ярко выраженный талант к рисованию, а старший брат Исаак в конечном итоге сделал из этого свою профессию, пошел учиться на художника-оформителя. Двоих братьев забрала жестокая война — Абрам погиб под Ленинградом, Евгений погиб в Польше. Ефим также любил рисовать и мечтал стать архитектором.
Искусство увлекало мальчика с самого детства, он также обожал читать разнообразную литературу — от классических произведений до современных. Как-то он наткнулся на сборник произведений Шекспира и прочел «Короля Лира» на одном дыхании. Красота изложения поразила Ефима, и он прочел все, что нашел от этого великого британского писателя. В то время он не мог даже представить, что в будущем ему предстоит изображать на сцене тех героев, которые так сильно повлияли на его воображение.
После окончания семи классов в своем родном городе Речице, Ефим отправился в Ленинград. Его взяли на работу на заводе «Красный Путиловец» в качестве токаря. В новом месте он также решил продолжить учебу.
Вскоре Копелян начал учиться на архитектурном факультете Академии художеств. В то время ему было всего семнадцать лет.
Чтобы заработать деньги на свои расходы, Ефим брал любую доступную работу. Однажды он услышал, что в Большом драматическом театре ищут молодых людей для участия в массовых сценах. Он пришел… и остался в этом театре навсегда.
Театр
После этого в жизни Ефима Копеляна произошли серьезные изменения. Он оставил свою профессию архитектора и поступил учиться в Театральную студию при Большом драмтеатре. По окончании обучения его талант заметили, и он был принят работать в этом театре. Его первой работой стала постановка «Не сдадимся», которая рассказывала о подвиге челюскинцев. Копелян получил роль в основном в эпизодических сценах.
Когда началась война, Ефим сразу отправился в военкомат и был зачислен в народное ополчение. Однако ему не пришлось идти на фронт. Было решено собрать всех актеров в только что открытом Театре народного ополчения и отправить их с проведением концертов на фронт. Вскоре этот театр был назван Ленинградским фронтовым агитвзводом. Часто актерам приходилось выступать вместо своих погибших или раненых коллег.
После окончания войны, Копелян снова вернулся к работе в БДТ. Его артистический стиль остался неизменным — он по-прежнему играл второстепенные роли. В 1956 году руководство театра сменилось, и новым директором стал Г.Товстоногов. Он высоко оценил талант Копеляна и решил оставить его в труппе, в то время как многих других актеров он отправил на улицу. Товстоногов доверил Копеляну сложные роли, и его репертуар стал богатым и разнообразным. Ефим играл в спектаклях «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Хануме». Его умение делать значительные паузы было отмечено и зрителями, и критиками, которые единогласно назвали его «нашим Габеном».
Фильмы
Копелян начал свою кинематографическую карьеру в 1930-х годах. Его первой работой была роль балалаечника в фильме «Ошибка героя». После этого он исчез с экранов на 9 лет, и только в 1939 году сыграл второстепенные роли в фильмах «Боксеры» и «Танкер»Дербент».
В период военных действий, Копелян не участвовал в съемках полностью. Его первые фильмы датируются 50-ми годами, когда уже известный театральный актер был приглашен на съемки фильмов «Разлом» и «Любовь Яровая». После этого он снялся в фильмах «Овод» и «Пролог».
Актер обладал яркой внешностью, и поэтому его персонажи были очень разнообразными – поп Гапон, буровой мастер, казачий есаул. В фильме «Балтийская слава» Ефиму досталась роль одного из организаторов революционного переворота 1917 года. В киноленте «В дни Октября» актер сыграл роль Льва Троцкого, а в «Кочубее» — Григория Орджоникидзе.
В 60-е годы на большие экраны начали выходить фильмы о социальных и психологических аспектах, вместо военных и революционных сюжетов. В картинах «Самые первые», посвященной советским космонавтам, актер обрел роль научного сотрудника, а в фильме «713-й просит посадку» Ефим исполнил роль пассажира самолета.
Персонажи Копеляна стали заметными только в 60-х и 70-х годах. Его пригласили сняться в фильме о войне под названием «До свидания, мальчики». В главных ролях снялись Евгений Стеблов, Николай Досталя, Михаил Кононов, Валентина Федорова. Копеляну досталась роль второго плана – жестянщика. После выхода фильма его посмотрели 13 миллионов зрителей, и актерский состав сразу стал популярным и узнаваемым.
Далее Копелян исполняет роли в известных работах под названиями «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание», «Даурия», «Николай Бауман», после чего он приобретает истинную известность. Выступление актера было настолько выдающимся, что даже самые малозначительные персонажи оставались запоминающимися.
В 1973 году актер Ефим Копелян был награжден званием Народного артиста СССР за свои заслуги. Одной из его последних заметных ролей стала работа в фильме «Вечный зов», где он исполнил образ Кафтанова. Копелян продолжал активно сниматься в кино до последних дней, несмотря на проблемы со здоровьем. Перед своей кончиной он снялся еще в двух фильмах «Соломенная шляпка» и «Ольга Сергеевна».
Личная жизнь
Татьяна Певцова стала первой женой Ефима Копеляна. Их брак продержался всего пять лет и завершился разводом в 1940 году. Через год в его жизни появилась Людмила Макарова, которая осталась с ним навсегда. Их знакомство произошло в театре, и свадьбу они отпраздновали прямо перед началом войны.
Артист всегда считал, что его личная жизнь — это настоящее счастье. Они не только испытывали глубокую любовь друг к другу, но и были верными друзьями, сумев пронести свои чувства через 34 года совместной жизни. В присутствии посторонних Ефим никогда не проявлял свои чувства, но его жена всегда знала, что он просто обожает ее. Их сын Кирилл также пошел по пути актерства. В 2005 году они потеряли сына, а в 2014 году ушла из жизни Людмила Макарова.
Смерть
Ефим Копеляну было немногим за 60, когда он внезапно скончался от второго инфаркта. Его состояние было очень тяжелым из-за стрессовых фронтовых будней, частых гастрольных поездок и плохих жизненных условий. После первого приступа он отправился в санаторий для восстановления, но внезапно у него случился второй приступ, и скорая помощь из Ленинграда не успела приехать. Таким образом, актер ушел из жизни 06.03.1975 года.
На Ленинградском кладбище похоронили известного актера. В 2012 году, в честь столетия со дня его рождения, были выпущены почтовые марки с изображением Ефима Копеляна, чтобы сохранить память о великом артисте.
Избранная фильмография
- 1941 — Танкер «Дербент»
- 1956 — Поисковики
- 1958 — Господин Икс
- 1963 — Два дня в неделю
- 1967 — Царство женщин
- 1967 — Софья Перовская
- 1968 — Вмешательство
- 1969 — Её зовут Весна
- 1970 — Чайка
- 1973 — Вечное призыв
- 1975 — Ярослав Домбровский