Елена Камбурова — выдающаяся артистка с утонченным музыкальным вкусом и широким вокальным диапазоном. На протяжении многих лет она занималась озвучиванием кинофильмов и мультфильмов. В 90-е годы прошлого века она основала и возглавила Театр Музыки и Поэзии.
Елену Камбурову называют символом шестидесятников, когда поэзия и бардовская песня были на пике популярности. Своим искусством она завоевала сердца и благодарность миллионов советских людей. Голосом Елены Камбуровой говорят герои самых любимых мультфильмов, и ее песни исполняют многие известные актрисы.
Детство и образование
11 июля 1940 года в Новокузнецке появилась на свет Елена Камбурова. Ее родители принадлежали к интеллигентным семьям: отец, Антон Семенович, был инженером, а мама работала детским врачом. У них было двое детей, и брат певицы, Владимир, выбрал профессию инженера.
С самого детства Лена мечтала о сцене и драматической актрисе, но никогда не рассказывала об этом родителям. Однако ей очень нравилось слушать, как поет мама, Лидия Марковна, и как отец аккомпанирует ей на гитаре. Хотя домашние концерты были частыми, девочка стеснялась выступать перед ними.
В своем раннем детстве она не понимала, насколько важно знать свою родословную. Однако когда она подросла, она заинтересовалась своими родственниками. Ее отец был крымским греком по национальности. В роду будущей певицы было много образованных и интересных людей, среди ее родственников были писари, учителя и даже несколько священников, которые были репрессированы в годы Советской власти.
По завершении военной операции, дружная семья Камбуровых перебралась жить на Украину. После получения аттестата зрелости, девушка поступила в учебное заведение Киева, чтобы изучать промышленность. Внутри себя она мечтала о совершенно другом виде деятельности, но она не смогла решиться осуществить свои замыслы. Тогда она уже считала себя "не как все", человеком, выделяющимся из общей массы. Она мечтала стать актрисой, но Елена хорошо осознавала свою уникальность в сравнении с другими девушками, которые пытались преуспеть в этой профессии.
У нее не было стандартной кукольной внешности, зато у нее было великолепное лицо с яркими сияющими глазами и потрясающим голосом. Но Камбурова считала, что этого недостаточно для того, чтобы стать актрисой. После двух лет учебы в учебном заведении, она поняла, что не стоит отказываться от собственной мечты. Девушка бросила университет и отправилась в Москву. Ее целью было обучение в Щукинском училище.
Елена не смогла успешно сдать экзамены. Когда она вышла на сцену, ее ноги подкосились, и она упала. Поднявшись, она потеряла дар речи от волнения. Однако, несмотря на неудачи, она сумела продемонстрировать свои способности перед преподавателями. Но их мнение никто не учел.
Представители приемной комиссии пришли к выводу, что данная молодая женщина обладает слишком уникальными чертами личности, является настоящим «неформатом», что означает, что ей потребуется больше времени и усилий для адаптации. В учебное заведение ее не зачислили, и чтобы обеспечить себе жилье в столице, она решила устроиться работать на стройку в качестве разнорабочего. Несмотря на то, что Елена обладала хрупкой и изящной внешностью, ей было очень трудно трудиться на стройке. Только благодаря поддержке коллег она смогла выжить в самом сложном году своей жизни.
Спустя некоторое время её перевели на другую должность, и Камбурова стала ассистентом каменщика. Сам каменщик, по имени Михаил, был выдающимся профессионалом. Кроме того, он был страстным поклонником оперы, обладал прекрасным голосом и постоянно напевал арии из опер. Так прошёл год, после которого Елена снова стала студенткой.
Однако теперь она уже не решилась подавать документы в приёмную комиссию Щукинского училища. Девушка подала документы в цирковое училище и пошла учиться на эстрадном отделении.
Ксении была зачислена в мастерскую С. А. Каштеляна, который являлся известным учителем, сделавшим известных артистов в 60-х годах прошлого столетия. Отделение эстрадного искусства было новым направлением в цирковой школе. Учителя сами не всегда понимали, чему нужно учить студентов, поэтому передавали им все свои умения. Ксения с удовольствием изучала различные виды искусства у лучших мастеров того времени.
Внимательные учителя циркового училища высоко оценили талант студентки Камбуровой. Ее первый наставник выбрал правильное направление для развития способностей своей ученицы, предложив ей заняться эстрадным пением. В то время Елена увлекалась произведениями Матвеевой и песнями Окуджавы. Стихи этих поэтов были очень близки начинающей певице, отражая состояние ее души.
В 60-е годы жители Советского Союза, вне зависимости от возраста, были увлечены поэзией и бардовской песней. Популярность Елены Камбуровой выросла на фоне любви к этим видам искусства. Молодая исполнительница стала известной после участия в устных журналах. В университетах и библиотеках проходили многочасовые выступления, вдохновлявшие восторженных слушателей. В годы оттепели искреннее слово, задушевная песня звучали особенно свежо, были особенно актуальными.
Пик творческого расцвета
Специалисты и почитатели изысканного творчества считают, что великий расцвет искусства Камбуровой произошел в 70-е годы. Именно в этот период ей удалось показать себя как многосторонняя личность. Ее сотрудничество с композитором Владимиром Дашкевичем было чрезвычайно результативным. Камбурова исполняла романсы на стихи В. Маяковского, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Также были созданы и записаны две сюиты на произведения Мандельштама и Ахматовой.
Сюиты опережали свое время и через двадцать лет, когда настал период открытости и начали говорить откровенно о репрессиях и расстрелах, эти произведения много раз звучали в залах Московской консерватории.
Также исполнительницу привлекает поэзия зарубежных авторов. Она увлекается творчеством Луизы Ферре, Барбары и открывает для себя стихи французских поэтов, живших в период Средневековья. Музыкальный цикл Камбуровой, получивший название «Ты видишь, я помню…», основан на французской поэзии. В то время певица впервые представила свое выступление в виде песенного спектакля. В указанный период Елена Антоновна была заинтересована классической музыкой, исполняла романсы и песни Петра Чайковского, Франца Шуберта, Модеста Мусоргского.
Неповторимая артистка дала новое толкование классическим произведениям. Она всегда отличалась непредвзятым взглядом, с помощью которого Камбурова смогла разрушить устоявшиеся стереотипы восприятия русской классики. Ее исполнение циклов «Песни и пляски смерти», «В детской» звучало совсем по-новому. В те годы актриса часто выезжала за границу.
Зарубежная аудитория встречала ее выступления очень тепло. Она проехала всю Европу, побывала в Израиле и Северной Америке.
Олег Синкин, пианист и концертмейстер, а также гитарист Вячеслав Голиков всегда сопровождали Камбурову в гастрольных поездках. Эти удивительные музыканты, победители международных конкурсов, получили отличное образование в Московской консерватории.
Карьера в кинематографе
С молодости Елена Антоновна была тесно связана с миром кинематографа. Она приняла участие в создании нескольких фильмов, таких как «Театр неизвестного актера», «Воспоминания», «Клоун», а также сыграла роль в фильме «Мой нежно любимый детектив». Кроме того, она озвучивала персонажей в кинолентах разных жанров, их количество превышает сотню.
В фильмах Елены Антоновны звучали детские голоса, она озвучивала волшебных и забавных персонажей. Ее голос можно услышать в музыкальном сопровождении к известным фильмам, таким как «Раба любви», «Приключения Электроника», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя» и других известных картинах.
Многие эксперты считают, что голос Камбуровой является самым востребованным на телевидении. Она принимала участие в создании множества эпизодов «Ералаша», исполнила композицию для передачи «Спокойной ночи, малыши», основанную на музыке Моцарта.
Основание театра
В 90-е годы несколько актеров остались без работы, но Елена Антоновна была исключением, посвятив себя созданию своего Театра Музыки и Поэзии. За 25 лет работы этот проект стал очень успешным, считаясь образцом камерной сцены столицы. В репертуаре театра – более 30 спектаклей.
В этом месте происходит постановка древнегреческих трагедий и спектаклей, основанных на произведениях современных поэтов. В 2015 году коллектив этого театра был награжден престижной наградой – «Хрустальная Турандот» за лучшее оформление спектакля. Театр, который возглавляет Камбурова, стал отличной площадкой для молодых талантов, дав возможность нескольким талантливым артистам войти на сцену, среди которых особенно ярко выделяется Ульяна Ангелевская.
Личная жизнь
Елена Антоновна была в браке дважды. Сначала она вышла замуж за пианиста и композитора Кирилла Акимова. Их семейная жизнь, хоть и была полна творчества, закончилась через шесть лет. После этого она вышла замуж за своего коллегу по профессии, Алексея Воскресенского. Но и этот брак не принес исполнительнице счастья, и они тоже расстались.
Возможно, все это произошло из-за того, что певица всегда придавала большое значение своей работе. Она не имела детей ни в одном из своих браков. Певица очень любит домашних животных, особенно собак. Она считает, что эти животные являются символами верности, преданности и огромной любви к людям.
В кино
- 1970 — Одиночество
- 1972 — Прощай, оружие
- 1976 — Театр неизвестного актёра
- 1980 — Клоун
- 1982 — Песни Елены Камбуровой
- 1984 — Пение Елены Камбуровой
- 1986 — Воспоминание
- 1986 — Мой нежно любимый детектив
- 1989 — Мой театр
- 1989 — Мемуары
- 1990 — Отражения