Елена Рерих – известная российская писательница, эзотерический философ и общественный деятель. Она была женой Николая Константиновича Рериха, знаменитого художника и путешественника.
Сегодня вклад Елены в развитие философии и изучение эзотерики считается очень значимым. Она глубоко погрузилась в изучение Агни-Йоги, или так называемой «Живой этики», и написала несколько научных трудов, среди которых самыми известными являются переводы работ «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» и «Основы буддизма». Елена Ивановна стала одним из главных пропагандистов «самой мирной религии» и способствовала распространению движения нью-эйджа среди людей, склонных к мистицизму.
Детство и юность
Имя Елены Ивановны в девичестве – Шапошникова. 12 февраля 1879 года она родилась в семье петербургского архитектора Ивана Ивановича и его жены Екатерины Васильевны, чье происхождение связано со старинным дворянским родом Голенищевых-Кутузовых, величайшим из которых был военный лидер Михаил Илларионович.
С детства маленькая Лена была окружена бомондом – писателями, художниками, композиторами, часто посещавшими дом Шапошниковых. Возросшая в творческой атмосфере, она рано увлеклась рисованием, чтением, музыкой и изучением религии.
Елена получила образование в Мариинской женской гимназии, где проявила выдающуюся усидчивость и способность быстро усваивать учебный материал. В 1895 году она поступила в музыкальную школу в Санкт-Петербурге, и после окончания учебы мечтала попасть в консерваторию. Ее родители не разрешили этого, опасаясь, что студенческая среда может быть пропитана революционными настроениями, которым их дочь легко может поддаться.
Философия и литературная деятельность
Согласно опубликованным записям и свидетельствам современников, Елена и Николай были неразрывно связаны друг с другом. Они участвовали в создании многих произведений искусства. Во время своих путешествий они всегда брали своих детей с собой. В 1903 году они отправились в путешествие по российским городам, чтобы найти истинный колорит.
Николай проводил целые дни на раскопках, в то время как Елена изучала местную архитектуру и реставрацию. Позже оказалось, что их путешествия не были напрасными, так как они привезли множество уникальных артефактов, требующих восстановления. В коллекции супругов, которая сейчас хранится в Эрмитаже, насчитывается более трехсот предметов старины.
В 1916 году семья Рерихов, следуя совету врачей Николая Константиновича, переместилась в Финляндию. Пару лет спустя, после получения независимости Финляндия от России, семья попыталась вернуться на Родину, но после неудачных попыток решила переехать в Великобританию.
После переезда в Лондон, Елена Ивановна узнала о Теософском обществе, основанным Еленой Блаватской. Основная идея общества заключалась в том, что человечество должно изучать различные философии, науки и религии методом сравнения. Летом 1920 года Рерихи стали членами общества.
Их основные мысли о теософии послужили основой для произведения Живая этика, изложенного в Агни-Йоге, включающем в себя расшифровки сеансов спиритизма.
Религиозное учение «Живая этика» представляет собой веру в высшие силы. В то время как в христианстве основным центром притяжения является Бог, в Агни-Йоге эту роль играет духовный огонь, который считается источником всей Вселенной. Это учение утверждает, что наш мир состоит из четырех материй: земной человеческий мир, тончайший потусторонний мир, усовершенствованный огненный мир и высший уровень, который может быть достигнут только путем развития до высшего уровня.
Последователи «Живой этики» уверены в реинкарнации. Человек достигает вечной жизни через переселение в различные тела, в которых он ищет «высшие сферы». Одним из основных законов Агни-Йоги является убеждение в карму.
Конечно, Русская православная церковь не одобряла распространение этой доктрины. Елена Рерих и ее сторонница Елена Блаватская постоянно подвергались критике со стороны священнослужителей. Духовенство предупреждало граждан, что последователи «Живой этики» автоматически отрекаются от традиционного Бога.
Весной 1925 года Рерих начала переводить «Письма Махатм», посвященные созданию Теософского общества. В этот же период было опубликовано произведение «Чаша Востока» под псевдонимом Искандер Ханум. Через год писательница издала свод основных законов учения Будды, объединив их в книге «Основы буддизма».
Елена Ивановна активно обменивалась своими философскими идеями с творческими личностями, учеными, политиками и сторонниками учения. Число корреспондентов, взаимодействовавших с Рерихом по письменной переписке, превышало полторы сотни. Женщина вела разговоры со своими собеседниками о Живой этике и сущности космизма, обсуждала проблемы в науке и философии. В 1940 году была опубликована полная переписка философа, поместившаяся в двух томах.
«Письма Елены Рерих» открывают перед читателем личную философию автора, основанную на тремя концепциями – любовь, знание и красота. Одно из посланий философа раскрывает секрет получения этих желанных «ключей»: не лгать, стараться быть позитивным, не позволять темным мыслям.
Исследовательские экспедиции
Николай и Елена были страстными путешественниками, для которых главной ценностью было познание мира. В начале двадцатого века они отправились в Соединенные Штаты, где Николай Константинович представил свои произведения искусства. В то время как муж участвовал в выставках и встречах с общественностью, его супруга учредила музей искусства Рериха и открыла несколько центров искусства.
Под конец 1923 года семья Рерихов отправилась в путешествие по Индии, которая стала для них духовным местом. Главные цели поездки были связаны с изучением старинных памятников и наблюдением за современной религиозной обстановкой. Кроме того, Николай Константинович планировал создать обширную панораму азиатского государства и собрать артефакты, отражающие культуру региона.
Существуют и другие версии цели путешествия, включая командировку по политическим мотивам и поиски мифического государства в Тибете под названием Шамбала.
Во время путешествия Рерихи посетили Индию, Тибет, Монголию, Китай и российский Алтай. В своей автобиографии Николай Константинович писал, что экспедиция была связана с рядом трудностей в быту, несколько раз ее участникам приходилось мерзнуть и голодать. Елена Ивановна стойко переносила все трудности путешествия, подавая пример бодрости мужской части команды.
Экспедиция продолжалась четыре года. За это время Рерихи открыли миру новые географические объекты, собрали множество уникальных манускриптов и провели лингвистические исследования. После завершения поездки Николай и Елена решили еще какое-то время пожить в Индии, чтобы реализовать план по созданию института «Урусвати», специализирующегося на гималайских исследованиях. В нем Елена Ивановна стала экспертом восточных религий.
Рерихи не просто говорили о важности сохранения мировых культурных ценностей. Они сами предприняли шаги по заключению Договора об охране исторических памятников, научных и художественных учреждений, который был подписан в 1935 году представителями 22 государств.
Перед встречей с Николаем Рерихом, девушка находилась под заботливым крылом родителей. Знакомство с этим художником полностью изменило спокойный ход ее жизни, превратив простую девушку в самостоятельную и целеустремленную женщину, которая реализовала свой огромный творческий потенциал.
Их знакомство произошло во время того, как семья Шапошниковых отдыхала в деревне Бологое под Новгородом. В начале 2000-х годов на месте их первой встречи был установлен памятник, который получил название «Памятник любви» — это был большой камень с надписью, содержащей высказывание Николая Константиновича:
«Я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу, в имении князя Путянина в Бологом. Радость!».
С самых первых минут знакомства влюбленные ощутили невероятную духовную близость. Одни и те же увлечения объединяли их: страсть к путешествиям и любовь к творчеству. В 1901 году Николай и Елена венчались в церкви Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Родители невесты были против этого брака, но со временем смирились.
У молодой семьи появились два мальчика: в лето 1902-го года появился Юрий, а через два года – Святослав. Старший сын заинтересовался изучением востока и Агни-Йоги, а младший стал известным художником, создавая пейзажи и портреты.
Дети Рерихов, так же как и их мать, выросли в обществе столичной интеллигенции. Известные личности, такие как Александр Блок, Михаил Врубель, Игорь Стравинский, Валентин Серов, Архип Куинджи, часто наведывались в гости к Рерихам.
Смерть
Елена Ивановна всегда сохраняла российский паспорт и всю жизнь считала Россию своим родным домом. В 1947 году умер Николай Константинович, после этого Рериха пыталась вернуться на родину, но советские власти отказали ей в этом, что очень огорчило её.
Восточные Гималаи стали последним домом для писательницы, которая ушла из жизни 5 октября 1955 года в городе Калимпонг. Ее смерть наступила естественным образом в возрасте 76 лет. В соответствии с ее завещанием, ее тело было кремировано, а на месте кремации была построена буддистская ступа.