Елену Сафонову часто называют таинственной актрисой. Она редко появляется на съемочной площадке, еще в начале своей карьеры она ушла из театра, не участвует в телешоу, избегает журналистов и не любит быть в центре внимания. Но, несмотря на такой закрытый образ жизни, она по-прежнему пользуется большой популярностью. Режиссеры все еще помнят ее и приглашают на съемки, хотя и не так часто, как хотелось бы.
У актрисы впечатляющая фильмография, включающая множество ролей, и ее популярность выросла после ее главной роли в фильме «Зимняя вишня».
Детство
Ленинград — родной город Елены Сафоновой, где она появилась на свет 14.06.1956 года. Семья девочки была связана с миром искусства. Отец Елены, Всеволод Сафонов, был известным актером, снявшимся в таких известных фильмах, как «Солдаты», «Белорусский вокзал», «Дело пестрых». Её мама, Валерия Рублева, работала на киностудии «Мосфильм» в качестве режиссёра многие годы после переезда семьи в столицу.
Из окна их квартиры можно было увидеть студию «Мосфильм», и Лена даже могла следить за тем, как актеры готовились к съемкам – гримировались, репетировали сцены из фильма. У Сафоновых часто бывали гости из коллег папы. Евгения Евстигнеева Леночка называла просто дядя Женя, Иннокентий Смоктуновский был дядькой Кешкой-малоежкой, а Папанов – дядя Толик.
Особым праздником для Лены был ее день рождения. Она очень любила этот день, ведь родители старались устроить для дочери настоящий праздник с множеством сладостей, веселыми сюрпризами и множеством школьных и дворовых друзей и подружек. Со временем актриса будет вспоминать эти дни как самое лучшее и беззаботное время.
Когда Леночке было мало, она часто сопровождала своих родителей на работу. Иногда ей приходилось даже ночевать там, устраиваясь на больших коробках с пленками. Сафоновой очень хорошо знакомо «закулисье», ведь она с самого детства сопровождала родителей на съемки в различные места. Она всегда была рядом с осветителями и звукооператорами, стараясь помогать им во всем, что могла. Так у нее постепенно сформировалась мечта – поступить в театральный вуз и продолжить традицию своих родителей.
После окончания школы, Елена приняла решение следовать своей детской мечте и подала документы во Всероссийский государственный институт кинематографии. Возможно, она могла бы воспользоваться известностью своего отца или попросить о помощи у его знаменитых друзей, но она выбрала путь самостоятельности. С первой попытки ей не удалось поступить, и ее вторая попытка также окончилась неудачей. Только на третий год, в 1975 году, Сафонова наконец стала студенткой актерского факультета ВГИК и попала в мастерскую кинорежиссера Т.Лиозновой. Скоро стало известно, чьей дочерью она является, и студенты других курсов специально заглядывали, чтобы увидеть, как выглядит дочь известного актера Сафонова, у которой в биографии уже было 4 фильма.
После прохождения двух курсов в данном учебном заведении, Сафонова решила сменить место обучения из-за семейных обстоятельств и поступила в ЛГИТМиК в Ленинграде, где успешно завершила свое обучение в 1981 году. Сразу после получения диплома она присоединилась к труппе Театра им.Комиссаржевской, где отработала целый сезон. Однако затем актриса приняла решение оставить театр и полностью посвятить себя работе в кино.
Фильмы
Когда Елена покинула театр, у нее уже было значительное количество съемок в кино. Она сделала свой дебют в фильме «Ищу мою судьбу» под режиссурой А.Манасаровой, где играла старшеклассницу по имени Люба.
После этого она сыграла несколько второстепенных ролей, и только в 1983 году ей была поручена главная роль в фильме «Возвращение Баттерфляй». Режиссером этого фильма был О.Фиалко, который увидел в Елене певицу Крушельницкую.
В 1985 году Елену Сафонову накрыла настоящая слава, когда на экраны вышел фильм с названием «Зимняя вишня». Она сыграла главную роль – Ольгу и получила за нее признание зрителей. Вначале эту роль предложили другой актрисе, но она была занята личными делами и не могла участвовать в съемках. Поэтому выбор пал на Сафонову, которая отлично подошла по типажу. Этот фильм стал пиком ее карьеры, и вскоре она стала всенародной любимицей, в которой узнавали себя многие.
Сафонова была признана лучшей актрисой года после успешного показа фильма. Режиссеры активно приглашали ее принять участие в новых проектах, ее фотография украшала обложки различных изданий, а женщины штурмовали парикмахерские, требуя повторить ее прическу из фильма «зимней вишни».
Сафонова была на пике популярности. Она согласилась сняться в фильмах у режиссеров С.Бодрова-старшего, П.Лунгина и С.Микаэляна, а также начала сотрудничество с Н.Михалковым, который предложил ей роль в картине «Очи черные». Сафонова снялась вместе с М.Мастроянни. В СССР фильм не получил популярности, но за рубежом его приняли с большим интересом, и об актрисе заговорили во всем мире. Елену пригласили побывать за границей.
После этого Елену Сафонову стали постоянно звать на съемки. «Зимняя вишня» способствовала формированию определенного образа, поэтому актрису приглашают играть только в мелодрамах.
Сафонова не отказывается, но и не особенно радуется такому повороту в ее карьере. И опять судьба решает изменить ее жизнь. После того, как фильм «Очи черные» вышел за границы России, к ней обратили внимание не только отечественные режиссеры. Сафонову приглашают сняться в фильме Клода Миллера «Аккомпаниаторша». Елена соглашается и получает главную роль. Ее партнером по съемкам становится актер С.Лабарт, который давно и беспросветно влюблен в нее.
Самюэль впервые увидел Елену на экране в фильме «Очи черные», и с тех пор его сердце начало биться сильнее. В романтическом сюжете фильма они сыграли роли влюбленных, но вскоре их чувства стали настоящими. Елена смело решает оставить свою родину и переехать в далекую Францию. Там она быстро освоилась, научилась французскому и стала успешной актрисой.
В то время Сафонова получила множество предложений от театра и кино. Она сыграла заметную роль Марины Цветаевой в театре, а в кино появилась в фильмах «Женщина на ветру», «Ветер с востока», «Мадемуазель О».
Российские режиссеры также активно включаются в творческую биографию актрисы Сафоновой. Она часто ездит на съемки в Россию, где в этот период снимается в фильмах «Музыка для декабря», «Президент и его женщина», «Принцесса на бобах».
В 1996 году Сафонова покинула Францию и вернулась на свою родину, где ее ждали многочисленные поклонники и друзья. Через три года она сыграла главную роль в мелодраме «Женская собственность», где ее партнером был молодой актер Константин Хабенский. В это же время было принято решение снять продолжение «Зимней вишни», и актриса снова исполнила роль Ольги.
Съемки Елены Сафоновой продолжаются с активностью, она тесно сотрудничает с различными режиссерами, не отдавая предпочтения ни одному из них. Актриса настойчиво отстаивает свое мнение по поводу развития персонажа, и, если необходимо, убеждает режиссера, высказывая свою точку зрения, независимо от реакции окружающих. Елена стремится вжиться в каждую из своих героинь, какими бы разнообразными они ни были.
В 2011 году Елена Сафонова была удостоена звания Заслуженной артистки РФ.
В 2016 году актриса снялась в четырех проектах, которые уже полюбились зрителям. В 2017 году вышла четвертая часть «Зимней вишни», где Сафонова снова исполнила роль главной героини. Она не особо приветствует сиквелы, и соглашается на участие в съемках только потому, что зрители очень полюбили этот фильм с ее участием и ждут продолжения.
Постепенно Елена Сафонова отказывается от ролей героинь с тонким лирическим характером. Теперь ее персонажи становятся все более эксцентричными и нелепыми, порой даже смешными, но такие изменения в ролях не пугают актрису.
Публично Елену Сафонову почти не увидишь: актриса предпочитает оставаться в тени. Интервью она практически не дает, а если соглашается, то сопротивляется рассказывать о себе, особенно о личной жизни. Многие не могут понять такое поведение, ведь поклонники считают ее обычной женщиной, «своим парнем». Фанаты ее творчества охотно гоняются за новыми фото актрисы и ждут от нее новых интересных работ в кино.
С годами Елена Сафонова стала еще более женственной, умело скрывая свои недостатки и подчеркивая сильные стороны внешности. Она владеет французским языком, умело одевается, поэтому многие считают ее русской Коко. У Елены Сафоновой врожденное чувство стиля, она всегда выглядит потрясающе, и неважно, что на ней сейчас надето – шикарное платье или простые джинсы.
Свою внимательность и преданность актриса направляет на своих детей и на свою профессиональную деятельность.
Личная жизнь
Виталий Юшков был первым мужем Елены Сафоновой. Они встретились на съемочной площадке фильма «Семья Зацепиных» в 1976 году. Юшков работал в БДТ и сыграл с Еленой в этом фильме, когда она только поступила во ВГИК. Они очень быстро поженились, и после съемок Виталий уехал в Ленинград. Елена решила бросить учебу и последовать за ним. Они прожили вместе шесть лет, но потом развелись из-за частых выпивок мужа. После развода Юшков эмигрировал в Израиль, где и живет по сей день.
В 80-х годах Елена влюбилась в женатого мужчину по имени Ваче Мартиросян, у которого был бизнес в Америке. Он предложил ей переехать в Штаты и обещал помогать с карьерой в кино. Елены чувства были глубокими, но мужчина не собирался бросать свою семью из-за нее. В 1991 году Сафонова родила сына Ивана от него, и записала его под своей фамилией.
В 1992 году на съемках фильма «Аккомпаниаторша» Сафонова познакомилась с Самюэлем Лабартом, который вскоре стал ее официальным мужем. Елена с сыном Ваней поселились во Франции, где у них родился еще один сын, Александр. Между супругами начали возникать разногласия из-за работы в кино и театре. Муж хотел, чтобы она оставила профессию и посвятила себя только семье. Они развелись, и Сафонова уехала в Россию.
В течение трех лет актриса борется за право воспитывать младшего сына, но законы Франции жесткие, и дети не могут покинуть страну до достижения совершеннолетия. Сафонова потерпела неудачу — Александр остался с отцом.
Оба сына стали актерами, продолжая семейную традицию. Младший даже сыграл вместе со своей матерью в одной из серий продолжения «Зимней вишни».
Избранная фильмография
- 1974 — В поисках собственной судьбы
- 1981 — Благодарю всех!
- 1985 — Зимняя черешня
- 1987 — Темные глаза
- 1989 — Lucky guy
- 1990 — Зимняя черешня 2
- 1995 — Зимняя черешня 3
- 1999 — Фанат
- 2003 — Следующий 2
- 2006 — Заяц над пропастью
- 2009 — Какраки
- 2011 — Новости
- 2011 — Сваты 5
- 2017 — Зимняя черешня 4
- 2018 — Тот, кто читает мысли (Менталист)