Евгений Данилович Агранович — известный советский и российский сценарист, кинодраматург, поэт, прозаик, бард и художник. Он также автор знаменитой музыкальной композиции «Одесса-мама».
Детство и юность
Жители Советского Союза хорошо знали имя Евгения Даниловича — советского драматурга, киносказочника и поэта-фронтовика. Он стал автором известных композиций того периода, таких как «Я в весеннем лесу пил березовый сок» и «Одесса-мама». Евгений также является братом сценариста и кинорежиссера Леонида Аграновича.
13 октября 1918 года будущий драматург родился в городе Орле, в тот исторический день, когда войска под командованием Деникина обосновались в городе. Однако в его биографии указана другая дата — 14 ноября 1919 года, из-за путаницы в документах военного времени. Долгие годы официальной датой рождения была 14 ноября 1919 года, но в девяностых годах Евгений Данилович отмечал уже две юбилейные даты.
В назначенный день одна из звезд, расположенная в созвездии Весов, была официально названа в честь Евгения Аграновича. В этот же день президент России Дмитрий Медведев отправил личное поздравление, в котором поздравил Евгения Даниловича: «Вы — участник войны и многогранный человек, именно в ваших произведениях отражена вселенная военных дней и гармония жизни в мирное время. Вам удалось добиться признания в различных сферах искусства, включая литературу, кинематограф и изобразительное искусство».
В детстве у Евгения были несмотря на экономические трудности. Его дедушка и отец были мастерами по шитью шапок, их изделия всегда пользовались спросом. В то время как родители не могли найти общий язык и постоянно ссорились. В 1929 году отец ушел, что привело к окончательному распаду семьи. Через два года мальчика отправили к деду в Москву, где он пошел в школу на улице Кривоарбатского переулка.
По словам самого художника, в школе он учился очень хорошо благодаря своей удивительной памяти. Он мог легко запомнить страницу текста, увиденную на перемене, но затем так же легко забывал её, оставляя в голове только самое необходимое. В итоге он успешно окончил школу с аттестатом отличника. После восьмого класса он нашёл работу, сначала работая воспитателем в интернате, а затем корректором в издательстве. Но спустя некоторое время его убедили друзья, что ему стоит продолжить образование, и он вернулся в школу, попав сразу в десятый класс.
Первые шаги
Евгений Данилович начал писать тексты песен в 1938 году, хотя выступил на сцене только в 1999 году. В том же 1938 году его друг Борис Смоленский написал несколько строк из песни "морской песенки" и отложил их. Именно в этот момент Евгений Данилович проявил свои таланты. Такую же историю рассказывают авторы песни "Одесса-мама", которая стала популярной во всем Советском Союзе.
Ни Смоленский, ни Агранович не хотели официально регистрировать свою песню. Хотя вскоре после написания композиции она стала популярной, даже упоминание имени Бабеля в тексте могло принести авторам неприятности. Сам Бабель был арестован и расстрелян в те же времена, и его имя старались не упоминать.
В 1940 году Евгений Агранович поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. В это время он также стал активным участником театральной студии Валентины Плучек и Алексея Арбузова, где завязал дружбу и начал совместную работу с Николаем Майоровым, Павлом Колгановым, Александром Галичем, Михаилом Кульчицким, Михаилом Львовским, Сергеем Наровчатовым, Борисом Слуцким, Давидом Самойловым, Еленой Боннэр и Розой Тамаркиной.
Война
Сразу же по объявлению о начале Второй мировой войны Евгений Данилович, не закончивший третий курс высшего учебного заведения, решил добровольцем отправиться на фронт. В течение трех месяцев он служил простым солдатом в двадцать втором истребительном батальоне Москвы, защищая подступы к городу. Рота, в которой он служил, изначально состояла из студентов-добровольцев Литературного института.
Во время наступления на Москву, Евгений Данилович был назначен лейтенантом, и также стал военным корреспондентом в газете десятой армии, известной как «Бей врага». В это время его стихи начали появляться в печати под псевдонимом И. Травина.
Читатели периодических изданий «Фронтовой правды», «За нашу Советскую Родину» и «Смерть немецким оккупантам» с удовольствием читали творчество Аграновича. Однако в соответствии с законом военного времени все эти издания должны были быть уничтожены, поэтому мало что сохранилось из работ того периода. В середине войны поэт-фронтовик получил звание старшего лейтенанта и закончил войну в Кенигсберге. После окончания войны Евгений Агранович еще год находился на военной службе, продолжая ее уже в Берлине.
Сразу после начала военных действий появились стихи, посвященные этой теме. Вскоре в кинотеатрах Советского Союза начали показывать специальный выпуск киножурнала перед началом сеанса. В этом номере Владимир Яхонтов выразительно читает строки, которые, хоть и изменены, но остаются узнаваемыми.
Первой песню затянула дивизия, а затем всю армию, отдельные куплеты исполнялись на всех фронтах. Встретившись на Эльбе союзниками, Агранович услышал от американских солдат знакомую мелодию. Несмотря на то, что они пели на английском, слова звучали так же ритмично и понятно.
По словам самого поэта-фронтовика, через двадцать пять лет он услышал знакомую мелодию и киплинговские строчки на "вражеском" радио. Стоит также упомянуть другое стихотворение автора — "Мое поколение". На этот текст вскоре появилась композиция "К неоткрытому полюсу", музыку к которой сочинил Виктор Агранович.
Жизнь после
После завершения войны, в 1948 году Евгений Данилович начал учиться в Литературном институте имени Максима Горького и приступил к работе в одной из газет. В это время он писал статьи о воинской жизни. Однако его уволили после того, как его обвинили в негативном высказывании о борьбе с космополитизмом в курительной комнате. По словам Аграновича, ему повезло, что его только выгнали, а не отправили сразу на лесоповал.
Писатель отправился на киноплощадку, названную в честь Максима Горького, где ему предложили работу в цехе дубляжа. Его должность звучала как "автор русских текстов для песен в озвученных фильмах". Ему не требовалась точность, но он с легкостью добавлял свои метафоры и шутки. Вскоре появились пластинки с песнями из зарубежных фильмов, но на русском языке. Оказалось, что это были тексты Аграновича, но без его имени.
Первый раз Евгений Данилович опробовал свои силы в качестве сценариста в 1960 году, работая над фильмом «День последний, день первый». После этого его сценарии стали основой для множества фильмов для взрослых и детей. В его творческой биографии более 150 фильмов, с оригинальными текстами песен, написанными им. Среди них «Возраст любви», «Жених для Лауры», «Уличная серенада» и другие. Среди отечественных фильмов «Необыкновенные путешествия Мишки Стрекачева», «Прыжок на заре», «Юнга Северного флота», «Тайна железной двери», «Офицеры», «Годен к нестроевой», «Твой брат – мой брат», «Улицы разбитых фонарей» и другие.
Многие из произведений музыки стали народными, но их авторы остались малоизвестными. Нередко ноты не содержат имени композитора, а иногда указывают кого-то другого. Долгие годы Евгений Агранович оставался в тени, и только ближе к концу своей жизни смог выйти на сцену и представить себя публике. Впервые имя автора множества песен прозвучало во время юбилейного концерта в честь Александра Городницкого.
В 60-х годах его стихотворение с названием «Еврей-священник» было опубликовано в печати. В 80-х годах было опубликовано еще три стихотворения, написанные автором во время службы на фронте. В 90-х годах были выпущены несколько новых сборников в различных журналах.
Первую книгу известного автора издали только после его семидесяти восьми лет. Название ей было «Шапка на снегу» и это было в 1996 году. На обложке была его фотография еще со времен до войны, а внутри сборника были и грустные, и радостные стихи, рассказывающие о жизни целого народа. В начале 2001 года журнал «Вагант» выпустил два тома, в которых собраны множество рассказов и стихов, написанных Евгением Даниловичем. Также были представлены иллюстрации, показывающие скульптуры, созданные писателем, и раскрывающие его другие творческие таланты.
Возможно, лишь в последнем десятилетии своего существования Агранович по-настоящему почувствовал себя счастливым. Летом 1999 года в театре «Перекресток» произошло его первое выступление. На том концерте выступали также Александр Дулов, Георгий Лепский и Альфред Солянов.
В октябре того же года вместе с Лепским музыкант отмечал свой восьмидесятилетний юбилей на сцене Центра авторской песни. Не прошло и месяца, как Агранович устроил свой сольный концерт, и в свои девяносто лет откровенно провозглашал: «Не бойтесь старости!». Именно в этот момент для него началась удивительная и абсолютно новая жизнь.
В 2005 году на одной из передач телеканала "Культура" Евгений Агранович исполнил свои песни в программе под названием "Под гитару". Год спустя, автор и исполнитель дал триумфальные концерты в Германии. На тот момент ему уже было 77 лет, и он снова с успехом выступал по городам страны, играя на гитаре под аккомпанемент Александра Костромина.
В 2007 году он был приглашен в качестве гостя сразу на двух телевизионных проектах: "Споем, друзья" с Татьяной Визбор и "Рожденные в СССР" с ведущим Владимиром Глазуновым.
В 2008 году Михаил Грушин, студент МГУКИ, завершил свой дипломный проект – кинокартину о Евгении Аграновиче под названием «Боец. Поэт. Бард».
Смерть
29 января 2010 года в Москве ушёл из жизни известный в СССР и за его пределами поэт, писатель, сценарист и певец Евгений Данилович Агранович. В момент ухода ему было уже девяносто два года. После прощания его похоронили на Востряковском кладбище.