Евгений Евстигнеев — человек-эпоха в театре и кинематографе. Его жизнь была короткой, но очень насыщенной, чего можно только позавидовать. Он сыграл сотни ролей в различных жанрах кино и театра. Он полюбился зрителям как серьезный актер, комедиант или драматический герой. В любом случае, Евгений Евстигнеев не оставляет равнодушным никого.
Имя Евгения Евстигнеева стало известным после выхода фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Это была всего лишь вторая работа актера, но именно она открыла его творческий путь в кино.
Детство
Евгений Евстигнеев появился на свет 09 октября 1926 года в Нижнем Новгороде, одном из старейших русских городов. Его родители были простыми тружениками, далекими от мира искусства. Отец, Александр Михайлович, работал металлургом и был старше своей жены на двадцать лет. Мать, Мария Ивановна, также трудилась на заводе, работая фрезеровщицей. Евгений был самым младшим ребенком в семье, поскольку его маме уже исполнилось 32 года к моменту его рождения, а у отца уже был старший сын от предыдущего брака.
Несмотря на свое рабочее происхождение, Евгений с самого раннего детства проявил огромный интерес к искусству. Он погружался в мир музыки, и стало ясно, что у мальчика есть идеальный слух. Он умел играть на различных музыкальных инструментах, всего сам научился. Однако родители не могли позволить себе роскошей для сына, поэтому он занимался музыкой только в свободное время.
Когда Жене исполнилось всего шесть лет, его отец ушел из жизни, и мужчина остался без папы. Мать и сын остались вдвоем и им пришлось бороться без посторонней помощи. Мать работала днем и ночью, чтобы обеспечить семью. Но вскоре в их жизни появился новый мужчина, который стал поддержкой для семьи. Жизнь постепенно налаживалась. Женя закончил начальную школу и нашел работу на заводе, где его приняли на должность электромонтера. Однако для роста в карьере ему нужно было учиться, и он решил поступить в техникум по специальности дизельного двигателестроения.
Евгений отличался в учебе, проявляя себя как один из лучших студентов. Он наслаждался обучением и никогда не думал, что ему придется прервать свое образование. Однако произошло страшное событие — его отчим погиб в трагической несчастной случай, и Евгению пришлось искать работу. Его приняли на заводе «Красная Этна» с радушием, так как у них тоже был нужен опытный рабочий. И вот он проработал там в качестве слесаря в течение четырех лет.
Путь в искусство
Возможно, каждый из нас имеет определенное место в жизни, назначенное где-то в небесной канцелярии, и каждый из нас имеет собственную судьбу, которую нельзя изменить. Нельзя не назвать случай провидением, который изменил всю жизнь молодого слесаря и превратил его в талантливого актера. Ему помогло серьезное увлечение музыкой, которого он не бросал. У него даже были успехи в этой области. Он виртуозно играл на гитаре, рояле и ударных. В свободное время он выступал с джаз-оркестром на различных концертных площадках Нижнего. О молодом таланте заговорили, и однажды на их концерт пришел Виталий Лебский, который в то время был директором в Горьковском театральном училище. Ему очень понравилось виртуозное выступление парня, и он понял, что перед ним настоящий талант. Именно он посоветовал Евгению стать актером, оставил свои контакты и пригласил к себе на пробы.
Евгений решил испытать свою удачу и отправился по указанному адресу. Учитель оказался строгим, но справедливым, послушал выученную басню и поздравил парня с зачислением в Горьковское театральное училище. Евгению не пришлось проходить экзамены строгой приемной комиссии, так как учебный год уже начался — поддержка директора оказалась достаточной, чтобы талантливый парень оказался среди студентов этого учебного заведения. Талант актера в Евстигнееве расцветал буквально после начала занятий, и теперь даже скептики больше не сомневались в его заслуженном поступлении.
После окончания учебы, Евгений был направлен работать во Владимирский областной драмтеатр имени Луначарского. Там он проработал три года, но всегда ощущал недостаток в своем образовании. Это чувство привело его в столицу, где он стал студентом Школы-студии МХАТ. Его впечатлил приемной комиссии настолько, что он сразу же был зачислен на второй курс этого престижного театрального вуза.
В 1956 году Евстигнеев получил диплом о втором театральном образовании. Его руководителем был П.Массальский. Среди его однокурсников были будущие знаменитые артисты — Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Галина Волчек.
В 1955 году Евстигнеев вместе со своими бывшими однокурсниками создал собственный театр под названием «Студия молодых актеров», который в 1957 году был переименован в «Современник». В этот же год Евгений присоединился к актерскому ансамблю театра. Его дебютной работой стала постановка «Вечно живые», в которой он исполнил роль Чернова.
Евстигнеев отдал этому театру пятнадцать лет, но ему редко предлагали главные роли. Однако его второстепенные персонажи были яркими и запоминающимися. Критики назвали его лучшей работой постановку «Голый король», где Евстигнеев сыграл роль Короля, продемонстрировав зрителям всю глубину своего таланта. Одной из его последних ролей на сцене театра «Современник» была роль Дорна в спектакле «Чайка» по произведению Чехова.
В 1971 году лучший друг Евгения, актер Олег Ефремов, покинул театр, и вместе с ним почти вся труппа, включая Евстигнеева, перешли в МХАТ.
Первой работой в новом театре была постановка «Валентин и Валентина», где Евгений сыграл Володю. Жители столицы спешили покупать билеты на все спектакли этого театра, и постановки проходили при полных залах.
В 1980 году здоровье актера Евстигнеева впервые подвело — у него случился инфаркт. Было очень серьезно, и врачи рекомендовали прекратить театральную деятельность и серьезно заняться лечением. Через год Евгений снова включился в бешеный ритм театральной жизни. В 1990 году он был задействован в постановках Театра Антона Чехова, а в 1991-м году отдал свой творческий потенциал АРТели АРТистов.
За время своей богатой театральной карьеры Евстигнеев исполнил более ста ролей, за которые его любили зрители и критики. Однако наступил момент, когда его здоровье подорвалось и актеру пришлось уйти со сцены.
Фильмы
Евгений Евстигнеев пришел в мир кино как опытный актер, уже имеющий за плечами многочисленные постановки в театре. Его дебют состоялся в фильме «Поединок», где он сыграл роль офицера в 1957 году. Он полюбил работу в кино, но его график в театре был настолько плотным, что у него почти не было времени на съемки в кино. Поэтому в 50-е и 60-е годы его редко приглашали играть в фильмах. Настоящим прорывом стал фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где Евгений сыграл роль товарища Дынина.
В 1965 году Евстигнеев получил предложение исполнить главную роль в фильме «Гиперболоид инженера Гарина». Именно тогда он стал Петром Гариным. Этот фильм был снят в жанре научной фантастики и удостоен почетной премии Итальянского фестиваля.
До 80-х годов Евстигнеев снялся в фильмах, которые стали наилучшими в период Советского Союза. Среди них были «Золотой теленок», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и «По семейным обстоятельствам».
Нельзя не упомянуть компедийные фильмы, которые снял популярный режиссер Эльдар Рязанов, в которых Евстигнеев сыграл незабываемые второстепенные роли — «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи» и «Невероятные приключения итальянцев в России».
В 1983 году Евстигнеев был приглашен на съемки фильма «Мы из джаза». Он всегда любил джазовую музыку с детства, поэтому с удовольствием принял предложение. Актер мог слушать джазовые композиции часами, у него была большая коллекция пластинок, которые он либо привозил с гастролей, либо покупал у коллекционеров. Евстигнеев мог целые вечера наслаждаться джазовой музыкой в исполнении Фрэнка Синатры, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга. Джаз сопровождал его везде, особенно за рулем собственной машины.
В 1985 году К.Шахназаров снял фильм под названием «Зимний вечер в Гаграх», где он предложил Евстигнееву сыграть роль Алексея Беглова – виртуоза игры на чечетке. Фильм основан на реальных событиях, и персонаж, сыгранный актером, действительно существовал. Это был известный мастер по игре на чечетке, А.А.Быстров, который выступал в сопровождении оркестра Эдди Рознера из Москвы.
Изумительным творческим достижением актера стала картина «Собачье сердце», где Евстигнеев сыграл профессора Преображенского. Несмотря на участие в прослушиваниях более десятка знаменитых актеров советского кинематографа, режиссер В.Бортко отдал роль именно Евстигнееву. Этот фильм обогатил отечественное кино, и работа Евстигнеева была отмечена Государственной премией РСФСР.
В 1991 году Евгений Евстигнеев был приглашен на съемочную площадку сериала «Гардемарины, вперед!» режиссером Светланой Дружининой. В этом сериале любимый актер сыграл роль Бесстужева. В дальнейшем последовала новая работа – мелодрама «Ночные забавы» от режиссеров Краснопольского и Ускова, где зритель может насладиться игрой других известных актеров, таких как Ирина Алферова, А.Филозов, Валентин Гафт.
Последний фильм, в котором принял участие Евстигнеев в качестве актера, называется «Ермак», но, к сожалению, он не успел его увидеть. В этом кинофильме Евстигнеев исполнил роль самого Ивана Грозного, однако озвучивать этого персонажа пришлось другому актеру – С.Арцибашеву.
Личная жизнь
В интимной жизни Евгения Евстигнеева было много женщин, влечений и три официальных брака. Первый раз актер вступил в брак со своей однокурсницей Галиной Волчек. Девушка была поклоняема у поклонников и сначала не отозвала внимание на чувства непривлекательного молодого человека. Они вступили в брак в 1955 году и прожили вместе десять лет. В 1961 году они стали счастливыми родителями сына Дениса. Он продолжил род Евстигнеевых и также связан с кино — он стал успешным режиссером и продюсером.
Евгений встретил свою вторую жену, актрису Лилию Журкину, когда она играла в театре «Современник». Она была молода и привлекательна, и разница в их возрасте в 11 лет не стала преградой для их любви. Когда они поженились, Лилия вынуждена была уйти из театра «Современник», чтобы избежать столкновения с первой женой своего мужа, Галиной Волчек. В 1968 году у них родилась дочь, Мария. Она также связала свою жизнь со сценой, работая в театре «Современник» и вышла замуж за актера Максима Разуваемого.
Их начальная жизнь была очень удачной, однако вскоре жена заболела, у нее возникли неврологические проблемы, а также начала пить. Евгений стремился вылечить свою любимую жену, менял врачей и клиники, но все усилия оказались напрасны. Лилия скончалась в возрасте 48 лет, что привело к второму инфаркту у Евстигнеева.
Евгений быстро вышел замуж во второй раз после потери жены. Менее чем через год он встретил свою третью супругу — Ирина Цывина, которая была на 37 лет моложе Евгения. Ей было всего 22 года, а ему — 59. Все знакомые немного завидовали Евгению, увидев его счастливое лицо. Но этот брак длился недолго — всего шесть лет. Им очень хотелось иметь сына, но первая попытка была неудачной, а на вторую уже не оставалось времени. После смерти Евгения Ирина вышла замуж, родила сына и назвала его Женей — именно так просил актер перед своей смертью.
Смерть
После двух сердечных приступов, произошедших в разные годы, сердце стало работать хуже. В 1992 году состояние здоровья актера ухудшилось, и он решил обратиться в клинику Лондона для хирургического вмешательства. Ему хотелось остаться здоровым, ведь у него было много планов на будущее в профессиональной и личной жизни. Благодаря помощи министра культуры Николая Губенко, были выделены средства на операцию, запланированную на 5 марта 1992 года, но актеру не хватило всего одного дня, чтобы дождаться этой операции — перед ней, 4 марта, у актера произошел сердечный приступ, который привел к его смерти.
Евгений Евстигнеев был доставлен в столицу на борту самолета и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Избранная фильмография
- 1957 — Бой
- 1964 — Добро пожаловать, или Желанный гость
- 1969 — Зигзаг судьбы
- 1971 — Старики-грабители
- 1975 — Вкус сладкого
- 1976 — Легенда о Тилье
- 1980 — Старый Новый год
- 1987 — Гардемарины, вперёд!
- 1988 — Собачье сердце
- 1990 — Яма
- 1996 — Ермак (Закончен после смерти)