Евгений Павлович Крылатов, родившийся в 1934 году, известен как российский композитор, чья музыка звучит в более чем 140 мультфильмах и кинофильмах. Он является членом Союза кинематографистов, Союза композиторов и Союза театральных деятелей. За свои творческие достижения он был удостоен Государственной премии СССР в 1982 году и премии Президента РФ в 2014 году. Его наиболее известные композиции звучат в таких мультфильмах, как «Умка», «Верните Рекса», «Зима в Простоквашино», а также в кинофильмах «И это всё о нём», «Приключения Электроника», «С любимыми не расставайтесь», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Не ходите, девки, замуж».
Детство
23 февраля 1934 года в городе Лысьва Пермского края появился на свет Евгений. Он был поражен своим талантом к сочинению музыки, особенно учитывая отсутствие творческих личностей в его роду.
Семья, в которой вырос будущий композитор, принадлежала к рабочему классу. Дедушка трудился сталеваром всю жизнь, а отец, Павел Евгеньевич Крылатов, работал мастером на заводе. Его мать, Зоя Николаевна Крылатова, приехала в город из деревни в четырнадцатилетнем возрасте и также устроилась на заводе.
Возможно, страсть к искусству была унаследована Евгением от его прадеда по линии отца, который жил возле церкви и пел в хоре. Однако музыка была любима всеми членами семьи Крылатовых. Мама была верующей и каждый вечер, укладывая Женю спать, читала ему молитвы, пела народные песни. А отец был уникальным человеком, потратив свою первую зарплату на скрипку и частных уроков игры на ней. И на последние деньги он покупал пластинки Бетховена или Шопена, чтобы послушать их вместе с маленьким сыном.
Когда Евгению было два года, его семья переехала из Лысьвы в Мотовилиху — рабочий пригород Перми. Родители устроились на заводе и получили две комнаты в коммунальной квартире. В длинном коридоре стояло радио, которое играло целые сутки. Когда из его черного динамика раздавалась народная или классическая музыка, или чудесные песни того времени, маленький Женя восхищался и «дирижировал» своими ручонками. Увидев это несколько раз, мама решила отвести сына в фортепианный кружок при заводском доме пионеров.
В следующем году мальчик поступил в первый класс детской музыкальной школы. Дома не было инструмента, поэтому Женя учился по самоучителю с клавиатурой, нарисованной на специальном вкладыше. Однако результаты были не очень хорошими.
Позже местное управление культуры заметило увлечение мальчика музыкой и выделило семье рояль напрокат. Так началась его жизнь в искусстве, и он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.
Образование
После окончания школы, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище, где директором был известный скрипач Н.А. Митрополов. Благодаря ему, Евгений впервые побывал в Москве. Директор отправил Крылатова в столицу вместе с другим студентом для участия в мероприятии, проводимом Московской консерваторией. Там Евгению была дана рекомендация для дальнейшего поступления на композиторское отделение у профессора Шапорина.
Кроме того, среди преподавателей училища Евгений высоко ценил талантливую пианистку и композитора И.П. Гладкову. Она активно занималась музыкально-просветительской деятельностью, организуя концертные циклы по произведениям знаменитых композиторов. Например, её ученики играли цикл «Все сонаты Бетховена» при полных залах.
В 1953 году Крылатов отправился в Москву, но на вступительных экзаменах сразу провалил теорию, так как в Перми ему не преподавали гармонию и сольфеджио. Только благодаря директору консерватории Александру Свешникову – Евгений поступил. Свешников решил поддержать провинциального талантливого молодого человека и позволил ему продолжить сдачу экзаменов. Женя был зачислен сразу на два отделения – у профессора М. И.Чулаки он изучал сочинение, а у В. Н. Натансона – фортепиано.
Большинство талантливых музыкантов поколения, таких как Ю. Саульский, Р. Щедрин, А. Пахмутова, А. Эшпай, получали образование в консерватории. На учебе с Крылатовым также были Эдуард Лазарев, Алемдар Караманов, и Альфред Шнитке, которые стали очень близкими друзьями. Шнитке был единственным москвичом среди них, остальные жили в общежитии. Мама Альфреда, Мария Иосифовна, всегда устраивала теплые приемы и кормила студентов во время праздников, чтобы помочь им избежать голода.
Среди дипломных работ Крылатова были такие произведения, как:
- «Памирское каприччио»;
- концерт для фортепиано;
- балет «Цветик-семицветик» (в 1965 году его поставили на сцене Большого театра, постановка шла в течение пяти лет).
Творчество
После окончания консерватории, Евгений Крылатов активно начал сотрудничество с драматическими театрами, написав музыку для следующих постановок:
- «Ревизор» (Рижский театр русской драмы);
- «Недоросль» и «Горе от ума» (Малый театр);
- «Ромео и Джульетта» (ТЮЗ).
Кроме того, Евгений создавал симфоническую, эстрадную и камерную музыку, однако настоящая известность пришла к нему в кинематографе. Ежедневно он представлял свои музыкальные произведения на радио, телевидении и предлагал их режиссёрам. Пробиться ему пришлось долго и трудно, как цветку прорастающему сквозь асфальт. Ему помог другой композитор, Александр Зацепин, который порекомендовал Крылатова на киностудию документальных фильмов. Так началась его работа на киностудии в конце 1960-х годов, и он написал музыку к более чем двадцати документальным фильмам.
Позднее Зацепин помог Крылатову пробиться на студию «Союзмультфильм», и, наконец, появилась мелодия, с которой началась настоящая творческая карьера композитора. Это была «Колыбельная медведицы» из анимационного фильма «Умка». Скоро этой мелодии исполнится полвека, а её до сих пор поют бабушки и мамы, укладывая спать малышей.
С 1970 года началась успешная карьера Крылатова в кино. Его первые песни, которые принесли ему известность, прозвучали в фильмах:
- «Мой папа – капитан»;
- «О любви»;
- «Кочующий фронт»;
- «Достояние Республики»;
- «Ищу человека».
Особенной популярностью до сих пор пользуется песня «Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя».
Каждый музыкант создаёт музыку по-своему. У Крылатова всегда мелодии не появлялись просто так, из ниоткуда. Он компонует песни только на готовые стихи. У Евгения была тесная связь с различными выдающимися поэтами: Б. Ахмадулиной, Р. Рождественским, Е. Евтушенко, Л. Дербенёвым. Особенно продуктивным было сотрудничество с поэтом и автором песен — Юрием Энтиным. Это самый любимый поэт Крылатова, его замечательные стихи вдохновляют, музыка появляется легко и быстро. Их объединяет не только творческий процесс, но и длительная, крепкая, мужская дружба.
По мнению Евгения Павловича, музыка может либо полностью подчинить кино себе, либо поднять его на невообразимую высоту. Его композиции не раз украсили фильмы, принеся всенародное признание. Он гордится тем, что спустя многие годы люди всё ещё поют его песни в караоке или звучит его музыка на чьем-то мобильном телефоне.
Крылатов сочинил музыку к таким известным советским фильмам, как:
- «Не болит голова у дятла»;
- «Русалочка»;
- «Риск – благородное дело»;
- «Конец императора тайги»;
- «Гонка с преследованием»;
- «Право на выстрел»;
- «Приказано взять живым»;
- «Лиловый шар»;
- «Акселератка»;
- «Ни в одном случае не повторится».
Особенно поражает его, как путь песни «Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего» продолжает удивлять через тридцать лет. Она до сих пор пользуется популярностью, будто бы была написана вчера. Сегодня её исполняют взрослые и дети, различные исполнители и ансамбли, которые представляют разные музыкальные направления и стили. Когда режиссёр Павел Арсенов начинал работу над фильмом, он сразу же пригласил Крылатова написать музыку. Но у Евгения Павловича возникли сложности в семье, связанные с болезнью его жены. Он хотел отказаться, но режиссёр уговорил композитора не покидать проект. Крылатов продолжал работать как в тумане, и в эту сложную ситуацию вмешался Юрий Энтин. Он написал замечательные стихи, и мелодия как бы сама собой возникла на них. Так появилась завершающая песня «Прекрасное далёко», которая стала любимицей всего народа.
Популярными хитами также стали песни из фильма «Чародеи»:
- «Только сердцу не прикажешь»;
- «Загадка женщины»;
- «Ведьма-речка»;
- «Три белых коня»;
- «Песенка о снежинке»;
- «Говорят, а ты не верь»;
- «Песенка про костюмчик».
Многие считают, что Крылатов — это композитор для детей, потому что он написал множество мелодий для мультфильмов и детских фильмов. Несколько поколений детей выросли под его песни. Кто не знает, «Кабы не было зимы» и «А я всё чаще замечаю» из мультфильма «Зима в Простоквашино». А песни из кинофильма «Приключения Электроника» знают наизусть и нынешнее поколение, и их родители, которые в 1980-х годах были первыми зрителями этого замечательного фильма:
- «Мы маленькие дети»;
- «Ты – человек»;
- «До чего дошёл прогресс»;
- «Бьют часы на старой башне»;
- «Это знает всякий»;
- «Песня игрушек»;
- «Это что же такое».
Итак, знаменитое произведение с названием «Крылатые качели» стало символом композитора.
В 1994 году за выдающиеся творческие успехи Евгений Крылатов был присвоено звание Народного артиста РФ.
Личная жизнь
На третьем курсе консерватории Евгений познакомился со своей будущей женой благодаря дружбе с Алемдаром Карамановым. Когда Крылатов зашёл в общежитие, чтобы проведать друга, Алемдар был болен, и его родную сестру Севиль с ними. Красавица училась в МГУ на юридическом факультете. Папа Карамановых был турком, поэтому детям дали восточные имена.
Женя увидел девушку и сразу же в неё влюбился. 7 января 1957 года, в Рождество Христово, они поженились. Крылатов привёз свою молодую жену в скромную съёмную квартиру, и вечером к ним заехали Алемдар Караманов, Альфред Шнитке и ещё одна девушка – подруга Севиль. Все выпили бутылку шампанского, и это можно назвать их свадьбой.
Вместе муж и жена пережили все трудности жизни. По окончании музыкального училища у молодых супругов не было ни квартиры в городе, ни регистрации в Москве. Они либо снимали маленькие комнаты, либо просили помощи у своих знакомых.
В 1958 году у них появился сын Павел. Сначала его забрала мама Крылатова, так как было тяжело жить с маленьким ребёнком в съёмной квартире с печным отоплением и уличными удобствами. Затем мама нашла дальнюю знакомую женщину, которая жила в Вешняках Московской области. За ежемесячную плату в десять рублей, она согласилась зарегистрировать у себя Евгения. Позже был выпущен указ о расширении Москвы, и Крылатов стал москвичом с пропиской, но без жильем.
В 1965 году Евгения и Севиль ждали появления второго ребёнка. К этому знаменательному событию им неожиданно подарил свою помощь композитор Тихон Хренников, обеспечив им квартиру в столице. Когда Крылатовы впервые вошли в своё новое жилище в Тушино, они расстелили газету на полу, легли на неё и долго просто лежали, обнимаясь и вдыхая запах свежего лака на паркете. Позже родившаяся дочь Мария уже приехала не в съёмный уголок, а в настоящую семейную квартиру.
Севиль Сабитовна Крылатова, имея диплом юриста, посвятила всю свою жизнь своему любимому мужу. Она занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В их доме всегда царил идеальный порядок, а Севиль отлично готовила. К сожалению, жена композитора не дожила до шестидесятилетия совместной жизни и ушла из жизни в 2014 году. Вместе с мужем они прожили пятьдесят семь лет.
После смерти своей жены, Евгений Павлович находит утешение в обществе кошки Мили. Независимо от того, где он находится, его рыжая пушистая подруга всегда рядом. Когда композитор работает за письменным столом, Миля часто устраивается прямо на ноты, и ему приходится мягко отодвигать ее на подоконник. Главное место в сердце Мили, конечно же, занимает рояль, который стал ее трофеем, весь исцарапан ее когтями. Когда Крылатов работает за роялем, кошка обязательно лежит или сидит сверху.
Его старший сын, Павел, также связал свою жизнь с кино, пишет сценарии к фильмам («Поворот ключа», «Бабник»). Младшая дочь Маша тоже продолжила семейную традицию и окончила Московскую консерваторию. Она занимается изучением христианства и является автором сборника «Ключи от царства».