Евгений Моргунов — известный актер отечественного кино, также известен своим мастерством в дубляже. Он является сценаристом, кинорежиссером и продюсером. В 1978 году он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Наибольшую популярность и любовь зрителей Моргунову принесла его роль «Бывалого» в комедийных проектах Леонида Гайдая.
Взглянув на добродушного и всегда улыбающегося Евгения Моргунова, трудно представить, что в его жизни было много горя и страданий. Долгие годы он был незамеченным и недооцененным, боролся с серьезными болезнями и пережил личную трагедию. Однако настоящий артист умеет скрывать свои горести и заботы, ведь его призвание — приносить радость людям, и это дано только по-настоящему талантливым актерам.
Детство и юность
Евгений Моргунов появился на свет в Москве 27 апреля 1927 года в обычной семье советского времени. Его отец, Александр Моргунов, покинул семью, когда Жене было всего год. Мальчик рос под воспитанием матери, которая сначала работала на заводе, а затем стала санитаркой в роддоме Остроумовской больницы.
Перед войной жизнь Жени была типичной для его возраста. Он учился в школе, любил играть в футбол с друзьями и занимался художественной самодеятельностью. Однако с началом войны 14-летний парень устроился на военный завод. Ему пришлось подрабатывать, чтобы помочь матери, и Женя работал наравне с взрослыми, проводя по 12 часов в день за токарным станком. Его задачей было обтачивать болванки для снарядов, но из-за своего невысокого роста ему приходилось стоять на деревянном ящике. Несмотря на тяжелый труд, подросток был награжден грамотой, хотя сам Моргунов считал, что не делал ничего героического, просто время было такое.
В годы войны еда была очень ограничена, мать и сын страдали от постоянного голода. Однажды маме удалось где-то достать пачку масла, и подросток, испытывающий страшный голод, съел ее целиком, даже без хлеба. Едва ли не чудом ему удалось выжить, но с тех пор у Евгения начались проблемы с обменом веществ, которые привели к развитию сахарного диабета в 25 лет.
Именно в те годы Евгений полюбил кино. Когда у него были и деньги, и время, он пропускал школу, чтобы посещать утренние сеансы в кинотеатре. Именно тогда родилась у Моргунова мечта стать актером. Он стал еще активнее посещать репетиции в любительском театре, попал в массовку фильма, съемки которого проходили на «Мосфильме». Молодой человек решил посвятить свою жизнь кино и театру, но директор завода «Фрезер», где он работал, отказался подписать заявление об увольнении. Женя всегда был готов принимать смелые решения, но в этот раз он превзошел самого себя. Он написал письмо Иосифу Сталину с просьбой о зачислении в театральное училище и выразил желание стать подобным Станиславскому и Немировичу-Данченко. Через пятнадцать дней от имени директора пришло письмо из Кремля, подписанное Сталиным, с приказом распустить Евгения Моргунова и отправить его в Камерный театр, чтобы учиться у знаменитого режиссера Александра Таирова.
В этом театре Евгений работал около года, но ему приходилось играть только небольшие и эпизодические роли. Постепенно он понял, что без специального образования опыт не заменит, и поэтому решил поступить на актерское отделение ВГИК. По какой-то причине его приняли сразу, может быть, потому что за ним шла слава сталинского протеже, а может быть, он просто поразил приемную комиссию своим талантом. Его наставником стал режиссер Сергей Герасимов.
Женя посчастливилось учиться на одном курсе с Вячеславом Тихоновым, Сергеем Гурзо, Музой Крепкогорской, Инной Макаровой, Сергеем Бондарчуком, Людмилой Шагаловой, Кларой Лучко, Нонной Мордюковой. В 1948 году Моргунов получил диплом об окончании вуза.
Фильмы
В то время Моргунов обладал привлекательной внешностью и худощавым телосложением. Как ни странно, через десять лет он стал полностью лысым. Именно в это время Герасимов решил снять свой фильм «Молодая гвардия» и привлек к участию почти всех своих выпускников-студентов. Сначала Герасимов хотел дать роль Сергею Тюленеву именно Моргунову, но Александр Фадеев настоял на том, чтобы этот образ воплотил на экране однокурсник Евгения – Сергей Гурзо. Моргунову пришлось согласиться на роль предателя Стаховича. Следует отметить, что его превращение было настолько естественным, что после премьеры фильма дети окружили артиста, пытаясь задержать его и сдать в милицию, как предателя.
После показа фильма все участники получили различные награды и призы. Моргунов не получил Сталинской премии. В те годы предателей не поощряли, поэтому его образ не был увековечен. Позже выяснилось, что Стахович не предал молодых коммунистов, фильм переделали под новые обстоятельства, сцены с Моргуновым удалили, предателя переименовали.
Если бы у актера выпал шанс сыграть положительный образ, то, возможно, это стало бы отправной точкой для его карьеры. Но так не случилось. Новых предложений от режиссеров не поступало, и Моргунов решил испытать свои силы в Театре-студии киноактера. Он отдал свои таланты этому театру на протяжении пяти лет, уходя оттуда в 1953 году. Несколько раз его чуть было не исключили из актерской труппы, утверждая, что у него нет актерского мастерства. Возможно, причиной этого был сложный характер Моргунова, который часто шутил над руководством, при этом его шутки не всегда были безобидными. Он никогда не прикрывался и всегда говорил прямо и откровенно в лицо своим собеседникам.
В период с 1951 по 1953 год Евгений работал в Малом академическом театре и снимался в кино параллельно с основной службой. Его приглашали на киностудию «Мосфильм», но только для эпизодических ролей. За десять лет своей творческой жизни артист не получил ни одной значительной роли, и если бы не случай, то его кинематографическая биография могла бы сложиться совсем иначе.
Режиссер Леонид Гайдай также переживал не лучшие времена, его новый фильм провалился, и он уехал «зализывать раны» в деревню. Именно там ему пришла идея снять экранизацию юмористического произведения Степана Олейника. Он решил снять короткометражный проект и легко нашел актеров на роли двух персонажей — Никулина и Вицына, но нашел третьего актера оказалось сложно.
Режиссер пересмотрел все подходящие кандидатуры, но никто его не устраивал. В это время директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел Моргунова в коридоре и понял, что лучшего кандидата не найти. Он позвонил Гайдаю и сообщил, что «третий» актер найден. На тот момент Моргунов из красавца превратился в располневшего и облысевшего мужчину, идеально подходящего для роли Бывалого.
Актеры получили свою настоящую славу после выхода короткометражки «Пес-Барбос и инновационный кросс». Картина завоевала огромный успех и была номинирована на престижную премию «Золотая пальмовая ветвь» на кинофестивале в Каннах в 1961 году. Зрителям очень понравились комические антигерои, и после выхода следующего фильма «Самогонщики» их популярность еще больше возросла.
Актеры стали близкими друзьями благодаря совместной работе, что положительно сказалось на процессе съемок. По просьбе Эльдара Рязанова известная троица актеров «перебралась» из фильмов Гайдая в его картину «Дайте жалобную книгу».
После этого популярная тройка актеров снялась в двух нашумевших фильмах, но затем начали возникать конфликты. К 70-м годам артисты так поссорились, что прекратили не только снимать вместе, но и общаться в обычной жизни. Однако образ этих троих продолжал жить в сердцах кинематографистов, и их образы использовались при съемках мультипликационного фильма «Бременские музыканты».
В то время Моргунов уже успел поссориться с режиссером Гайдаем, и тот заявил, что больше никогда не пригласит актера ни в один из своих проектов. Гайдай всегда держал свое слово, и карьера Моргунова в кино пошла на спад. Неясно, уговаривал ли Гайдай других режиссеров не связываться со скандальным Моргуновым, или они сами не видели смысла приглашать артиста, но в 70-е годы он не получил ни одной заметной роли.
В 1980 году режиссер Юрий Кушнарев снял фильм под названием «Комедия давно минувших дней», который состоял из нескольких комедийных историй. В нем были показаны Трус и Бывалый, «великий комбинатор» Остап Бендер и его помощник Киса Воробьянинов. Однако эта попытка вернуть былую славу в образе Бывалого не принесла актеру успеха.
В период с 1980-х по 1990-е годы Моргунов практически не участвовал в съемках. За это время было выпущено всего несколько фильмов с его участием. Затем наступила перестройка, кризис, который сильно повлиял на кинематограф. В новой кинематографической среде Моргунову не удалось найти свое место.
Личная жизнь
У артиста в жизни было два официальных брака. Первый раз Евгений вступил в брак с балериной Варварой Рябцевой. Семейный союз не сложился, возможно, потому что Моргунов был на 13 лет моложе своей супруги.
Моргунов нашел счастье в своей личной жизни со второй женой по имени Наталья. Несмотря на парадокс, она была моложе на 13 лет. Они познакомились в 1963 году благодаря одному из артистов, поженились в 1965 году. У них два сына: Антон (родился в 1966 году) и Николай (родился в 1972 году). Трагически, Николай умер в 1998 году в возрасте 25 лет из-за автомобильной аварии. У Антона трое детей: два сына и дочь по имени Евгения.
Отсутствие работы, диабет, алкоголизм — все эти факторы негативно сказались на здоровье актера. Затем последовали два инфаркта и инсульт. Смерть Николая стала последней каплей, которая окончательно сломала Моргунова.
25 июня 1999 года сердце Евгения Моргунова перестало биться, всего лишь год спустя после ухода Николая. Второй инсульт стал причиной его кончины. Его похоронили на Кунцевском кладбище рядом со своим сыном.
- 1948 — Молодежная защита
- 1950 — Отважные личности
- 1954 — «Богатырь» отправляется в Марто
- 1957 — Гори, моя победа
- 1957 — Рождённые стихией
- 1961 — Собака Барбос и необычный кросс
- 1961 — Самогоновары
- 1964 — Балетная звезда
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- 1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- 1968 — Семь дедушек и одна дама
- 1975 — Великий аттракцион
- 1976 — Веселый сон, или Смех и слезы
- 1980 — Комедия давних дней
- 1982 — Покровские ворота
- 1992 — Выстрел в гроб
- 1992 — Новый Одеон
- 1993 — Храбрые ребята
- 1998 — Райское яблоко