Евгений Стеблов — актер с огромным талантом и неуёмной творческой энергией. Он создал более сорока театральных и кинематографических персонажей, а также занимался режиссурой и литературной деятельностью.
Известность пришла к актеру после выпуска фильмов «Ужин в четыре руки» и «Сибирский цирюльник».
Детство и юность
Евгений Стеблов появился на свет в 1945 году в Москве, в семье дворян. Его прапрадед Павел Акинфиевич служил на заводе Демидовых, а прадед Павел Павлович был генералом, депутатом и директором мужской гимназии в Рыбинске. В местном краеведческом музее даже есть фото, где прадед Евгения фотографируется с высокопоставленными чиновниками. На этой же фотографии запечатлен и Сергей Михалков — предок известного актера и режиссера Никиты Михалкова.
Дедушка Виктор Павлович был истинным представителем интеллигенции. Их семья жила в двухкомнатной коммуналке: одна комната принадлежала дедушке и бабушке, а вторая — Жене и его родителям. И хотя дедушка никогда не выставлял своё дворянское происхождение, всегда говорил, что он простой служащий, его высокий статус всегда был очевиден. Он всегда был аккуратно одет, даже когда посещал общую кухню, никогда не забывал надеть галстук. А бабушка работала учительницей в школе.
Их коммуналка находилась неподалеку от Рижского вокзала и Марьиной Рощи — района с плохой репутацией, известного как место пребывания бандитов. Несмотря на это, Стебловы всегда выделялись своей интеллигентностью, их соседи за спиной называли их «интеллигентами».
Отец Жени, Юрий Викторович, был радиоинженером как по профессии, так и по призванию, а мама Марта Борисовна работала учителем в школе, которую впоследствии возглавила. В своем детстве Евгения навсегда запомнил приемники, которые собирал его отец. Каждый праздник мужчина старался порадовать свою семью, собирая новенький аппарат, который становился украшением стола. После окончания праздника Юрий Викторович разбирал свое творение, чтобы к следующему празднику собрать новую модель. Именно отец собрал их первый телевизор, который вызывал зависть у многих. В то время телевизоры были далеко не у всех, и в их районе это было настоящей роскошью. Этот аппарат очень помог Жене в жизни, благодаря ему у него появилось много друзей, ведь даже самые злостные хулиганы уважали его за это.
Другие завидовали Жене из-за еще одной причины. Он никогда не посещал детский сад, летом его увозили в деревню, а зимой он оставался с дедушкой и бабушкой. Дед оказал на него огромное влияние, они проводили много времени вместе, гуляли, бродили по парку и посещали музейные экспозиции.
Отчесть создал для своего сына настоящий кукольный театр, из которого Женя практически не вылезал несколько лет. Всех кукольных персонажей помогла создать бабушка. Мать была фанаткой МХАТа, ходила на все премьеры и брала с собой Евгения. Мальчик вырос в творческой атмосфере интеллигентной московской семьи.
Каждый поход в театр был как праздник, своего рода просветление, после которого пришло понимание, что он тоже хочет стоять там, на сцене, и перевоплощаться в разные образы. И когда встал вопрос, кем хочет стать, то в отличие от многих мальчиков, которые мечтали о пожарных или космонавтах, Женя точно знал – он будет актером.
Театр
Родители не возражали против увлечения Евгения, они не собирались запрещать ему что-то, но тайно надеялись, что к моменту получения аттестата это увлечение пройдет, и сын выберет какой-нибудь гуманитарный вуз. Мама мечтала о его филологическом образовании и для достижения этой цели нашла ему репетитора, который помогал парню в изучении литературы и, возможно, мог повлиять на выбор его профессионального пути. Возможно, судьба вмешалась в жизнь Евгения, послав ему репетитора, который был страстным поклонником театрального искусства, благодаря ему Евгений оказался не просто где-то, а именно в драматическом кружке.
Эти занятия останутся в его памяти на всю жизнь, ведь именно благодаря этим занятиям он встретил Инну Чурикову, Никиту Михалкова, Александра Пашутина — людей, которые в будущем станут гордостью российского кино.
Получив аттестат, Евгений Стеблов принял решение поступить в Щукинское училище, самый престижный театральный вуз того времени. Благодаря Цецилии Мансуровой, которая была знакома с бабушкой Евгения, парню удалось подготовиться к встрече с строгой приемной комиссией.
Сначала он стремился поступить в МХАТ, но его выступление с одним из стихотворений Маяковского было неодобрено приемной комиссией. Не расстроившись, Стеблов отправился в «Щуку» и в том же году стал ее студентом.
Получив диплом вуза в 1966 году, Евгений Стеблов присоединился к Ленкому. Через год он покинул этот театр и начал работать в театре Советской армии, где проработал два года. В 1969 году он присоединился к труппе театра им. Моссовета, который был особенно близок к знаменитой актрисе Фаине Раневской. Наиболее замечательными спектаклями, поставленными Евгением на этих сценах, стали «Старик», «Вишневый сад», «Василий Теркин», «Бабье лето».
Свою кинематографическую биографию Евгений Стеблов начал в 1958 году, снявшись в фильме «Юность наших отцов». Его роль была незначительной и не повлияла на его карьеру, его имя даже не было в титрах этого фильма. Однако в 1969 году Евгений получил предложение от Георгия Данелия сыграть в его фильме «Я шагаю по Москве». В этом фильме Стеблову досталась роль Саши Шаталова, мечтающего о временном освобождении от армии. Этот фильм стал первым шагом на пути к его большому кинематографическому будущему.
Сразу же после начала съемок стало ясно, что перед актером не просто начало карьеры, а настоящий профессионал. После этой работы приглашения стали поступать регулярно. У него есть множество фильмов, которые стали его визитной карточкой, их любят новые поколения зрителей. Особенно хорошими работами советского периода можно назвать фильмы «Перекличка», «Егор Булычов и другие», «Не ходите, девки, замуж». В 1981 году его пригласили сняться в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», где он сыграл доктора Мортимера. В этом фильме он снялся вместе с Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зеленой.
В 1982 году на экраны вышел музыкальный фильм для детей под названием «Не хочу быть взрослым». В этом фильме актеру Стеблову была поручена роль Дмитрия Орлова, отца главного героя Павла. За эту работу он был удостоен Государственной премии РСФСР имени Крупской. Другие роли в фильме достались Наталье Варлей, Павлу Виннику, Нине Агаповой, и Валентине Ушаковой.
Личная жизнь
Евгений Стеблов всегда привлекал внимание женщин своим привлекательным внешним видом. Актер часто влюблялся в молодости и до сих пор вспоминает девочку из соседства, в которую он был влюблен в двенадцатилетнем возрасте. Теперь его сердце принадлежит Татьяне Осиповой, и прошлые влечения ушли в прошлое.
Они познакомились в 1971 году, и Евгений сразу почувствовал, что она — и есть его судьба. Она была далека от мира актеров, работая финансистом. В 1973 году у них родился сын Сергей. Еще до его рождения у Татьяны обнаружили серьезное заболевание сердца, и врачи рекомендовали ей не рисковать беременностью, но они так сильно хотели ребенка, что решили все равно попробовать. Мальчик родился здоровым, получил диплом театрального училища «Щуки», стал актером. Татьяны уже нет с нами с 2010 года, и потеря ее сильно отразилась на Евгении. Они жили вместе 38 лет, и он очень пострадал от ее ухода. Смерть матери также сильно изменила Сергея. После похорон он пропал, не контактировал несколько месяцев. Затем он написал отцу, что решил посвятить себя служению церкви, и стал монахом в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре.
Через какое-то время в доме появилась другая возлюбленная Стеблова – Любовь Глебова, с которой он познакомился у общих друзей. У женщины профессия финансиста, также у неё есть взрослая дочь и два внука.
Евгений Стеблов — человек, верующий в истину. В 1976 году он пережил страшное испытание — автомобильную аварию, из которой едва смог выбраться живым. Накануне этой трагедии он получил предложение от Никиты Михалкова сняться в его фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», однако судьба распорядилась иначе. Вместо съемочной площадки он оказался в больнице, где прошли долгие месяцы восстановления. Этот жизненный период привёл к новому взгляду на жизнь и к переоценке ценностей.
Евгений словно услышал голос Всевышнего, который позвал его задуматься и понять, чего он по-настоящему желает и к чему стремится. Это событие изменило всю его прежнюю парадигму и привело к обращению к Богу. Вероятно, вера жила в нем и раньше, ведь его предки были верующими дворянами, но осознание этого пришло только после трагедии.
Евгений Стеблов также известен своим писательским талантом. В 2005 году он написал и выпустил книгу «Против кого дружите?». У актера также есть свои политические убеждения, за которые он готов встать. Вместе с другими представителями творческой интеллигенции он высказал поддержку политике Президента России относительно Украины и Крыма.
В 2015 году Стеблов впервые попробовал себя в качестве режиссера, сняв документальный проект «Сохрани мою речь навсегда». После этого он больше не занимался кинорежиссурой.
Избранная фильмография
- 1963 — Прогулка по Москве
- 1970 — Зов Таймыра
- 1977 — По семейным делам
- 1979 — Родное занятие
- 1986 — Древняя Русь
- 1990 — Еврейское счастье
- 1993 — Макаров
- 1999 — Парикмахер из Сибири
- 1999 — Ужин вчетвером
- 2002 — Кино о кино
- 2003 — Время звонка
- 2004 — Слушатель
- 2006 — Детектив Путилин
- 2007 — День выбора
- 2013 — Студия №17
- Евгений Стеблов: «Таня всегда со мной»
- Евгений Стеблов: «Деньги никогда не были для меня главным»
- Страница на Википедии