Евгений Вахтангов был известным советским режиссером, актёром и педагогом. Он также стал основателем и руководителем Студенческой драматической студии. В 2023 году Евгению Багратионовичу Вахтангову исполнилось бы 140 лет.
Детство
13 февраля 1883 года во Владикавказе (Терская область Российской империи ныне Северная Осетия) родился будущий русский режиссер 1. Его отец, Богратион Сергеевич Вахтангов, был купцом 2-й гильдии и новатором в табачном производстве. Он первым в России начал использовать труд слепых в промышленном производстве, что перешло к его сыну.
Мать будущего режиссера, Ольга Васильевна из семьи тифлисских табачных фабрикантов Лебедевых, была русской и православной, что, вероятно, привело к русскоязычной версии его отчества.
Информацию о детстве Евгения Вахтангова мы получаем в основном из воспоминаний Рубена Николаевича Симонова. Отец Рубена, Николай Давидович Симонянц, был близким другом Богратиона Сергеевича, владикавказского армянина. Дяди Рубена учились в одной гимназии с будущим режиссером.
Отцом мальчика был деспотичный человек, который контролировал всю семью и не признавал и не поддерживал увлечений сына. Властный Богратион Сергеевич видел в своем сыне продолжателя своего дела, а не актера на театральных подмостках.
Ситуация между отцом и сыном достигла такого уровня, что после ухода из Владикавказа Евгений не посещал родительский дом и даже не появился на похоронах отца в 1921 году.
Сам Вахтангов не был склонен вспоминать свое детство, только на смертном одре вспоминал своего деда Сергея Абрамовича, шепча в бреду «папи» (по-армянски «дедушка»). Дед очень любил внука, и тот отвечал ему тем же.
Евгений Вахтангов учился во Владикавказской классической мужской гимназии, куда он поступил в 1894 году. В гимназии он был известен своей аккуратностью и внимательностью, отличался хорошим поведением и всегда посещал уроки. Однако учеба не привлекала его особо, потому что его увлечениями были танцы, музыка и литература.
Его истории и статьи печатались не только в гимназической газете "Нус", но и во Владикавказской газете "Терек" публиковались его материалы о театре. Он участвовал во многих представлениях, сначала в домашних постановках, а позднее в гимназическом драматическом кружке, где в 1901 году попробовал себя в качестве режиссера. Он также активно посещал Владикавказское музыкально-драматическое общество.
В 1904 году, побывав в Грозном, он устроил труппу Евгения Вахтангова, с которой началась театральная жизнь этого города. Через несколько лет он представлял спектакли в Грозненском драматическом театре, где в 1910 году он был учредителем театрального предприятия Вахтангова.
В период Первой российской революции с 1905 по 1907 годы, Вахтангов активно участвовал в деятельности Центрального университетского органа – ЦОУ –, который был организован студентами-революционерами. Он был членом фракции эсеров и известен тем, что проводил агитацию на фабриках и заводах, распространяя революционную литературу.
В 1909 году, будучи студентом Московского университета, Вахтангов приступил к обучению в Московском Художественном театре, стремясь получить театральное образование. Он был зачислен на второй курс театральной школы при МХАТе.
Евгению Багратионовичу не удалось завершить обучение в Московском университете.
Весной 1911 года студент Вахтангов обратился к ректору университета с просьбой разрешить посещать занятия и оплатить обучение в размере 25 рублей за весенний семестр. Однако в ноябре 1911 года он получил из университета документ — свидетельство об исключении из учебного заведения из-за неуплаты за обучение.
С самого начала своего творческого пути, начиная с домашних постановок и участия в гимназическом драматическом кружке, Евгений Вахтангов был привлечен не только к актерскому искусству, но и к режиссуре. Всегда интересовавшись этой областью театрального искусства, он впервые попробовал себя в роли режиссера в 1901 году и оставался верен новаторству в этом виде деятельности до конца своих дней.
В 1904 году Евгений Вахтангов поставил свои первые режиссерские работы в Грозном, а в 1904-1905 годах дебютировал в студенческом театральном кружке. Он поставил спектакль «Педагоги» по пьесе немецкого писателя Отто Эрнста «Воспитатель Флаксман». Эта мрачная, но в то же время забавная пьеса о школьной жизни в Германии, которая была впервые представлена в интерпретации Вахтангова в январе 1905 года, была максимально актуальна для того времени. Деньги, собранные с этого спектакля, были направлены на помощь нуждающимся.
В те времена укладывались основы таланта Вахтангова, как актера и режиссера: глубокое проникновение постановщика и исполнителя в душу и судьбу персонажа, острота и отточенность восприятия литературного героя на сцене и попытки передать своё понимание зрителю.
Во время учебы в университете он активно участвовал в постановке спектаклей, играл на сцене в Москве, в самодеятельном Михайловском драмкружке, организованном Евгенией Иосифовной Завадской, и в Грозном, и во Владикавказе во время своих поездок туда. Каждый спектакль Вахтангов тщательно готовил, разрабатывая общий план, мизансцены, реквизит, предметы, которые должны были быть на сцене, и их передвижение во время представления. Он детально описывал костюмы, разрабатывал грим и характеристику персонажей, чтобы раскрыть их характер.
Свои навыки он совершенствовал, участвуя в программе «Кабаре», организуемой студентами в целях заработка, где он выступал в качестве актера, пародиста, автора, режиссера и музыканта.
Зимой 1910 – 1911 года он сопровождал Леопольда Сулержицкого в Париж в качестве его помощника. Сулержицкий был приглашен во Францию для постановки в Парижском театре Режан пьесы-притчи Мориса Метерлинка «Синяя птица», основанной на постановке этой философской сказки в МХАТ. Премьера успешно состоялась весной 1911 года.
Таким образом, мастерство Вахтангова как режиссера-новатора постепенно совершенствовалось.
Задание от Константина Сергеевича заключалось в том, чтобы молодой артист вел практические занятия в Первой студии МХТ, основанной в 1912 году. Это были не просто занятия с начинающими актерами, а обучение по методике актерского мастерства самого Станиславского.
Но Вахтангову этого было мало, и параллельно с работой в МХТ, он также работал в других театрах, таких как "Летучая мышь", "Бродячая собака", а также в театре в Териоках, и в московских театральных школах.
Особое место в этом списке занимала Студенческая драматическая студия, сформированная студентами разнообразных учебных заведений Москвы. Руководить ей и выступать в ней студенты позвали Евгения Вахтангова. Участники студии собирались, главным образом, ночью, так как они работали или учились.
У студии не было своего помещения, поэтому они репетировали в арендованных квартирах, в пустующих кинотеатрах и ресторанах. Декорации делали из того, что было под рукой, в основном из мешковины. Однако это не мешало студийцам репетировать, а Вахтангову стремиться создать новый «народный» театр, который должен заменить элитарный.
Так же как Станиславский, для Вахтангова актёр был основным элементом в театральном представлении, но, в отличие от Константина Сергеевича, он считал необходимым жёстко разграничивать личность актёра от создаваемого им сценического образа.
К сожалению, все проблемы, связанные с внутренними конфликтами Студенческой драматической студии, сказались на её первом спектакле в 1914 году. Премьера пьесы Бориса Зайцева "Усадьбы Ланиных" была провальной, отзывы критиков оставляли желать лучшего. Все эти события сказались на Вахтангове. Станиславский запретил ему преподавать за пределами МХТ и Первой Студии.
Однако ни режиссера, ни студийцев, это не остановило. Они решили продолжить работу «в тайне», усердно репетируя и развивая материал. В течение двух лет после неудачи они решили не показывать свои результаты публично.
В 1917 году они представились как Московская драматическая студия Вахтангова.
В закулисье студийцы занимались тайком. Среди всех, кого Вахтангов пригласил на уроки, были выдающиеся актёры и педагоги. Александрова учила их двигаться, а Пятницкий ставил им голоса. Именно здесь закладывалось то понимание театра, о котором Вахтангов постоянно говорил.
Всё, что происходило на сцене, должно было быть условным, и это подчёркивалось тем, что артисты надевали театральные костюмы прямо поверх своей повседневной одежды. В качестве декораций они часто использовали самые обычные предметы. Вахтангов работал на износ, его эмоциональное состояние всегда было на пределе из-за серьёзной болезни желудка. Однако творческие порывы режиссёра в течение пяти лет сдерживали болезнь.
Личная жизнь
В судьбе Вахтангова было много удачи – как в творчестве, так и в личной жизни. Он встретил свою единственную женщину, которая стала его супругой, защитницей домашнего очага, его великой любовью и вдохновением. Она подарила ему сына по имени Сергей, в честь его прадеда (отца Вахтангова), а также заботливо сохранила памятные предметы, собрала и упорядочила личный архив.
Надежда Михайловна Байцурова, родом из Владикавказа, выросла в скромной и не богатой семье.
Их знакомство произошло в 1901 году. Он был 18-летним студентом гимназии, а она — самостоятельной женщиной, зарабатывающей на жизнь в конторе и переводящей статьи с французского для газеты «Терек». Его сердце было пленено серыми глазами этой красавицы. Она посещала с ним городской театр, участвовала в спектаклях, которые он поставил.
Возможно, она мечтала о карьере актрисы, но для неё главной сценой стала его жизнь. Отец Вахтангова был против их брака и даже пытался лишить его наследства. Только появление внука помогло мириться ему со своим сыном, хотя и не полностью.
Надежда Байцурова следует за Вахтанговым в Москву, заканчивает историко-филологическое отделение Высших женских курсов. В дальнейшем она возглавит литературную часть 3-й Студии МХТ, а в октябре 1905 года, утром перед свадьбой, они посещают спектакль «Чайка» в МХТ и затем отправляются в храм Бориса и Глеба на Арбатской площади, расположенный перед кинотеатром «Художественный».
Тогда личная жизнь не подвергалась обсуждению публичности. Бурные страсти, бушевавшие в семье, не поднимались на людей. Давайте также оставим в тайне их отношения. Однако вся свою жизнь Надежда Вахтангова с честью и гордостью несла своё высшее звание – жена блестящего актёра и режиссёра, муза гения.
Никто не знает, через что ей пришлось пройти, когда рабочий день Вахтангова длился практически сутки, когда нехватка денег и неустроенность преследовали их (нормальная квартира появилась только в 1918 году). И эта тяжелая болезнь мужа, когда не знаешь, как помочь.
Смерть
В начале 1910-х годов у Вахтангова начались проблемы с желудком. В январе 1919 года врачи поставили ужасный диагноз – рак желудка. Они провели две операции, но скрыли от него истинное состояние. Болезнь продолжала прогрессировать, и к 1922 году он почти не мог встать с постели.
29 мая 1922 года произошла утрата — Евгений Багратионович Вахтангов скончался
Режиссерские работы
- «Праздник добра»
- «Наводнение»
- «Росмерсхольм»
- «Свадьба»
- «Чудо святого Антона»
- «Эрик XIV»
- «Гадибук»
- «Принцесса Турандот»
- Страница на Википедии