Информацию о детстве Евгения Вахтангова мы получаем в основном из воспоминаний Рубена Николаевича Симонова. Отец Рубена, Николай Давидович Симонянц, был близким другом Богратиона Сергеевича, владикавказского армянина. Дяди Рубена учились в одной гимназии с будущим режиссером.
Отцом мальчика был деспотичный человек, который контролировал всю семью и не признавал и не поддерживал увлечений сына. Властный Богратион Сергеевич видел в своем сыне продолжателя своего дела, а не актера на театральных подмостках.
Ситуация между отцом и сыном достигла такого уровня, что после ухода из Владикавказа Евгений не посещал родительский дом и даже не появился на похоронах отца в 1921 году.
Сам Вахтангов не был склонен вспоминать свое детство, только на смертном одре вспоминал своего деда Сергея Абрамовича, шепча в бреду «папи» (по-армянски «дедушка»). Дед очень любил внука, и тот отвечал ему тем же.
Евгений Вахтангов учился во Владикавказской классической мужской гимназии, куда он поступил в 1894 году. В гимназии он был известен своей аккуратностью и внимательностью, отличался хорошим поведением и всегда посещал уроки. Однако учеба не привлекала его особо, потому что его увлечениями были танцы, музыка и литература.
Его истории и статьи печатались не только в гимназической газете "Нус", но и во Владикавказской газете "Терек" публиковались его материалы о театре. Он участвовал во многих представлениях, сначала в домашних постановках, а позднее в гимназическом драматическом кружке, где в 1901 году попробовал себя в качестве режиссера. Он также активно посещал Владикавказское музыкально-драматическое общество.
В 1904 году, побывав в Грозном, он устроил труппу Евгения Вахтангова, с которой началась театральная жизнь этого города. Через несколько лет он представлял спектакли в Грозненском драматическом театре, где в 1910 году он был учредителем театрального предприятия Вахтангова.
В период Первой российской революции с 1905 по 1907 годы, Вахтангов активно участвовал в деятельности Центрального университетского органа – ЦОУ –, который был организован студентами-революционерами. Он был членом фракции эсеров и известен тем, что проводил агитацию на фабриках и заводах, распространяя революционную литературу.
В 1909 году, будучи студентом Московского университета, Вахтангов приступил к обучению в Московском Художественном театре, стремясь получить театральное образование. Он был зачислен на второй курс театральной школы при МХАТе.
Евгению Багратионовичу не удалось завершить обучение в Московском университете.
Весной 1911 года студент Вахтангов обратился к ректору университета с просьбой разрешить посещать занятия и оплатить обучение в размере 25 рублей за весенний семестр. Однако в ноябре 1911 года он получил из университета документ — свидетельство об исключении из учебного заведения из-за неуплаты за обучение.
С самого начала своего творческого пути, начиная с домашних постановок и участия в гимназическом драматическом кружке, Евгений Вахтангов был привлечен не только к актерскому искусству, но и к режиссуре. Всегда интересовавшись этой областью театрального искусства, он впервые попробовал себя в роли режиссера в 1901 году и оставался верен новаторству в этом виде деятельности до конца своих дней.
В 1904 году Евгений Вахтангов поставил свои первые режиссерские работы в Грозном, а в 1904-1905 годах дебютировал в студенческом театральном кружке. Он поставил спектакль «Педагоги» по пьесе немецкого писателя Отто Эрнста «Воспитатель Флаксман». Эта мрачная, но в то же время забавная пьеса о школьной жизни в Германии, которая была впервые представлена в интерпретации Вахтангова в январе 1905 года, была максимально актуальна для того времени. Деньги, собранные с этого спектакля, были направлены на помощь нуждающимся.
В те времена укладывались основы таланта Вахтангова, как актера и режиссера: глубокое проникновение постановщика и исполнителя в душу и судьбу персонажа, острота и отточенность восприятия литературного героя на сцене и попытки передать своё понимание зрителю.
Во время учебы в университете он активно участвовал в постановке спектаклей, играл на сцене в Москве, в самодеятельном Михайловском драмкружке, организованном Евгенией Иосифовной Завадской, и в Грозном, и во Владикавказе во время своих поездок туда. Каждый спектакль Вахтангов тщательно готовил, разрабатывая общий план, мизансцены, реквизит, предметы, которые должны были быть на сцене, и их передвижение во время представления. Он детально описывал костюмы, разрабатывал грим и характеристику персонажей, чтобы раскрыть их характер.
Свои навыки он совершенствовал, участвуя в программе «Кабаре», организуемой студентами в целях заработка, где он выступал в качестве актера, пародиста, автора, режиссера и музыканта.
Зимой 1910 – 1911 года он сопровождал Леопольда Сулержицкого в Париж в качестве его помощника. Сулержицкий был приглашен во Францию для постановки в Парижском театре Режан пьесы-притчи Мориса Метерлинка «Синяя птица», основанной на постановке этой философской сказки в МХАТ. Премьера успешно состоялась весной 1911 года.
Таким образом, мастерство Вахтангова как режиссера-новатора постепенно совершенствовалось.
Задание от Константина Сергеевича заключалось в том, чтобы молодой артист вел практические занятия в Первой студии МХТ, основанной в 1912 году. Это были не просто занятия с начинающими актерами, а обучение по методике актерского мастерства самого Станиславского.
Но Вахтангову этого было мало, и параллельно с работой в МХТ, он также работал в других театрах, таких как "Летучая мышь", "Бродячая собака", а также в театре в Териоках, и в московских театральных школах.
Особое место в этом списке занимала Студенческая драматическая студия, сформированная студентами разнообразных учебных заведений Москвы. Руководить ей и выступать в ней студенты позвали Евгения Вахтангова. Участники студии собирались, главным образом, ночью, так как они работали или учились.
У студии не было своего помещения, поэтому они репетировали в арендованных квартирах, в пустующих кинотеатрах и ресторанах. Декорации делали из того, что было под рукой, в основном из мешковины. Однако это не мешало студийцам репетировать, а Вахтангову стремиться создать новый «народный» театр, который должен заменить элитарный.
Так же как Станиславский, для Вахтангова актёр был основным элементом в театральном представлении, но, в отличие от Константина Сергеевича, он считал необходимым жёстко разграничивать личность актёра от создаваемого им сценического образа.
К сожалению, все проблемы, связанные с внутренними конфликтами Студенческой драматической студии, сказались на её первом спектакле в 1914 году. Премьера пьесы Бориса Зайцева "Усадьбы Ланиных" была провальной, отзывы критиков оставляли желать лучшего. Все эти события сказались на Вахтангове. Станиславский запретил ему преподавать за пределами МХТ и Первой Студии.
Однако ни режиссера, ни студийцев, это не остановило. Они решили продолжить работу «в тайне», усердно репетируя и развивая материал. В течение двух лет после неудачи они решили не показывать свои результаты публично.
В 1917 году они представились как Московская драматическая студия Вахтангова.
В закулисье студийцы занимались тайком. Среди всех, кого Вахтангов пригласил на уроки, были выдающиеся актёры и педагоги. Александрова учила их двигаться, а Пятницкий ставил им голоса. Именно здесь закладывалось то понимание театра, о котором Вахтангов постоянно говорил.
Всё, что происходило на сцене, должно было быть условным, и это подчёркивалось тем, что артисты надевали театральные костюмы прямо поверх своей повседневной одежды. В качестве декораций они часто использовали самые обычные предметы. Вахтангов работал на износ, его эмоциональное состояние всегда было на пределе из-за серьёзной болезни желудка. Однако творческие порывы режиссёра в течение пяти лет сдерживали болезнь.
В судьбе Вахтангова было много удачи – как в творчестве, так и в личной жизни. Он встретил свою единственную женщину, которая стала его супругой, защитницей домашнего очага, его великой любовью и вдохновением. Она подарила ему сына по имени Сергей, в честь его прадеда (отца Вахтангова), а также заботливо сохранила памятные предметы, собрала и упорядочила личный архив.
Надежда Михайловна Байцурова, родом из Владикавказа, выросла в скромной и не богатой семье.
Их знакомство произошло в 1901 году. Он был 18-летним студентом гимназии, а она — самостоятельной женщиной, зарабатывающей на жизнь в конторе и переводящей статьи с французского для газеты «Терек». Его сердце было пленено серыми глазами этой красавицы. Она посещала с ним городской театр, участвовала в спектаклях, которые он поставил.
Возможно, она мечтала о карьере актрисы, но для неё главной сценой стала его жизнь. Отец Вахтангова был против их брака и даже пытался лишить его наследства. Только появление внука помогло мириться ему со своим сыном, хотя и не полностью.
Надежда Байцурова следует за Вахтанговым в Москву, заканчивает историко-филологическое отделение Высших женских курсов. В дальнейшем она возглавит литературную часть 3-й Студии МХТ, а в октябре 1905 года, утром перед свадьбой, они посещают спектакль «Чайка» в МХТ и затем отправляются в храм Бориса и Глеба на Арбатской площади, расположенный перед кинотеатром «Художественный».
Тогда личная жизнь не подвергалась обсуждению публичности. Бурные страсти, бушевавшие в семье, не поднимались на людей. Давайте также оставим в тайне их отношения. Однако вся свою жизнь Надежда Вахтангова с честью и гордостью несла своё высшее звание – жена блестящего актёра и режиссёра, муза гения.
Никто не знает, через что ей пришлось пройти, когда рабочий день Вахтангова длился практически сутки, когда нехватка денег и неустроенность преследовали их (нормальная квартира появилась только в 1918 году). И эта тяжелая болезнь мужа, когда не знаешь, как помочь.
В начале 1910-х годов у Вахтангова начались проблемы с желудком. В январе 1919 года врачи поставили ужасный диагноз – рак желудка. Они провели две операции, но скрыли от него истинное состояние. Болезнь продолжала прогрессировать, и к 1922 году он почти не мог встать с постели.
29 мая 1922 года произошла утрата — Евгений Багратионович Вахтангов скончался