Еврипид — биография и произведения драматурга древней Греции

Еврипид был известным древнегреческим драматургом, чьё влияние на классическую афинскую трагедию было огромным. Он создал около 90 произведений, включая 17 трагедий и сатировскую драму «Киклоп», которые дошли до нас до сегодняшних дней. В его работах сочетались глубокие философские мысли, увлекательные сюжеты и выдающееся изображение человеческих страстей. Такие трагедии, как «Медея», «Бакхантки» и «Электра», всегда поражали своей эмоциональной напряжённостью и вечной актуальностью.

Детство

В древности существовали «Биографии» Еврипида, которые говорили о том, что он родился на острове Саламин в день победы греков над персидским воинством в морском сражении 23 сентября 480 года до нашей эры. Его родители, Мнесарх и Клейто, находились на острове среди афинян, уклоняясь от встречи с армией персидского монарха Ксеркса. В этой битве Эсхил участвовал, а Софокл, будучи шестнадцатилетним, принимал участие в хоре молодых людей, прославлявших победу. Таким образом, древнегреческие летописцы запечатлели наследие трех великих трагедийных поэтов. Связь дня рождения Еврипида с этой победой является вымыслом, распространенным среди легендарных историй древних писателей о знаменитостях. В «Суде» указывается, что Еврипид был зачат во время вторжения Ксеркса в Европу (май, 480 года до н.э.), что подвергает сомнению возможность его рождения в сентябре того же года. Паросская мраморная стела определяет год рождения поэта как 486 год до н. э., при этом имя Еврипида в ней упоминается трижды, что чаще, чем имена любых царей. Другие источники предлагают дату 481 год до н. э. как возможный год рождения.

Еврипид

Еврипид, сын уважаемого Мнесарха и Клейто, занимающейся торговлей овощами, изначально увлекался гимнастикой и даже одержал победу в соревнованиях среди юношей. Он мечтал участвовать в Олимпийских играх, но его заявку отклонили из-за несовершеннолетия. Попробовав себя в живописи без особых успехов, получив отличное образование и знакомство с выдающимися умами своего времени, Еврипид начал собирать книги для своей библиотеки и сам приступил к написанию. Его первая драма, «Пелиады», не принесла ему победы из-за разногласий с судьями, но в 441 году до н. э. он завоевал свой первый приз за мастерство и продолжал творить до конца своей жизни. Еврипид также активно участвовал в общественной жизни, принимая участие в дипломатических миссиях, подкрепляя авторитетом своего писательского таланта.

Творчество

Согласно наследию Еврипида, включающему 92 произведения (22 тетралогии), которые были предписаны ему в античные времена, нам известны всего 80 названий. Однако до современности дошло только 19 трагедий. Среди них «Рес» обычно приписывается более позднему автору, в то время как сатирическая драма «Киклоп» является единственным сохранившимся образцом этого жанра. По мнению древних критиков, многие из лучших произведений Еврипида были потеряны; из сохранившихся произведений только «Ипполит» получил признание. Среди сохраненных творений самым ранним является «Алкеста» (также известная как «Алькеста» или «Алкестида»), в то время как «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» относятся к позднему периоду творчества писателя.

Еврипид

Еврипид изменил восприятие женских персонажей в трагедии. В его пьесах Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и другие героини античных сказаний предстают как полноценные и живые личности. Еврипид также подчеркивает важность семейной и материнской любви, нежной привязанности, ярких страстей и женской мести, которые переплетаются с хитростью, коварством и жестокостью в его произведениях. Героини его трагедий выделяются силой воли и богатством внутреннего мира по сравнению с мужскими персонажами. Рабы и рабыни в его драмах не являются просто фоном для событий; они обладают собственными характерами, человеческими чертами и способны вызывать сочувствие у зрителей. Не все трагедии Еврипида соответствуют критериям целостности и единства сюжета, но глубина психологического изображения сцен и монологов становится ключевым аспектом его творчества.

Музыка

Имеются основания утверждать, что Еврипид был не только драматургом, но и композитором, который создавал музыкальное сопровождение к своим трагедиям. Подтверждением этому служит обнаруженный на папирусе III века до нашей эры фрагмент первой антистрофы из «Ореста», где над поэтическим текстом находятся чётко различимые нотные символы. Этот фрагмент музыки, который приписывается Еврипиду, подтверждает его репутацию смелого новатора в области композиции, о чём упоминается в нескольких источниках, не связанных с музыкой. Древние доказательства утверждают, что Еврипид добавил в трагедию хроматические элементы и начал активно использовать кифару, в то время как в более ранних трагедиях преимущественно задействовался лишь авлос. Нотация указанного фрагмента демонстрирует, что Еврипид использовал все три вида греческого мелоса — диатонический, хроматический и энармонический, что свидетельствует о высокой степени изысканности и сложности его музыкального языка.

Еврипид

Найденный в «Ифигении в Авлиде» музыкальный фрагмент Еврипида, датированный примерно 280 годом до н.э., включает не только символы, обозначающие высоту звуков, но и знаки, указывающие на ритмическую структуру. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм влияет на метрику стихотворения. Традиционное представление филологов о тексте трагедии как о наборе «чистых» стихов, не учитывающее музыкальное оформление, не отражает полноту восприятия античной драмы.

Личная жизнь

Женитьба Еврипида оказалась довольно трудной. От первой жены Хлоирины, которая родила ему троих сыновей, он решил развестись, обвинив ее в неверности. Этот жизненный опыт нашел отражение в трагедии «Ипполит», где драматург критикует сексуальные отношения. Его вторая жена, Мелитта, также не оправдала ожиданий Еврипида. В результате сложившихся обстоятельств Еврипид приобрел репутацию мизогина, что послужило поводом для насмешек со стороны Аристофана, великого мастера комедии.

В 408 году до нашей эры Еврипид принял приглашение македонского монарха Архелая и уехал из Афин. Причины его ухода остаются темой споров среди историков. Некоторые считают, что он уехал из-за обиды на соотечественников, которые не оценили его талант. Вопреки значительному вкладу в литературу, состоящему из 92 (или 75, по другим данным) пьес, только четыре из них были отмечены призами за его жизнь, а одна — после смерти. Тем не менее, рассказ Плутарха о поражении афинян на Сицилии в 413 году до нашей эры подчёркивает популярность Еврипида среди народа, несмотря на отсутствие широкого признания со стороны официальных инстанций.

В работе «Политика» упоминается Декамних, который был передан Еврипиду для наказания за оскорбление великого драматурга и организовал заговор, в результате которого был убит македонский царь Архелай. Это произошло после смерти самого Еврипида в 406 году до нашей эры. Смерть такого выдающегося человека привела к появлению множества легенд, сохраненных в сборнике «Суда».

Одна из версий, связанная с трагедией Еврипида «Вакханки», отсылает к женщинам и представляет собой грубую шутку, в которой обезумевшие женщины разодрали царя. Плутарх рассказывает о предполагаемой страсти пожилого писателя к юношам. Современная версия утверждает, что организм Еврипида не выдержал суровой македонской зимы.

Жители Афин попросили разрешение на перевозку останков драматурга в его родной город, но Архелай твердо настоял на том, чтобы могила Еврипида осталась в его столице, Пелле. Узнав о смерти Еврипида, Софокл, в знак траура, приказал актёрам выступать с непокрытыми головами. В честь Еврипида в Афинах была установлена статуя, которая посмертно почтила его память. Согласно преданию, гробницу Еврипида ударила молния — редкое знамение, которым были отмечены лишь немногие известные люди, в числе которых законодатель Ликург.

На полуострове Саламис, близ поселка Перистерия, расположена пещера Еврипида, которая открывает вид на Саронический залив. Это место уже много веков известно как место, где великий трагик создавал свои произведения. Археологические находки, включая фрагменты скифоса с надписью ΕΥΡΙΠΠ (часть имени Еврипида), свидетельствуют о том, что поклонники ходили в эту пещеру, чтобы приносить свои обетные дары великому классику афинской трагедии.

Избранные произведения

  • Персида. Орестея. Хорефем
  • Дорида. Дорида. Теоклид. Надин
  • Алкмена. Евромаха. Ликемон. Иктинхит

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий