Фатих Амирхан — выдающийся татарский литератор, журналист и общественный деятель, чей вклад в развитие культуры неоценим. В своей молодости он столкнулся с тяжелой болезнью, которая привела к тому, что ему пришлось передвигаться на инвалидной коляске, однако это не помешало ему по-прежнему творить и писать, продолжая прославлять свой народ и свою культуру.
Ранние годы
Литератор Мухамметфатых Амирханов появился на свет в самом начале 1886 года в Ново-Татарской слободе великого города Казани. Ребенок вырос среди простых людей, занимающихся ремеслами и трудящихся на заводах. Сердцем района считалась мечеть «Старинный камень», где отец будущего писателя много лет служил.
Первоначальное образование юноша получил в школе при мечети, а затем его отправили в медресе под названием «Мухаммадия». Здесь Фатих получил среднее образование с традиционным в то время религиозным уклоном.
Амирханов обладал уникальными лидерскими качествами, которые позволяли ему объединять людей вокруг себя. Молодой студент основал тайное сообщество «Иттихал», которое стремилось улучшить образование и условия жизни студентов. Они даже выпускали собственный журнал, который приходилось копировать вручную.
В 1905 году он покинул медресе и создал организацию «Ислах». Отец молодого имама не одобрял мирской образ жизни сына, что приводило к частым конфликтам в семье и в конечном итоге к разрыву. В 1906 году, потеряв поддержку семьи, Фатых уехал в Москву.
Жизненный путь
После прибытия в столицу молодой парень устроился на работу редактором в издательство «Воспитание молодежи». Здесь начинающий автор и журналист начал публиковать свои первые произведения.
В 1908 году вышло в свет его романтическое произведение «Мой сон в предпраздничный день». В этом рассказе автор критикует устаревшие нормы, которые до сих пор существуют в татарском обществе.
Летом того же года произошел удар, от которого писатель получил паралич, после этого он мог передвигаться только в инвалидном кресле. Несмотря на тяжелое состояние, Амирхан продолжил работу над выпуском газеты «Реформа». Среди сторонников журналиста было много известных личностей, в том числе поэт Габдулла Тукай.
В 1909 году Фатих представил перевод учебника эсперанто на родной язык.
В это же время были изданы повесть «Фатхулла хазрет», пьеса «Молодежь» и рассказ «Татарка».
С 1912 года Амирхан сотрудничал с газетой националистического толка «Солнце». Тогда же его работы были опубликованы в известных журналах «Зарница» и «Сознание».
В 1913 году автор начал публиковать рассказы, посвященные народным татарским преданиям. Среди них были «Девушка Зухра на Луне», «Сююмбике», «На развалинах», «Зульхабира, проигранная в карты».
Через год писатель представил драму «Неравные», выполненную в импрессионистском стиле. С помощью ярких образов он описал картину неравенства, несчастной любви и беззащитности человеческого счастья перед жизненными трудностями.
В начале 1917 года писатель опубликовал публицистическое произведение «Порвались цепи», посвященное революционным событиям.
В результате Октябрьской революции журналист начал сотрудничать с утвердившимися изданиями «Красная армия», «Новости Татарстана», «Дочь Востока» «Труд» и «Наш путь». В этот же период времени писатель стал активным деятелем в области политики и культуры страны.
В 1920 году было принято решение о создании ТАССР, идею которой горячо поддержал Амирхан.
Через два года автор выпустил романтический рассказ «Соболезнование», затрагивающий вечные темы жизни и смерти.
Татарский писатель скончался 9 марта 1926 года и был погребен в соответствии с мусульманскими обычаями.
Личная жизнь
Биография писателя в основном содержит официальные данные, но личные истории практически не сохранились. Неизвестно даже, был ли у него супруга. На опубликованных фотографиях он изображен в компании друзей и их жен, но сам был всегда один. По воспоминаниям современников, Фатих следил за модой и своим внешним видом.
- Тяжелая болезнь сильно отразилась на жизни писателя, заставляя его задумываться над моралью и этикой. После восторженного принятия Октябрьской революции, журналист начал осознавать ее негативные стороны уже к началу 1920-х годов.
- Собственная физическая слабость и переживания военно-политических событий начала века сделали писателя склонным к мистицизму. Такое восприятие окружающей реальности оставалось с ним до последнего дня.
- Фатиха Амирхана известен как представитель критического реализма в татарской литературе, но его читатели знакомы и с романтическими произведениями. Писатель не боялся экспериментировать с модернизмом в своем творчестве.