Федерико Феллини – уважаемый итальянский кинорежиссер, который завоевал славу в мировом кинематографе. Среди наиболее известных работ Феллини можно отметить фильмы «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной» и многие другие.
Детство и юность
Федерико появился на свет зимой 1920 года в Римини, итальянском курортном городке. Вскоре родители решили переехать в Рим, где отец Феллини-старший занимался торговлей товаров народного потребления. После Федерико у них родился сын Рикардо, а потом дочь Мария Маддалена.
Федерико был очень хилым и часто терял сознание, врачи предполагали, что у него слабое сердце. Однако со временем мальчик поправился и пошел учиться в монастырскую школу в семилетнем возрасте.
С детства у Федерико было богатое воображение – он любил выдумывать самые невероятные истории. Он даже устраивал импровизированные представления – делал куклы и шил для них костюмы. В детстве будущий режиссер обожал цирк. Его глубоко впечатлило выступление циркачей.
После окончания школы Федерико решил связать свою жизнь с журналистикой. В 17 лет он переехал во Флоренцию, чтобы поступить на факультет журналистики. Там молодой человек начал работать карикатуристом в издательстве «Фебо». Новая работа практически не приносила ему дохода, поэтому Федерико пришлось полагаться на помощь родителей. Через год он переехал в Рим, где снял небольшую квартиру в бедном районе.
По воле судьбы Феллини оказался в мире ночного и развратного Рима. Это был не тот город, который знали многочисленные туристы, приезжающие сюда днем. В этом зловонном районе обитали китайцы-торговцы, ночные проститутки и мелкие воришки.
В свои молодые годы умение Феллини рисовать буквально спасало его — он мог нарисовать кого угодно в сатирическом стиле. Его актуальные карикатуры пользовались большой популярностью у читателей газет. В какой-то момент известный артист варьете, Альдо Фабрици, заказал у начинающего художника тексты для своих представлений. Федерико выполнял любую работу, был наборщиком текстов, создавал рекламные плакаты, писал сценарии для радио.
Через какое-то время Федерико поступил на юридический факультет Национального университета. Несмотря на то, что Феллини не планировал работать адвокатом, поступление в вуз давало ему отсрочку от армии, ведь в то время в Италии был жестокий диктатор Бенито Муссолини. Впрочем, юридическое образование сыграло свою роль в его дальнейшей творческой биографии.
В 1938 году его юмористические очерки начали появляться в римском журнале «Марк Аврелий». Это издание выпускало антифашистские очерки.
Только в 1942 году Федерико Феллини начал писать сценарии для фильмов. Вскоре он сам сядет в режиссерское кресло и создаст целую плеяду шедевров итальянского кинематографа.
Фильмы
Возможно, что жизнь Федерико Феллини могла бы быть связана с журналистикой и рисованием, если бы не один случай. В 40-е годы молодой человек встретил известного режиссера Роберто Росселлини. Роберто заинтересовался амбициозным и талантливым парнем, который обещал многое. Росселлини предложил Федерико поучаствовать в создании нового фильма. И вот так Феллини написал сценарий для военной драмы под названием «Рим – открытый город».
Фильм вызвал настоящий фурор. Федерико был номинирован на премию «Оскар» за свой дебютный сценарий, и критики признали его тайным гением своего времени. По мнению кинокритиков, Феллини смог создать новый жанр в кинематографе — неореализм.
В скором времени начинающий сценарист представил свое новое произведение — он создал сценарий для фильма «Пайза» (переводится как «Земляк»). Этот фильм вновь рассказывал о военных событиях и снова стал популярным, привлекая внимание картины, которая второй раз номинировалась на премию «Оскар».
В течение нескольких лет Федерико был успешным сценаристом. В 1950-м он принимает решение присесть в режиссерское кресло вместе с Альберто Латтуада. Латтуада снял итальянские версии классических произведений русской литературы — «Шинель», «Собачье сердце» и другие.
Путем творческого труда Федерико Феллини и Луиджи Латтуада сняли фильм под названием «Огни варьете». Следующим проектом, где Феллини выступил в качестве режиссера и сценариста, стал фильм «Белый шейх». Дебютные работы мастера не были особо популярными, однако они помогли Феллини проявить себя. Начиная с этой картины, режиссер начал сотрудничать с легендарным композитором Нино Рота.
Следующим фильмом мастера становится «Маменькины сынки», который получает награду «Серебряный лев» на Венецианском фестивале. Особой популярностью пользовался отрывок из фильма-альманаха «Любовь в городе», снятого режиссером.
В 1954 году мужчина начинает работу над фильмом «Дорога», сценарий для которого был написан еще в 1949 году. Главную роль Джельсомины исполнила актриса по имени Джульетта Мазина, а ее партнера по фильму сыграл актер по имени Энтони Куинн. Фильм вызвал огромный ажиотаж в мировом сообществе, а режиссер стал обладателем престижной премии «Оскар». Конечно, стоит упомянуть, что картина полностью окупилась и заработала значительную сумму в кассовых сборах.
В 1955 году знаменитый режиссер представил зрителям киноленту с заголовком «Мошенники», где главные роли исполнили Ричард Бейсхарт, Бродерик Кроуфорд и, конечно же, неподражаемая муза Феллини – Джульетта Мазина. Через два года вышел еще один шедевр Феллини – драма под названием «Ночи Кабирии», где снова главную роль исполнила неповторимая Джульетта Мазина. История повествует о доброй и наивной девушке, которая вынуждена была заниматься проституцией. Главная героиня безмерно любила единственного мужчину, который планировал убить ее. Феллини вновь получил главную премию на Каннском фестивале и заветную статуэтку «Оскар», а Мазина была удостоена звания лучшей актрисы.
Интересно, что фильмы знаменитого режиссера оказались настолько популярными, что оказали влияние на моду того времени. Все персонажи его кинолент были одеты в уникальном стиле, за которым стали подражать люди в реальной жизни. Именно так появилась тенденция haute couture. Этот модный тренд проявился в популярности шикарных нарядов с глубокими декольте, шляп с перьями и блестящих нарядов.
Федерико также уважал свое «художественное» прошлое и черпал вдохновение из дизайна. Он был истинным вдохновителем моды — люди стремились одеваться, как он. В тренде были кашпо и шляпа, которые всегда были его неотъемлемыми атрибутами. Один из его самых известных фильмов, «Сладкая жизнь», был вдохновлен платьем-мешком от бренда Givenchy.
«Сладкая жизнь» — еще один шедевр мастера. Фильм был удостоен премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Он также получил множество других наград и оказал значительное влияние на культуру. Именно благодаря этому фильму появилось понятие «папарацци» — так был назван всюду присутствующий журналист из картин.
В творческой биографии Федерико Феллини 60-е годы были наиболее продуктивными. В этот период он снял такие фильмы, как «Сатирикон» и «Джульетта и духи». В 1969 году режиссер представил комедийную притчу под названием «Рим Феллини». Этот фильм пронизан ощущением праздника, карнавала, и за него Феллини был удостоен награды «Золотой глобус». Аналогичная тема повторилась в его ленте «Клоуны».
В 1973 году режиссер снял автобиографическую ленту под названием «Амаркорд». Сюжет фильма представляет собой своеобразный калейдоскоп событий, разворачивающихся в 30-е годы. Фильм также стал лауреатом премии «Оскар».
Три года спустя в фильмографии Феллини появился фильм «Казанова Федерико Феллини», в котором главную роль исполнил Дональд Сазерленд.
В 1979 году Феллини снял фильм с названием «Репетиция оркестра». В сюжете картины доминирует основной принцип театральных представлений – единство действия, места и времени. Фильм был снят всего за несколько недель.
В последние годы своего творчества Феллини все больше увлекался театральностью, что ярко проявилось в его картине «И корабль плывет…». В центре сюжета оказывается съемочная группа, а море вокруг изображено на холсте.
Личная жизнь
Личная жизнь талантливого режиссера Феллини неотделима от его творчества. Впервые влюбился он в 1943 году, когда создавал шоу о романтических отношениях Полины и Чико. Позже он решил экранизировать свою постановку и пригласил к сотрудничеству молодую актрису по имени Джулия Анна Мазина, которой тогда было всего 22 года.
Между Джулией и Федерико возникла романтическая связь, которая вскоре привела их к браку. Федерико попросил свою возлюбленную изменить свое имя на Джульетту. Непосредственно после свадьбы актриса забеременела, однако несчастный случай заставил ее упасть с лестницы, в результате чего она потеряла ребенка.
Вторая беременность Мазины прошла удачно, и у супругов родился мальчик, которого они назвали Пьер Федерико. К сожалению, малыш скончался вскоре после рождения. После этого актриса больше не могла иметь детей.
Когда Федерико предложил любимой усыновить ребенка, она всегда отказывалась. Тем не менее, Джульетта считала своими детьми фильмы, которые они создавали вместе с Феллини. Режиссер был очень привязан к своей жене и считал ее своей музой. Женщина постоянно находилась вместе с мужем на съемочной площадке, даже если не участвовала в съемках.
Несмотря на то, что Феллини был преданным своей жене, он всегда открыто проявлял свою любовь к женщинам. У него были романы, но журналисты увлекались этой темой больше всего. В желтой прессе много писалось о его новых отношениях, даже если их на самом деле не было. Тем не менее, известно о двух его любовницах. Первой из них была актриса Анита Экберг, сыгравшая главную роль в фильме «Сладкая жизнь». Федерико также поддерживал романтические отношения с итальянским секс-символом актрисой Клаудией Кардинале, снявшейся в ленте «Восемь с половиной».
Смерть
Весной 1993 года знаменитый кинорежиссёр был удостоен новой награды — премии «Оскар». В этот раз статуэтка была вручена ему не за определённый фильм, а за его огромный вклад в кинематограф. Феллини и его жена планировали отпраздновать свою золотую свадьбу. Праздник был назначен на 30 октября. Но 15 октября режиссёру стало плохо, у него произошёл инсульт. Мужчина был госпитализирован, но лечение не помогало — Феллини только ухудшался. 31 октября кинорежиссёр скончался. Причиной его смерти стали осложнения после инсульта.
Потеря живой легенды стала настоящей трагедией для всей страны. В столице было приостановлено движение общественного транспорта, чтобы похоронный караван мог пройти от центра города к семейному мавзолею режиссера. В городе Римини до сих пор сохранилась гробница, где покоится сам Федерико Феллини и его многочисленные предки.
Джульетта Мазина также страдала. У нее был рак легких, который и стал причиной ее смерти в 94-м году. Перед уходом из жизни Джульетта просила похоронить ее с фотографией мужа в руках. Последнее желание великой актрисы было исполнено.
Фильмография режиссера
- 1951 Огни варьете
- 1952 Белый шейх
- 1953 Маменькины сынки
- 1954 Дорога
- 1955 Мошенники
- 1957 Ночи Кабирии
- 1960 Сладкая жизнь
- 1963 Восемь с половиной
- 1965 Джульетта и ду́хи
- 1969 Дневник режиссёра
- 1969 Сатирикон Феллини
- 1970 Клоуны
- 1972 Рим
- 1973 Амаркорд
- 1976 Казанова Федерико Феллини
- 1978 Репетиция оркестра
- 1980 Город женщин
- 1983 И корабль плывёт…
- 1986 Джинджер и Фред
- 1987 Интервью
- 1990 Голос луны