Федор Рокотов, выдающийся художник XVIII-XIX веков, занимавший одно из главных мест в истории русского живописи. Его кистью был создан знаменитый коронационный портрет Екатерины II. Он искусно владел стилем рококо и мастерски воплощал свои идеи масляными красками.
Ранние годы
Точные сведения о дате рождения Федора Рокотова отсутствуют в биографических источниках. Известно только, что он был рожден примерно в 1735 или 1736 году. Некоторые исследователи полагают, что он был незаконнорожденным сыном князя Репнина и крепостной крестьянки, находившейся на его имении в Воронцово, где сами хозяева не имели собственных детей. Однако существуют и теории о том, что Рокотов происходил из бедной дворянской семьи, но эти утверждения нигде не подтверждены документально.
Предполагается, что при рождении Федор получил вольную от князя Репнина, но причины этого решения неизвестны, особенно учитывая, что остальные члены семьи остались крепостными. Существует версия, что мальчик с детства увлекался живописью, но его ранние работы не дошли до наших дней.
Относительно действительная информация о жизни Федора Рокотова восходит к 1755 году. Известно, что талантливый юноша был принят на обучение в новой Академии художеств, организованной графом Шуваловым. Однако он пошел учиться в Сухопутный шляхетский корпус. Здесь он несколько лет служил, создавая множество портретов кадетов, и получил звание ротмистра, а затем и дворянство.
В 1757 году Рокотов, уже находясь в новом статусе, все же поступил на обучение в Академию художеств, которая располагалась в доме Шувалова. Его учителями стали итальянец Пьетро Ротари и француз Луи Ле Лоррен. Под их руководством Федор осваивал основы рококо. Обучение продолжалось около 5 лет. К 1762 году Рокотов уже стал адъюнктом и сам наблюдал за учениками.
Творческая биография
Федор Рокотов был наиболее загадочным художником своего времени. Не только его биография была покрыта туманом, но и нет ни одного автопортрета этого легендарного художника, который создал так много чужих изображений. В течение долгого времени считалось, что на одной из картин Рокотов все же изобразил себя. Однако на «Портрете молодого человека в гвардейском мундире» был изображен его друг, Евгений Чемесов.
В возрасте 29 лет, сразу после окончания обучения в художественной школе, Рокотов стал академиком и начал преподавать. Из его ранних, совершенно нетипичных работ осталось только одно: «Кабинет Шувалова», по сути, портрет интерьера. Оригинал работы был потерян, но сохранилась копия, созданная одним из его учеников.
В начале шестидесятых годов XVIII века Федор Рокотов приобрел огромную известность благодаря своей уникальной технике создания портретов, которая делала их удивительно детальными и точными. Среди его первых клиентов были Иван Шувалов, дворяне Орловы, император Петр II и его сын Павел. Однако настоящая слава пришла к нему в 1763 году, когда сама императрица пригласила его создать парадный коронационный портрет. Его работа настолько понравилась заказчице, что она выбрала его образ для чеканки на монетах и гравюрах.
В 1766 году заказов стало слишком много для Рокотова. Федор Степанович, который формально преподавал в академии, не имел права их принимать. Поэтому Рокотов решил уйти с поста преподавателя и переехал из Петербурга в Москву. Здесь он начал брать частные заказы уже без ограничений. За один портрет богатые клиенты платили не менее 50 рублей.
Однако Рокотов был наиболее известен среди обитателей аристократических особняков в Москве. Он создавал портреты для дворянских семей разных поколений, посвящая особое внимание значимым событиям в их жизни.
Благодаря ему мы имеем возможность увидеть изображения Василия Майкова, Анны Голицыной, Александра Сумарокова, Прасковьи Ланской и других исторических фигур XVIII века.
Простой крестьянин по происхождению, Федор Степанович, в 1772 году становится сооснователем Московского Английского клуба, привлекая исключительно представителей аристократии.
В то же время он приобрел свою собственную мастерскую и дом в столице довольно поздно. В 1785 году Рокотов приобрел участок земли на пересечении Старой Басманной улицы и построил здание. В этом здании жили его ученики, которые помогали мастеру в написании картин. В большинстве портретов 70-80 годов XVIII века Рокотов изображал только лица, остальное дополняли его ученики. Иногда в помещении одновременно находилось до 50 незаконченных работ, на которых были изображены только лица.
В конце своей творческой карьеры Рокотов пытался отойти от вышедшего из моды рококо в сторону классицизма. В его картинах появилась большая детализация и яркие цвета. Однако он уже не мог превзойти молодых конкурентов. Период его величия ушел. В 90-х годах XVIII века Рокотов приобрел имение в Аниково, где проводил время вдали от суеты Москвы.
Самые известные произведения
Работы Рокотова являются одними из самых известных и выдающихся в XVIII веке. Художник использовал целый ряд художественных приемов, которые позволяют без труда узнать его почерк. Характерная «дымка», размытость изображения, фиксация фигуры в полоборота, легкая улыбка — все это является неповторимыми чертами его творчества. Картины Федора Степановича сравнивали с работами Леонардо да Винчи и Жана Ватто. Тот факт, что после написания коронационного портрета императрицы он работал только над погрудными образами, лишь упрощает задачу исследователям при определении подлинности его произведений.
Портрет Александры Струйской является одной из наиболее известных работ мастера, аналогом «русской Джоконды». Молодая дворянка изображена с традиционной для Рокотова маской меланхолии на лице. Известно, что восемнадцатилетней заказчице картина не понравилась, и ее «сослали» в одну из дальних комнат.
Уникальность Рокотова заключалась в его способности создавать портреты членов императорской семьи, отличаясь таким образом от других художников. Его доверие и доступ к местам, куда другим было запрещено входить, были свидетельством этого. Например, он имел возможность посещать детскую комнату наследника престола Павла или личные покои Екатерины II. Рокотов даже создал портрет незаконнорожденного сына императрицы Алексея Бобринского в детстве.
Государственный Исторический музей — хранилище основной коллекции работ Федора Рокотова. Среди них можно найти такие великолепные произведения, как:
- Портрет А. П. Сумарокова, созданный в 1770 году. Известный поэт, советник Екатерины II, был другом художника и вместе с ним участвовал в литературном кружке.
- Портрет П. И. Панина, созданный во второй половине 70-х годов XVIII века. Военный, генерал-аншеф, знаменитый полководец и сенатор. На портрете изображен в светлых тонах, но с четко узнаваемой чертой Рокотова — полуулыбкой и меланхолией на лице.
- Изображение Владимира Ивановича Стрешнева. Оно относится к начальным творениям мастера, примерно 1760-х годов. Стрешнев был известным государственным и дворцовым чиновником своего времени, сенатором, тайным советником и камергером императора Петра II. Его портрет демонстрирует облик уставшего, погруженного в размышления человека, обладающего значительной властью.
- Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Написан в начале 1780-х годов. Будущий император Александр I изображен Рокотовым румяным мальчиком с яркими глазами и серьезным выражением лица. Интересно, что оригинал этой картины находится в Русском музее. Однако в других коллекциях существуют авторские копии.
- Изображение императрицы Екатерины II. В отличие от торжественного коронованного, этот портрет показывает правительницу в более зрелом возрасте. Но Рокотов сохраняет первоначальную композицию портрета Рослена. Добавляя свой уникальный стиль в изображение императрицы.
Количество произведений искусства, которые могут быть приписаны Рокотову, составляет около 50 работ. Многие картины, которые ранее неправильно считались работами Федора Степановича, на самом деле были созданы его учениками.
Личная жизнь
Нет никаких сведений о личной жизни Федора Рокотова. Ни в одном источнике не упоминается ни его брак, ни дети. Сообщается только, что у его брата Никиты было два племянника, которых Федор выкупил из крепостного права, чтобы дать им возможность на лучшую судьбу.
В декабре 1808 года произошло кончина Федора Степановича. С возрастом он стал слабо видеть. Художник уже почти не творил произведения. А мода на портреты проходила. Его племянники были указаны как наследники его художественного наследия.
Их знаменитый родственник был похоронен на погосте Новоспасского монастыря. В настоящее время точное место захоронения художника неизвестно. Однако с 2008 года в Новоспасском монастыре установлен специальный памятный камень в его честь.