Федор Шаляпин, великий русский оперный и камерный певец, обладатель уникального баса, с успехом выступал как солист в Большом и Мариинском театрах, так и на сцене Метрополитен-оперы. Его талант искусного исполнителя получил признание не только в России, но и за ее пределами. Шаляпин пел для всех, независимо от образования — его народные песни пользовались особенным успехом, они звучали с широкой русской душой, ее необъятной удачей и энергией.
Детство
Фёдор Шаляпин появился на свет в Казани 13 февраля 1873 года в обыкновенной крестьянской семье. Его родители перебрались в Казань из Вятской губернии. Отец мальчика, Иван Яковлевич, был грамотным человеком с красивым почерком, работал писарем в управлении земства. Мать будущего певца, Евдокия Михайловна, занималась домашним хозяйством. Отец был поклонником спиртных напитков, и в состоянии опьянения он становился агрессивным, часто поднимая руку на жену и детей.
Семейный дуэт был поражен красивым альтом младшего Федора. Повторяя мать-певунью, мальчик регулярно продолжал пением и получал от этого огромное наслаждение. Еще в девять лет он настоял на своем и получил разрешение петь в церковном хоре у регента Щербинина. Этот человек сыграл значительную роль в судьбе крестьянского мальчика, выслушал его и сам учил музыкальной грамоте. Пение в церковном хоре приносило мальчику не только душевное удовольствие, но и небольшое вознаграждение. Отец, склонный к прагматизму, рассматривал церковное пение как бесполезное занятие, которое не принесет пользы в будущем. По его мнению, Федору следовало обучаться ремеслу, которое обеспечило бы его пропитанием в будущем. И он решил устроить Федора учеником к его крестному отцу — сапожнику.
Кроме того, Федор успевал хорошо учиться в школе. Он проявил себя как одаренный ученик и успешно завершил несколько классов начального образования.
Вначале юноша обучался в частной школе госпожи Ведерниковой, но был исключен оттуда за легкомысленное поведение. Учителя застали его во время поцелуя с одноклассницей. Федору нравилось учиться в приходском и ремесленном училище, но из-за тяжелой болезни матери он вынужден был прекратить обучение.
Отец устроил сына на работу, и молодой Шаляпин получил должность помощника писаря. Несколько лет юный архивариус посвятил переписыванию бумаг, и он называл этот отрезок времени самым скучным и печальным в своей жизни. В этот период он не мог петь, и очень страдал из-за этого. Голос певца переживал период слома.
Судьба молодого архивариуса развивалась по заранее изведанному пути, ничто не предвещало ни всплесков, ни спадов. Но в один прекрасный день Шаляпин случайно оказался в Казанском оперном театре. Он внимательно прослушал каждое выступление, был абсолютно покорен волшебством искусства. После этого визита ассистент секретаря принял окончательное решение изменить свою профессиональную сферу деятельности.
К 16 годам голос певца уже скрипнул, это был удивительно красивый, мощный бас. Федор решил пройти прослушивание в оперном театре. Однако ему не повезло, неопытный певец не справился с испытанием. Но Федор был настойчив. Он обратился в драматический коллектив В. Серебрякова, где приняли его статистом за символическое вознаграждение. Сам Шаляпин говорил, что в то время он работал «за грош».
Не смотря на неудачные начала, талантливый самоучка вскоре обрел уверенность на сцене. Вскоре его способности заметил Г.И. Деркач, руководитель малороссийского странствующего театра, и пригласил Шаляпина присоединиться к труппе. Певец начал гастролировать по российским городам, однако после окончания сезона остался без работы и средств к существованию. В тяжелые времена он даже думал о самоубийстве.
Когда певец приехал в Тбилиси, главный город Грузии, заботливые люди порекомендовали ему обратиться к Дмитрию Усатову.
Известный тенор, который долгое время служил в Большом театре, принял активное участие в судьбе талантливого крестьянского сына. Он не только взял Шаляпина под свою опеку, но также уделил ему много времени и внимания. Певец занимался и работал в местном оперном театре, исполняя басовые партии. Учение у известного тенора продолжалось целый год, за который время Шаляпин освоил все популярные оперы и изучил музыкальный этикет. Усатов представил его в музыкальном обществе, после чего Шаляпин начал работать по контракту. Набравшись опыта, он решил испытать свои силы в южной столице.
Музыка
В 1894 году приезд певца в Санкт-Петербург ознаменовался его приемом на службу в Императорский театр. Это стало значительным успехом для Шаляпина, но вскоре его начала давить жесткая дисциплина, царившая в театре. В поисках выхода из этой ситуации он обратился к меценату Савве Мамонтову, который пригласил певца работать в своем театре. Мамонтов обладал уникальным чутьем на таланты и увидел в молодом певце огромный потенциал. Условия, которые ему предоставил Мамонтов, полностью устроили Шаляпина. Ему оставалось только петь, получая за это достойное вознаграждение, и наслаждаться безграничной свободой.
Прослушайте композицию Фауст: Золотой тельце Федора Ивановича Шаляпина на Яндекс.МузыкеВо время работы в театре Мамонтова знаменитый бас исполнил все главные басовые партии из русских опер — «Борис Годунов», «Русалка», «Жизнь за царя», «Псковитянки», «Содко», «Моцарт и Сальери», «Хованщина». В опере «Фауст» Шаляпин показал свой талант в роли Мефистофеля, его исполнение басовой партии в этой опере по-прежнему считается образцовым. Через несколько лет он повторил эту роль в арии «Мефистофель» на сцене «Ла Скала», что принесло ему всемирное признание.
Федор Шаляпин всегда был близок к народу, так как он сам родился в одной из самых бедных семей. В 1905 году в Российской империи было очень беспокойно, рабочие организовывали стачки, забастовки, боролись за свои права. Шаляпин поддерживал рабочее движение своими песнями. В этот период он пел знаменитую «Дубинушку», «Вдоль по Питерской» и другие народные песни. Деньги, собранные на его концертах, он отдавал на помощь рабочим. Концерты в поддержку рабочего движения превращались в яркие политические акции.
Позднее советская власть высоко оценила вклад Шаляпина в революционное движение. Его дружба с Максимом Горьким также стала своеобразной гарантией безопасности для великого певца и в период того, что можно назвать «советским террором», спасла его от полного разорения.
Большевики помнили заслуги Шаляпина перед революционным движением и после прихода к власти они высоко оценили его достижения. Он был назначен на ответственную должность и получил высокое звание – стал руководителем Мариинского театра и первым Народным артистом РСФСР. Но исполнение обязанностей руководителя тяготило артиста, и в 1922 году, находясь за рубежом в гастрольном турне с семьей, он принял решение не возвращаться в Россию. Через несколько лет советское правительство лишило Шаляпина высокого звания Народного артиста РСФСР.
Удивительный факт состоит в том, что человек, вышедший из простой крестьянской семьи, оказался многогранным талантом. Он не только обладал прекрасным голосом, но также увлекался живописью, скульптурой и обладал актерскими способностями. В фильме «Иван Грозный» А. Иванова-Гая он создал убедительный образ тирана-самодержца. В киноленте «Дон Кихот», снятой немецким режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом, певец превратился в благородного рыцаря, сражающегося с ветряными мельницами.
Личная жизнь
Знакомство с благодетелем Мамонтовым оказалось переломным для артиста. Оно не только принесло удачу, но и позволило ему встретить свою судьбу. В театре Мамонтова артист нашел любовь, увлекся итальянской балериной Иолой Торнаги. Через некоторое время они поженились. Балерина родила своему мужу шестерых детей. Однако Шаляпин был очень страстным человеком. Он работал в Императорском театре, часто и долго проживал в северной столице. Здесь он обрел свою вторую любовь, Марию Петцольд. Женщина была замужем и уже имела двух детей, когда судьба свела ее с великим певцом. Мария не отказалась от счастья, тайно встречалась с Шаляпиным. Потом они начали жить вместе, и в этой семье у артиста появились трое детей.
Певец успешно увез вторую семью за границу, где остановился в Париже и пригласил своих детей от первого брака. Его первая жена и старшая дочь остались в России, но не обиделись на него. Иола Игнатьевна и Ирина стали здесь настоящими хранительницами памяти певца.
В заключительные годы своей жизни Иола Торнаги перебралась в Рим. Перед этим она обратилась к Екатерине Фурцевой, занимавшей должность министра культуры, с просьбой открыть музей Ф.И. Шаляпина в их доме на Новинском бульваре.
Когда певец эмигрировал во Францию, советские газеты гнали на него грязью. Однако он считал, что поступил правильно. Шаляпин начал свою взрослую жизнь без денег, все, что он заработал, было заработано трудом. Но новая власть считала, что певец обязан делиться со своими нуждающимися. У него отобрали дом, машину, сбережения в банке. Певец пытался защитить себя и свою семью от произвола власти, но это было тщетно.
Причина смерти
Во время своего последнего концертного тура по азиатским странам, певец почувствовал себя плохо. Врачи из Парижа выяснили, что у Шаляпина диагностировано онкологическое заболевание крови.
Весной 1938 года он ушел из жизни и его похоронили на кладбище во Франции, а в 1984 году его останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище — месте последнего покоя великого певца.