Федор Васильев — знаменитый русский художник, создатель таких произведений, как «Оттепель», «В Крымских горах» и «После дождя. Проселок». Он был учеником и близким другом выдающегося Ивана Шишкина.
Творчество русского пейзажиста Федора Васильева восхищало таких мастеров, как Иван Шишкин, Иван Крамской и многих других известных художников. Его работы многократно награждались Обществом поощрения художников и были вдохновением для многих других мастеров живописи.
Ранние годы
Художник появился на свет 10 февраля 1850 года в Ленинградской области, в городе Гатчина. Отец мальчика работал в приюте для сирот в качестве помощника учителя. Официальная жена этого мужчины была Ольга Полынцева, которая родила ему дочь Женю и сына Федю.
Федор был еще маленьким, когда его родители решили переехать в столицу. В Петербурге они поселились в скромном доме на Васильевском острове. Васильев-старший устроился работать на почту, где в 12 лет его сын тоже начал трудиться.
В начале 1852 года отец с матерью решили легализовать свои отношения и поженились в церкви. После этого у них появились еще два наследника – Саша и Рома.
Эта семья жила довольно скромно, их единственным источником дохода было жалованье главы семейства. Когда Федор начал помогать ему с рассылкой прессы, ситуация улучшилась, но не на много. Изначально молодой человек выполнял мелкие поручения, такие как доставка почты, затем его приняли в помощники писца. Когда у Феди не было работы, он занимался рисованием, и ему больше всего нравились пейзажи. Профессиональное занятие живописью стало для него мечтой, но отец был против этой идеи, считая, что искусство не принесет стабильного дохода. Несмотря на это, Федор устроился в реставрационную мастерскую Петра Соколова и затем отучился в школе, организованной Обществом поощрения художников.
После смерти отца молодой Васильев взял на себя заботу о семье. Ему приходилось тяжело трудиться, ведь дома его ждали мать, старшая сестра и два младших брата. Он брался за любую работу, но не забрасывал и свое увлечение живописью. Благодаря обществу, которое поощряло художников, он познакомился с Иваном Шишкиным, который сразу увидел талантливого молодого художника. Позже мастер познакомил его с членами творческого объединения «Артель художников», во главе которого стоял художник и критик Иван Крамской.
Начало творческого пути
Изучение техники Федором Шишкиным было невероятно полезным для начинающего художника: он научил его работать со светом, передавать детали и создавать удачные композиции. Вскоре учитель и ученик стали неразлучными друзьями. В 1867 году они отправились вместе в поездку на Валаам, где вместе создали такие известные этюды, как «Лес у ручья», «В церковной ограде», «Пейзаж с березками», «Въезд в деревню» и «На острове Валааме. Камни». После этой поездки их работы были показаны на выставке Общества поощрения художников. Некоторые из них были выкуплены графом Сергеем Строгановым. Он взял под свое покровительство талантливого художника и обещал помочь ему в его творческой деятельности.
Выставка сделала молодого художника известным. Он стал частым гостем Артель художников, общался с известными мастерами, среди которых был Иван Крамской. Одной из его последних работ в учебные годы была картина «После дождя», известная также как «Весна в Петербурге». В 1867 году Федор окончил школу Общества поощрения художников.
Маленький отрывок из жизни художника-пейзажиста связан с деревней Константиновка, расположенной неподалеку от Санкт-Петербурга. Здесь Федор пригласил Ивана Шишкина для того, чтобы тот рисовал местные природные красоты. За несколько месяцев, проведенных в глубинке, Васильев создал несколько полотен: «Деревня», «Возвращение стада», «Перед дождем» и «После грозы». В то же время, в личной жизни Шишкина произошли изменения: познакомившись ближе с сестрой Федора, он влюбился и вскоре сделал ей предложение.
Работа «Возвращение стада» принесла художнику первую заметную награду — премию Общества поощрения художников в размере 400 рублей. Не раздумывая, Федор потратил эту сумму на шикарный пиджак, кожаные перчатки и модный цилиндр. Это позволило ему войти в круг известных столичных художников и стать постоянным гостем светских мероприятий, где собиралась вся петербургская интеллигенция.
По приглашению графа Строганова Васильев посетил его поместье под Тамбовом. Эти места в южном регионе сильно впечатлили молодого художника, и он часто делился своими впечатлениями в письмах с сестрой. Позже хозяин поместья переехал в Украину и пригласил Васильева в гости. В Хотени художник создал такие картины, как «Кучевое облако», «Тучи над холмами», «Приближение грозы», «Небо с облаками» и другие произведения, посвященные небу. Он также изображал деревни, извилистые проселочные дороги и величественные леса, которые были в изобилии в этом районе. Многие из его работ он завершил уже в столице.
Путешествия по Волге и в Крым
В конце 1870-х в уме Ильи Репина возникла идея написания картины «Бурлаки на волге». Сначала художник хотел, чтобы бурлаки были на переднем плане, чтобы они контрастировали с дачниками, беззаботно отдыхающими на заднем плане. Васильев критиковал это решение:
«Здесь эти красивые барышни, кавалеры, уютная обстановка, что-то вроде пикника; а эти грязные люди уж очень искусственно «приплетаются» к картинке, в виде назидания: мол, смотрите, какие мы несчастные уроды. Ох, и запутаешься ты в этой композиции: уж слишком много здесь рассудочности. Полотно должно быть шире, проще, как говорится — сама по себе… Бурлаки так бурлаки!».
В группу путешественников вошли Федор Васильев, Илья Репин и Евгений Макаров. Во время путешествия художник создал произведения под названиями «Рыбаки», «Закат на Волге» и «Крестьянская семья в лодке». В работах Васильева также изображены бурлаки: он изобразил их отдыхающими после тяжелого труда на картине «Вид на Волгу. Барки».
В 1871 году автор представил свое произведение «Оттепель». Сюжет этой картины был создан по мотивам природы и изображал разбитую дорогу, первые признаки весны и усталых путников. На конкурсе Общества поощрения художников картина получила высшие оценки, а Шишкин признался, что его ученику удалось его превзойти. Оригинал картины был приобретен Павлом Третьяковым, а копия – государем Александром III. В этом же году Федор получил звание живописца I степени и стал вольнослушателем художественной Академии.
Когда работал над картиной «Оттепель», автор перенес туберкулез. Чтобы восстановить здоровье, он отправился в украинское имение графа Строганова, куда был любезно приглашен. Изменение климата не принесло особого улучшения состояния, поэтому Васильев по совету врачей отправился на Крымский полуостров. Спонсором этой поездки выступило Общество поощрения художников.
Во время пребывания в Крыму, мастер испытывал ностальгию по российским пейзажам. Его творчество в основном состояло из переработки начатых произведений на родине, почти не создавалось новых работ на природе. Здесь же он завершил картину под названием «Мокрый луг» и отправил ее на конкурс в столицу. Эта работа заняла второе место. Позже художник создал еще две картины, вдохновленные воспоминаниями о России – «Утро» и «Болото в лесу. Осень».
Васильева всегда поддерживало общество поощрения художников, которое ежемесячно присылало средства на его проживание. Хотя сумма была невелика, Федор Александрович начал создавать картины по заказу. По просьбе князя Владимира Александровича он написал полотно «Вид из Эриклика» и несколько этюдов дворца в Ливадии. Несколько будущих работ были оплачены заранее Павлом Третьяковым.
Со временем художник стал влюбляться в крымские пейзажи. В 1872 году он закончил целую серию работ, посвященных этому полуострову. Кроме многочисленных зарисовок, в эту серию вошли произведения «Горы и море», «Прибой в Ялте» и «В Крыму. После дождя».
Постепенно художник полюбил крымские пейзажи: в 1872 году он закончил работы «Прибой в Ялте», «Горы и море», «В Крыму. После дождя». В своих воспоминаниях он напишет:
Последние годы и смерть
В 1873 году известный пейзажист завершил работу под названием «В Крымских горах». Изначально он планировал создать горизонтальную композицию, но затем решил изменить концепцию и сделать полотно вертикальным. Это решение оказалось удачным, поскольку вертикальный формат выразительно передал красоту и величие вековых деревьев и высоких гор. Иван Крамской описал эту картину следующим образом:
«Что-то туманное, почти мистическое, очаровывающее, словно не картина, а скорее музыкальная симфония, доносящаяся издалека, сверху».
Живописец скончался в возрасте 23 лет 6 октября 1873 года. Его последним пристанищем стало Поликуровское кладбище в Ялте. После смерти Васильева его коллеги-художники провели выставку-аукцион, на которой были представлены его произведения. Собранные средства были использованы для погашения долгов Общества поощрения художников и галериста Третьякова, предоплаченные картины которого так и не были завершены.
Большинство картин было выкуплено еще до официального открытия выставки. Некоторые работы были приобретены государыней Марией Александровной для ее коллекции, а другие – Академией художеств.
Картины
- «После грозы на берегу Волги»
- «Осеннее болото в лесу»
- «Туманное болото в лесу»
- «Бурная речка»
- «Уютная деревенская улица»
- «Утро в деревне» «Деревня»
- «Прогулочная лесная дорога»
- «Жаркий летний день»
- «Мокрый луг»
- «Мостик через ручей»
- «Оттепель»
- «Перед дождем»
- «Перед грозой»
- «После дождя»
- «После грозы»
- «Вид на Волгу с барками»
- «Заброшенная ветхая мельница»
- «Старое кладбище в церковной ограде»
- «Вечер»
- «Возвращение стада»
- «Волжские лагуны»
- «На острове Валааме»
- «Осенний лес»
- «Зима»
- «Пейзаж с облаками»
- «Пейзаж. Парголово»
- «После проливного дождя»
- «Оттепель»
- «Утро»
- «Рассвет»
- «Деревья. Этюд»
- «Лето. Речка в Красном Селе»
- «Осень»
- «Дорога к березовому лесу»
- «Гумно»
- «Грозовые облака»