Феофан Грек родом из Византии и является известным русским иконописцем и миниатюристом. Он стал знаменитым благодаря своим монументальным фресковым росписям.
Его самым известным «задокументированным» произведением являются росписи Спасской церкви в Новгороде. Существуют данные о том, что он также украсил почти сорок других церквей, написал множество икон и оставил свой след в книжной миниатюре. Однако до наших дней дошли только фрески в Новгороде, книги, которые он украшал, все утрачены, а относительно икон мнения искусствоведов расходятся, они говорят о них, как о произведениях «кисти мастера Феофанова круга».
Биография Феофана Грека окутана тайной, как и его наследие, оставшееся до наших дней. Считается, что Феофан родился в Константинополе в 1340 году. По приезду на Русь в 1370 году, его связывают с митрополитом Кирпианом в Новгороде. Оттуда он переехал в Москву через двадцать лет и провел там всю оставшуюся жизнь. Некоторые утверждают, что он также жил в Коломне и Серпухове и оставил за собой много произведений искусства, которые, к несчастью, не дошли до нас.
Феофан Грек исповедовал исихазм, утверждая, что медитация — это способ познания божественного по христианскому учению. Сведения о его личной жизни также не сохранились, и историки предполагают, что у него не было ни семьи, ни детей.
Точная дата смерти Феофана Грека неизвестна, но, вероятно, он скончался примерно в 1410 году, возможно и позже, но не позднее 1413 года от естественных причин, так как на тот момент ему уже было более 80 лет.
Основным источником биографических данных о Феофане Греке является письмо писателя и художника Епифания Премудрого, направленное преподобному Кириллу Белозерскому. В этом послании Епифаний рассказывает об жизни и творчестве Грека, а также о методах его работы.
Творчество
По информации, полученной из письма Епифания, Грек весь свой творческий путь посвятил расписанию более 40 каменных церквей, расположенных в различных городах, включая Константинополь (ныне Стамбул), Галат, Халкидон, Кафа (теперешняя Феодосия), а также в древнерусских городах. До настоящего времени сохранилось лишь несколько фрагментов его работ в русских церквях.
Единственная работа иконописца, официально зарегистрированная на бумаге, — это церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде, на Ильине улице. Остальные росписи Грека сохранились только частично. По этим несокрушимым элементам мы можем судить о мастерстве иконописца и масштабе работы, проведенной для создания той или иной фрески.
Меньше всего разрушений затронули купол и «барабан». В центре этой конструкции Грек изобразил Пантократора, или как его называют иначе, Спаса Вседержителя, который одной рукой благословляет, а во второй держит книгу. Контур портрета оформлен рамкой, внутри украшен стихом из Псалтыря. Ниже божественного царя изображены архангелы, херувимы и серафимы. Так же оформлен купол не только в Новгороде, но и в Византии, во время создания фресок Грек использовал убранство собора Святой Софии.
Троицкому приделу Спасо-Преображенской церкви удалось сохраниться великолепно. Особую ценность представляет фронтальное изображение Святой Троицы — мастер расположил у ног святых Авраама и Сарру, которые подносят пищу гостям. Сегодня на фреске можно рассмотреть только изображение Сарры.
При создании этой церкви греческий художник использовал только два цвета — белый и охру, что отличало его работы от других росписей того времени. Иконописец нарушил традиционное композиционное построение, специально разместив фигуры в круг, убрав острые углы. Основное внимание Феофан уделил лицам святых, изображенных реалистично, с тщательно проработанными деталями. Прототипами для образов служили новгородские отшельники.
Церковь в Великом Новгороде пережила три пожара, произошедших в 1388, 1541 и 1696 годах. Огонь и высокая температура привели к изменению первоначального цвета фресок, делая их гораздо контрастнее.
Работы Грека, созданные в 1380-х годах, не дошли до нас. В письме Епифаний Премудрый упоминал, что в то время Феофан занимался украшением храмов в Нижнем Новгороде. Он также участвовал в восстановлении церквей, пострадавших от нападений татаро-монголов. Кроме того, Грек работал в Серпухове и Коломне.
В приблизительно 1390 году греческий художник осел в Москве и начал заниматься созданием икон и украшением церковных книг. В это время он принялся украшать стены дома Владимира Храброго, который был двоюродным братом Дмитрия Донского. Современники называли роспись в тереме князя Владимира «невиданной и необыкновенной». Грек также участвовал в украшении храмов вместе с иконописцами Симеоном Черным и его учениками, в частности, в росписи церкви Рождества Богородицы на Сенях. Московские князья поручили Греку оформление собора Святого Архистратига Михаила. К сожалению, этот памятник искусства не дошел до наших дней, так как в 1505 году царь Иван III распорядился его снести.
Существует мнение, что именно утвержденный византийский иконописец создал и оформил буквицы в Евангелие для дипломата и московского боярина Федора Кошки и в Евангелие Хитрово. Несмотря на то, что авторство грека не удалось подтвердить, иллюстрации демонстрируют его характерный творческий стиль с использованием ярких и контрастных цветов и четко очерченных границ фигур. Предположительно он завершил эти работы в 1392 году. После проведенного художественного анализа, искусствоведы пришли к выводу, что Феофан Грек написал «Донскую икону Божией Матери» и «Успение Божией Матери».
Одна из известных икон – двусторонняя. С одной стороны изображение церковного праздника, посвященного смерти Пресвятой Богородицы, а с другой стороны – образ Богородицы с младенцем. Со временем этой иконе дали название «Донская икона Божией Матери».
Изначально икона была предназначена для Успенского собора в Коломне, затем ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1552 году царь Иван Грозный забрал ее с собой в казанский поход. А в 1680-х годах она сопровождала Василия Голицына на Русско-турецкой войне. Сейчас икона «Донской Божией Матери» выставлена в Третьяковской галерее.
В 1405 году началась роспись Благовещенского собора, при этом пригласили самых известных мастеров — Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Многие искусствоведы считают, что иконы на иконостасе этого собора написал именно Грек. Стоит отметить, что иконостас в этом соборе также представляет собой уникальное явление в оформлении церкви. Он был первым на Руси, где фигуры святых выполнены в полный рост.
В Благовещенском иконостасе представлено девять икон. На них изображены Апостол Петр, Василий Великий, Богоматерь, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Спас Вседержитель, Апостол Павел, Архангел Гавриил, Иоанн Златоуст. Феофана считают автором этих икон по той причине, что стиль, в котором они написаны, практически идентичен стилю, в котором расписана Спасо-Преображенская церковь в Великом Новгороде.
Изображения на иконах, созданных Феофаном Греком, обладали особой человечностью и божественностью, так как он воплощал свое вдохновение в них. Художник часто перерывал свою работу, чтобы общаться с посетителями церкви или служителями, что позволяло ему обдумать следующие шаги и мазки, которые он хотел нанести на свои полотна. Стиль написания фресок Феофана Грека был очень быстрым и не предусматривал детальной работы над каждой мелочью изображения.
По мнению некоторых экспертов в области искусства, Феофан использовал монохромную технику в своих работах и предпочитал красно-коричневые оттенки. Однако другие специалисты считают, что определенные цвета были изменены временем, и что художник работал с широкой цветовой гаммой, которая, к сожалению, не была сохранена после реставрационных работ. Ведь для того чтобы добраться до настоящих шедевров византийского мастера, реставраторам приходилось иногда снимать штукатурку и использовать известь.