Феофан Прокопович, русский писатель, философ, богослов и сподвижник царя Петра I, известен своими научными трудами в различных областях науки, а также просветительскими проповедями.
В своих речах и проповедях богослов Феофан Прокопович создал культ личности Петра I, который продолжает существовать и по сей день. Именно он является автором образа Медного Всадника, «поднявшего Россию на дыбы».
Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя — личность спорная и противоречивая. Его яркие мысли, изложенные в философских трудах, вызывали восхищение у одних и чувство ненависти у других. Проповеди и стихи Прокоповича представляют собой новое поколение и образец русского ораторского искусства, а также уникальную национальную поэзию.
Детство и юность
Феофан Прокопович, будущий богослов Петровской эпохи, родился 18 июня 1681 года на Украине под именем Елеазар. Из семьи купцов, он остался сиротой в раннем возрасте и был взят под опеку родным дядей, служившим наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В коллегии он изучал латынь и греческий язык, а затем поступил на иезуитскую школу в Польше, где пришлось принять униатскую веру.
Получив диплом польского учебного заведения, молодой человек переехал в Рим и поступил в престижную коллегию Святого Афанасия, куда принимались только греки и славяне. В Риме Елеазар увлекся литературой и философией, читал работы известных классиков. Он проявил себя как талантливый студент, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил молодому богослову остаться в Италии, но тот решил вернуться на родину.
Начало карьеры
После возвращения в город Киев в 1704 году, Прокопович принял должность преподавателя в Киево-Могилянской академии, где сам когда-то учился. Ведя лекции по риторике, философии и этике, он также написал руководство по богословию. Это произведение отличалось ясностью изложения и почти полным отсутствием схоластических методов, в отличие от предыдущих книг такого рода. Елеазар, обладавший обширными знаниями, вскоре был назначен ректором этого учебного заведения.
В период работы в академии Прокопович написал трагикомедию, названную «Владимир», рассказывающую о победе христиан над язычниками. Кроме того, писатель создавал стихи и издавал их на трех языках: русском, латыни и польском. Позднее Феофан опубликовал свою работу под названием «Епиникион», посвященную Полтавской битве, которая также была переведена на разные языки.
Еще при жизни этот христианский ученый стал признанным гением ораторского искусства и лучшим литературным теоретиком. Современные критики отмечают, что его произведения «Риторика» и «Поэтика» являются представителями настоящего писательского мастерства. Последнее произведение было опубликовано только в 1786 году, после смерти автора на несколько десятилетий. «Риторику» издали гораздо позже – в 1982 году. Оригинальные тексты обеих работ написаны на латинском языке и объединяют самые знаменитые лекции Феофана, прочитанные им во время преподавательской деятельности в Киево-Могилянской академии.
По указу Петра I в 1711 году талантливый богослов был назначен игуменом Братского монастыря в Киеве. На этой должности Феофан продолжил писательскую деятельность и выступления с проповедями на важные обществу темы. Его произведения и выступления отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Будучи сторонником европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый особенно уважал труды Рене Декарта и Френсиса Бейкона, которых он познакомился еще в молодости.
Популярность Прокоповича стремительно возрастала, и в 1716 году Петр I пригласил его в Петербург. Изначально государь назначил Феофана своим советником, задачей которого было толкование иностранных книг и их перевод на русский язык. В это время писатель написал «Духовный регламент», также участвовал в разработке нескольких государственных документов, включая «Морской устав». Через четыре года выдающемуся ученому было дано звание архиепископа. В 1721 году философ занял должность вице-президента Священного Синода. Император был очень привязан к своему талантливому советнику, и благодаря этому тот получал значительные материальные награды.
Смерть
После смерти Петра I Феофан Прокопович остался на дворе, присоединившись к сторонникам Екатерины. Прокопович был полностью преданным императрице, поддерживая её в любых вопросах. Всего через несколько месяцев ему было предоставлено звание архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный рост ученого вызывал злобу у коллег, и поэтому он постоянно приходилось бороться с завистливыми соперниками.
С течением времени давление со стороны врагов стало все более сильным, и Феофан был вынужден пересмотреть свое отношение к ситуации. Вопреки своей прежней страсти к пропаганде и науке, он больше не так активно защищал свои политические убеждения. Однажды борец с неподатливыми мнениями, он превратился в одобрителя существующего порядка вещей и забыл о своих собственных идеалах.
Феофан Прокопович ушел из жизни 8 сентября 1736 года, покинув нас на своем Карповском подворье в Московском княжестве. Его тело перевезли в Новгород и похоронили на территории Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.