Фома Аквинский, итальянский теолог и философ, основатель томизма и член ордена доминиканцев, был канонизирован как святой Католической церковью.
Фома Аквинский не был теоретиком, он предпочитал путешествия и переезды, монастырская келья его душила. Его жизнь напоминает судьбу главного героя романа «Имя розы» У.Эко, также философа-монаха. Только ему удалось сочетать аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он стал автором ортодоксальной схоластики и выдвинул пять доказательств существования Бога.
Детство
В замке Рокказекка, близ города Аквино, 25 января (вероятно) 1225 года, появился на свет Томас Аквинский. Его отец, граф Ландольф Аквинский, служил рыцарем при дворе короля Рожера II. Мать Теодора принадлежала к древнему роду неаполитанцев и занималась воспитанием семерых детей, включая Томаса (Фому), который был самым младшим из них.
Родители послалить своих старших сыновей учиться военному делу, но для Томаса было предназначено другое будущее. Дядя отца, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино по имени Синибальд, взял мальчика к себе, где он начал свое обучение. В 1239 году Фома поступил в Неаполитанский университет, где его окружали выдающиеся философы того времени — такие как Аристотель, еврейский богослов Маймонид, арабский философ Аверроэс, оказавший большое влияние на формирование теологических взглядов юноши.
В 19 лет Фома решает вступить в католический Орден братьев-проповедников, несмотря на то, что его родные категорически против этого решения. Члены Ордена осознают, что мать будет пытаться помешать сыну и поэтому решают спрятать молодого монаха в Риме. В пути туда старшие братья Фомы «отбивают» его и везут домой.
В течение двух лет мать и отец сына держали в заточении, стараясь убедить его отказаться от желания вступить в монашеский Орден. Они даже попытались искушить его, пригласив проститутку. Они специально привели ее в его тюремное место, чтобы нарушить его обет целомудрия. Но монах не сдавался, он защищался от нее горящим поленьем.
Эту сцену запечатлел на своем полотне художник Диего Веласкес, он назвал ее "Искушение святого Фомы Аквинского". Художник изобразил истощенного Томаса в монашеском одеянии, поддерживаемого Ангелом. Второй Ангел стоит за его спиной, а сзади всех стоит женщина с удивленным взглядом. У ног Фомы лежит орудие защиты — обугленная деревяшка.
Фома Аквинский соблюдал обет безбрачия до конца своей жизни, и поэтому у него не было семейной жизни в привычном смысле этого слова. Он не женился и не оставил потомков.
Мать философа поняла, что не сможет добиться желаемого результата, удерживая сына в заточении, поэтому она организовала его побег в 1244 году. Томас попал в Неаполь, а затем переехал в Рим. Именно там он встретился с генеральным магистром Ордена, Иоганном фон Вильдесхаузеном, и вступил в эту монашескую организацию.
В 1245 году Фома Аквинский поступил в учебное заведение в Париже, где изучал богословие у профессора Альберта Великого. Фома был крайне плотным человеком и отличался особой смиренностью, которая даже для монаха была излишней. Его однокурсники прозвали его Сицилийским Быком. Когда Альберт Великий узнал о данном прозвище, он сказал, что идеи этого молчаливого быка когда-нибудь прозвучат с такой силой, что оглушат весь мир. Эти слова оказались предсказательными.
В 1248 году Фома Аквинский перебрался в Кёльн, где сам начал преподавать. Он преподавал Ветхий Завет своим студентам. Через четыре года он вернулся в Париж, став магистром богословия. В 1256 году он стал регентом в Парижском университете.
История Римско-католической церкви до сих пор вспоминает вклад Фомы. В ответ на просьбу Папы Урбана IV в 1261 году Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых. Фома согласился и создал «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат в храмах и по сей день.
В 1265 году новый Папа Римский Климент IV также вспомнил о Фоме Аквинском, предложив ему стать богословом.
В декабре 1273 года произошло событие, которое привело к новому просветлению. Во время своей проповеди Фома вдруг был поражен длительным экстазом. Ранее он планировал оставить работу над своим главным трудом "Сумма теологии", но после небольшого отдыха он снова приступил к работе с новыми силами. Тем не менее, этот трактат так и остался незавершенным.
В это время Папа Григорий X решил созвать Второй Лионский собор с целью примирения православной и греко-католической церквей. Фома Аквинский также должен был присутствовать на этом соборе.
Во время своего путешествия по римской Аппиевой дороге, Фому Аквинского поразила ветка дерева, что привело к серьезной травме и болезни.
Фому лечили в Монтекассино, и вскоре он выздоровел и продолжил свое путешествие. Однако во время пути он снова почувствовал недомогание и решил остановиться в аббатстве Фоссанова.
Смерть
В течение нескольких дней монахи не покидали его, но им не удалось спасти философа. 7 марта 1274 года он умер за столом, писавший свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».
По приказу Папы Иоанна XXII 18 июля 1323 года мудрец был признан святым, и с тех пор 7 марта почитается как День святого Фомы Аквинского. Однако с 1969 года этот праздник был перенесен на 28 января. Могила с останками философа переносилась несколько раз. В начале 1369 года его перевезли в церковь при монастыре Якобинов в Тулузе, затем в 1789-1974 годах они были перемещены в Базилику Святого Сатурнина Тулузского, а затем снова вернули на исходное место, где они находятся до сих пор.
Философия и идеи
Томас отрицал свою принадлежность к философам, считая их язычниками, отвергающими истину и христианскую мудрость. Фома полагал, что философы служат теологии, так как откровение божье важнее чем разум. Однако он высоко ценил Аристотеля и его схоластические теории.
Аквинский использовал четыре ступени аристотелевской истины – опыт, искусство, знание и мудрость, и на их основе развил свои. Фома говорил, что мудрость содержит знания о Всевышнем и стоит выше всех остальных ступеней. Он выделял три вида мудрости – благодать, богословскую (веру) и метафизическую (разум).
Подобно Аристотелю, Фома описывал душу как самостоятельную субстанцию, которая существует в качестве отражения человеческих желаний и действий — будь то добрые или злые. Он считал, что после смерти человека душа находит утешение в объединении с Богом.
Поэтому, согласно Аквинскому, каждый разумный человек должен вести праведную жизнь, чтобы после смерти быть соединенным с Творцом. Эта концепция полностью соответствует христианской философии, которую исповедовал в свое время Августин Блаженный.
Для понимания божественного начала человек может использовать три инструмента: разум, откровение и интуиция. Именно поэтому Аквинский считается первым теологом, который применил разумный подход для постижения высшего просвещения. В своем главном труде «Сумма теологии» он рассказывает о пяти доказательствах существования Бога.
Первым свидетельством мыслителей было считать движение. Они утверждали, что движение одних вещей происходит за счет движения других, и другие начинают двигаться после воздействия третьих, и так далее до бесконечности. Но все же первоначальное движение происходило от Бога.
Вторым доказательством Фомы была приведена производящая сила. Это утверждение также свидетельствует о том, что именно Бог был источником появления всего в мире.
Третьим доказательством существования Бога Фома Аквинский назвал необходимость. Любая вещь может находиться в потенциальном или актуальном состоянии, но она не может сама переходить из одного состояния в другое. Для этого необходимо присутствие соответствующего фактора, который может изменить состояние вещей и перевести их из потенциального в актуальное. Именно этим фактором Аквинский и считал Бога.
Четвертое убедительное доказательство бытия Фома видел в уровне существования. Людям свойственно сопоставлять все, что их окружает, с чем-то идеальным, и этим идеалом он считал Бога.
Пятой доводом существования Бога Фома называл конечную цель. Все живые существа должны действовать целесообразно, поэтому необходимо, чтобы кто-то ставил определенные цели. И снова он относил эту роль к Богу.
Фома Аквинский также известен своими мыслями о структуре государства. Он утверждал, что лучшая форма управления — монархия. Короля он видел как представителя Господа на земле, который должен управлять в интересах всех классов общества, не выделяя никого и не унижая других. Сам монарх должен быть подчинен духовенству, другими словами, гласу божьему.
Первооткрыватель мысли был тем, кто разделил бытие и сущность, и эта линия рассуждений легла в основу католицизма. По убеждению Томаса, сущность – это «чистая идея», суть предмета или явления, обладающего определенными характеристиками. А вот существование он рассматривал как то, что этот предмет или явление находится в мире. И существование этого предмета зависит исключительно от божьего одобрения.
Идеи Фомы Аквинского и его работа под названием «Сумма теологии» послужили отправной точкой для развития томизма. Философия Томаса считается официальной идеологией католицизма.