Франц Петер Шуберт — знаменитый австрийский композитор, считающийся основоположником романтизма. Его музыкальные произведения считаются одними из самых известных в мире.
Хотя судьба не дала ему много времени на этой земле, Франц создал огромное количество музыкальных шедевров за свои неполные 32 года жизни. Эти произведения до сих пор поражают и восхищают любителей классической музыки своим уникальным звучанием, глубоким содержанием и разнообразием жанров. Ференц Лист, известный как один из величайших представителей музыкального романтизма, называл Шуберта «самым поэтичным из всех музыкантов, когда-либо живших на этой планете».
Детство и юношество
Австрия стала родиной великого композитора. Он родился зимой 1797 года неподалеку от Вены, в её пригороде, в скромной, но дружной семье. Из 14 детей его родителей, Франца Теодора и Элизабет, выжили только четверо, и двое из них, Франц и Фердинанд, стали музыкантами.
Мать работала поварихой, а отец преподавал в приходской школе Лихтенталя, но всё свободное время семья уделяла музыке. Отец, непрофессиональный музыкант, стал первым учителем музыки для юного Франца, обучая его игре на скрипке. Старший брат, Игнат, научил его игре на фортепиано. Вместе они устраивали музыкальные вечера, приглашая друзей. Знакомые семьи Шубертов часто бывали у них дома, наслаждаясь музыкой, исполняемой этой талантливой семьей.
В возрасте шести лет мальчик начал учиться в школе, где его отец был учителем. В семилетнем возрасте родители заметили у ребёнка особый талант к творчеству и музыкальные способности. Отец решил отдать его учиться игре на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви, а позже он также начал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.
У Франца был великолепный голос, и в 11 лет он был принят в венскую придворную капеллу как «певчий мальчик». Позже он поступил в школу-пансион Конвикт, где его учил знаменитый Антонио Сальери, не берущий плату за свои уроки. Франц изучал контрапункт и композицию под его руководством. Вокальное обучение он получал у генерал-баса Венцеля Ружичка, который отметил его талант, сказав, что «учить его практически нечему, он все уже знает от Господа Бога». Но помимо вокала, Франц изучал также произведения Гайдна и Моцарта. В школьном оркестре он играл вторую скрипку и имел возможность познакомиться с инструментальными произведениями этих великих композиторов «вживую».
Его труд учителя не доставляет ему удовлетворения, его ум занят лишь музыкой. Весь свой свободный от обязанностей час он посвящает творчеству и изучению произведений Моцарта и Бетховена, творчество которых он поклонялся до конца своих дней. В 1814 году Франц создаст оперу «Увеселительный замок сатаны» и церковную мессу «Фа мажор».
Музыка
Франц Шуберт приложил усилия, чтобы утвердиться как композитор. Он пытался опубликовать свои произведения, но издательства постоянно отказывали ему. В 1816 году он подавал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Знакомство с известным поэтом Францем фон Шобером привело к знакомству с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стало очень популярным. Музыка Франца Шуберта зазвучала практически в каждом салоне Вены. Франц сопровождал знаменитого певца на фортепиано, но он не был виртуозом, и его игра не привлекала должного внимания.
Полностью отдавшись музыкальному творчеству, Франц Шуберт просыпался ночью, чтобы запомнить мелодию, которую услышал во сне. На встречах с друзьями он часто играет свои произведения, делая импровизации. Его музыка завоевывает сердца всех, кто хоть раз услышал его игру. Все его знакомые становятся поклонниками его творчества.
В 1817 году Шуберт написал музыку к словам своего однофамильца Кристиана Шуберта. Эту песню он назвал «Форель». Вскоре она стала очень популярной и принесла ему некоторую известность. Но настоящая слава пришла к нему только после того, как он написал балладу на стихи Гёте «Лесной царь».
В 1818 году его книга с названием «Erlafsee» наконец-то будет опубликована издательством, но ему предстоит пройти ещё долгий путь до успеха. Финансовое положение Франца было крайне тяжелым. В этом году он покинул свою работу в школе. Его родители были недовольны таким решением и лишили его финансовой поддержки, хотя он уже был почти взрослым. В это время он завязал дружбу с чиновником Иозефом фон Шпауном, музыкантом Антоном Хольцапфелем, поэтом Шобером и Майрхофером, художником Швиндом и Купельвизером, а также многими другими творческими людьми. Именно они часто помогали Францу финансово и предоставляли ему кров для ночёвки.
Опера «Альфонсо и Эстрелла», созданная композитором Шубертом, не получила заслуженной известности, хотя самому автору она очень нравилась и считалась его удачной работой. В 1822 году у Шуберта возникли проблемы со здоровьем, но к счастью он смог их преодолеть. Летом того же года он отправился в Желиз, где стал учить музыке дочерей графа Иоганна Эстерхази.
В 1823 году Шуберта избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В этот же год он подарил поклонникам своего таланта целый песенный цикл, который назвал «Прекрасная мельничиха», по словам поэта Вильгельма Мюллера. Это романтическое произведение рассказывает о молодом человеке, отправившемся в поисках своего счастья. Но найдя свою возлюбленную, он понимает, что его чувства не взаимны. Девушка выбрала другого, и радость первой любви уступает место горю и отчаянию.
План этого цикла песен отличается драматическим замыслом композитора. Это не просто отдельная песня, и чтобы передать слушателю смысл этого произведения, исполнители должны преподнести его в целом. Франц продолжает работать, создавая еще один цикл на стихи Мюллера под названием «Зимний путь». В этом произведении присутствует пессимистичное настроение автора, и позднее он скажет, что это произведение не что иное как «венок жутких песен».
Скорее всего, нестабильность в личной жизни и одиночество оказали влияние на его творчество. Композитор жил в бедности, постоянно переезжал и часто приходилось жить на чердаках. Он вынужден был писать свои произведения на обрывках бумаги. Кроме своего таланта у него не было ничего. В одно время Франц выразился так: «Возможно, мне придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».
Однако ему все же улыбнулась удача, в 1828 году 26 марта он дал свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители аплодировали молодому композитору. За выступление Шуберт получил 800 гульденов и купил себе рояль.
Творчество
Его творчество в основном состояло из музыкальных произведений, написанных для голоса и фортепиано, другими словами, — песен. Всего было создано более 600 таких композиций. Сам композитор называл их либо песнями, либо романсами, иногда балладами. Обычно эти произведения длились не больше 5 минут. Однако у него были и так называемые «артефакты», длительность исполнения которых можно сравнить с операми или кантатами. К ним относится его знаменитая композиция «Ныряльщик», продолжительностью вплоть до 25 минут, и баллада «Адельвольд и Эмма», которая занимает целых 28 минут.
Франц Шуберт был известен своей способностью модернизировать свои произведения. Например, у «Лесного царя» существует четыре редакции, а у «Форели» — целых пять. Он мог адаптировать свои песни под голос исполнителя. В его творчестве есть как отдельные песни, не связанные друг с другом смыслом, так и целые музыкальные циклы, которые исполнялись полностью, такие как «Прекрасная мельничиха», «Лебединая песня», «Зимний путь».
Творческое наследие Шуберта очень разнообразно. Он написал 9 симфоний, более 25 камерно-инструментальных произведений, 23 сонаты, множество пьес и 10 опер, а также более 600 песен. Кроме того, он также занимался композицией церковной музыки, написав 6 месс и произведения для хора.
За жизни музыканта и после его ухода он был признан только как автор известных песен. Его называли «великим певцом». Только в XIX веке ценители классической музыки начали изучать его творчество, и понимание его достижений открыло им гениальность и величие его произведений. Франц Шуберт увеличил значение песни до уровня других музыкальных жанров. В его работах отражены поэтические образы, охватывающие почти всю историю немецкой и австрийской поэзии.
Также следует отметить его значительный вклад в развитие фортепианной, камерной и симфонической музыки. У Шуберта был свой уникальный музыкальный стиль, отличающийся от творчества любимого им Бетховена. Во время своей жизни музыка Франца Шуберта была мало известной, и после его смерти множество композиторских рукописей остались неопубликованными.
Сразу после его смерти были опубликованы небольшие произведения, но многотомные композиции были хранятся в шкафах у его друзей и издателей. Даже его ближайшие знакомые не знали о полном объеме его работы и их местонахождении. В 1838 году Роберт Шуман нашел рукопись «Большой симфонии» и, взяв её с собой в Лейпциг, дал ей второе рождение. Великое произведение было впервые исполнено на публике под руководством Феликса Мендельсона.
Огромный вклад в поиске творений этого автора внесли Джордж Гроув и Артур Салливан. В 1867 году они обнаружили семь симфоний, несколько опер и месс, а также огромное количество песен и фрагментов музыкальных произведений.
С 1830 по 1873 год Ференц Лист сделал аранжировки и транскрибировал множество произведений Шуберта, в основном это были песенные композиции. В 1897 году было выпущено собрание сочинений композитора, при этом редактированием этого издания занимался Иоганнес Брамс.
О личной жизни великого композитора известно крайне мало. Его природная застенчивость и робость мешали ему завоевать женщину своего сердца. Кроме того, финансовое положение Франца не было достаточно привлекательным для создания семьи.
Один раз он влюбился в Терезу Горб, но она выбрала богатого жениха. Они встретились в церкви, где он пел в хоре. Его зацепило не только внешность Терезы, но и её умение слушать пение хора. Он любил наблюдать за лицом девушки, которое менялось под звуки хора. Сведения о его последних годах жизни отсутствуют.
Смерть
Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от брюшного тифа, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили на Виргинском кладбище в соответствии с его последним желанием быть погребенным рядом со своим кумиром Бетховеном, который умер за год до него.
На гробе Франца Шуберта вырезаны слова, которые гласят: «Здесь покоится великое сокровище, которое музыка похоронила, но ещё более великие надежды. Это место Франца Шуберта». В 1888 году их прах вместе с прахом Бетховена был перезахоронен на Центральном кладбище в Вене.
- Симфония под номером 8
- Соната с номером 9
- Восьмая увертюра
- «Прекрасная мельничиха»
- «Зимний путь»
- «Песня лебедей»
- Молитва Ave Maria
- «Лесной царь»
- Двадцать три сонаты
- «Скиталец»
- Одиннадцать экспромтов
- Шесть музыкальных моментов
- Более 400 танцев
- Сонаты, увертюры, фантазии
- Венгерский дивертисмент
- Рондо, вариации, полонезы, марши
- Альфонсо и Эстрелла
- Братья-близнецы
- Заговорщики, или Домашняя война