Франсуа Буше — известный французский художник, декоратор, гравер, иллюстратор, который творил в стиле рококо. Он был автором множества гравюр, декораций для спектаклей и оперных постановок, королевских шпалерных мануфактур, а также миниатюр. Буше также расписывал изделия из севрского фарфора и веера. Также он был директором Королевской академии живописи и скульптуры и был удостоенный многочисленных почестей. «Первый живописец короля»
Его называли безудержным эстетом, легкомысленным художником, воплощением стиля мадам де Помпадур. На самом деле личность Франсуа Буше значительно богаче, чем может показаться. Его творчество — разнообразное, многослойное, невозможное для оценок. В его полотнах отразилась французская дворцовая жизнь. Когда Буше достиг вершины своей славы, его называли «художником нации», «певцом красоты и полноты жизни», но в зрелости он разочаровался и в жизни, и в своем художественном таланте. Причем к этому причастны были мнимые друзья.
Детство и юность
В Париже 29 сентября 1703 года появился на свет будущий выдающийся представитель эпохи рококо. Франсуа с самого детства проявил непревзойденный талант художника.
Его отец, Николя Буше, был известным художником и создателем узоров для рукоделия. Франсуа работал у отца, придумывая сюжеты для своих картин, перенося их на холст с натуры.
Николя понял, что сын обладает исключительным талантом, и договорился с Франсуа Леманом о его обучении. В течение шести месяцев он учился у Лемана и освоил новые техники рисования, хотя этот период в его жизни оставил в нем не самые теплые чувства.
В примерно 1720 году молодой мужчина начал работать у гравера и благодаря этому стал сам зарабатывать на свои нужды, отказавшись от финансовой поддержки отца. В это время ему удалось завести полезные знакомства, которые помогли ему реализовывать свои произведения. При выполнении заказов начинающий гравер старался учесть все пожелания и просьбы клиентов.
Через некоторое время Буше начал создавать иллюстрации для печатных изданий и работал над оформлением «Французской истории» Габриэля Даниэля. С каждым созданным эскизом его искусство в области графики становилось все более совершенным, он использовал пастель и уголь. За один из своих эскизов молодой художник был награжден премией.
В 1723 году Буше отправил свою работу на участие в академическом конкурсе, за что получил вознаграждение и смог поехать за границу. В Риме он познакомился с итальянской живописью, которая не произвела на него впечатления. Возвратившись домой, он создал серию тематических полотен, которые прославили его.
К к 1730 году Буш уже пользовался славой художника, создавая интерьерные произведения и декорации для спектакля «Персей». В то же время он также изготовил непревзойденные фарфоровые изделия, разработал эскизы для гобеленов и написал картину «Ринальдо и Армида», ныне хранящуюся в национальном музее.
Параллельно с небольшими работами, Франсуа Буше занимался созданием монументальных произведений, которые украшали апартаменты Версаля, принадлежащие королевской семье. Для создания своих картин художник часто использовал мифологические сюжеты и аллегории. Работы Франсуа Буше в стиле рококо включают в себя портреты придворных и правителей.
В 50-е годы, уже будучи профессором в Королевской академии изобразительных искусств и музыки в Париже, Франсуа взялся за гравюру. В тот период он выпустил серию тематических работ. В дополнение к этому, художник часто гулял по предместьям Парижа, вдохновляясь окружающей красотой, а затем воплощая свои впечатления на холсте с помощью масляных красок. Таким образом появились многочисленные пасторали и пейзажи Франсуа Буше.
Буше был талантливым художником, он использовал различные материалы для своих работ, включая пастель и гуашь. Он предпочитал комбинацию черного и белого мела с сангиной, чтобы создавать свои произведения на тонированных в коричневый цвет листках бумаги. Это помогало ему добиться изысканных цветовых эффектов. Буше создал более сорока эскизов, которые были частью шести серий обоев, таких как «История Психеи», «Сельские празднества», «Любовь богов», «Китайская серия» и другие. Его удивительные рисунки украшали фарфор и использовались для изготовления бисквитных фигурок, изображающих детей и пасторальные сцены, такие как «Маленький садовник», «Едоки винограда», «Продавец бубликов».
Франсуа не является художником-портретистом, но часто обращается к этому жанру, особенно если изображает маркизу де Помпадур, фаворитку Людовика XV. Первый портрет этой знатной дамы он написал в 1756 году. На ней было шелковое платье, в руках книга, и она стояла перед фортепиано, в своем модном будуаре в замке Бельвю.
Характерной чертой всех картин художника является оливково-коричневая палитра. Буше предпочитал сочетать несколько основных цветов, вливая в них всю палитру, при этом использовал изысканные тональные соотношения. По мнению Дидро, у Буше был широкий и величественный стиль, сильный и верный цвет. Помимо декоративной величественности, образ маркизы был пронизан интимной, личной эмоцией, что отличает эти портреты от других произведений художника.
В своем позднем творчестве художник перестал уделять особое внимание цвету, и за это его игнорирование вызывало недоумение у его современников-художников. Одной из последних картин Буше был «Пейзаж с рыбаком и его друзьями», также он занимался созданием декоративных рисунков в медальонах. Обычно они размещались над столом заказчика такого медальона.
Произведения Франсуа Буше в настоящее время находятся под огромным спросом. Они экспонируются в самых престижных мировых музеях, таких как Лувр, Эрмитаж, Собрание Уоллеса, Музей Коньяк-Же. Картины под названием «Юпитер и Калисто», «Пейзаж с отшельником», «Геркулес и Омфала» вошли в коллекцию зарубежного искусства, расположенную возле Гоголевского бульвара в столице России.
Личная жизнь
Сведения о том, как развивалась личная жизнь известного художника, практически невозможно найти. Известно, что в 1733 году он вступил в брак с прекрасной молодой парижанкой Мари-Жанн Бьюзо. Она стала моделью для нескольких его полотен, которые принесли ему славу.
Этот союз остался бездетным, поэтому Франсуа привлек к себе множество учеников. Одним из наиболее талантливых из них был юный гравер по имени Жан-Оноре Фрагонар. Его называли в Европе самым выдающимся представителем стиля рококо. Современники считали, что именно он унаследовал художественный талант своего учителя.
Смерть
Знаменитый мастер искусства скончался 30 мая 1770 года в столице Франции. Увы, архивы того времени не дают ясного ответа на вопрос о причинах его ухода. С течением лет имя художника постепенно утрачивало свою яркость, уступая место классицистам, и представитель стиля рококо был почти забыт. Но его творчество не утратило своей ценности, и спустя некоторое время картины талантливого живописца снова нашли своих поклонников.