Франсуа Вийон, известный французский поэт, занял особое место в истории литературы Средневековья. Его наследие в французской поэзии невозможно переоценить. Особенно выделяются его произведения «Малое завещание» и «Большое завещание», в которых сочетаются глубокая лиричность, острый юмор и тонкое наблюдение за человеческими страстями и нравами.
Вийон был искусным мастером слова, его стихи оживали перед глазами читателей, заставляя переживать всю гамму человеческих чувств. Его работы остаются великим примером творчества и вдохновляют поколения писателей и поэтов на протяжении многих веков.
Детство и молодость
По легенде, Франсуа Вийон родился в апреле 1431 года в Париже. Его родители умерли, когда ему было всего восемь лет, и он остался сиротой. Парижский священник Гийом Вийон, который был капелланом в церкви Святого Бенедикта, взял его к себе и дал свою фамилию. Франсуа очень уважал своего приемного отца и называл его "больше, чем отцом".
Франсуа Вийон поступил в Парижский университет в двенадцать лет, где изучал искусства. В 1449 году он успешно завершил обучение, получив степень бакалавра, а через три года стал лиценциатом и магистром. Он был даже приглашен преподавать и заниматься священнослужением.
Вийон был воспитан в буржуазной среде Парижа во время кризиса после Столетней войны и потерял свое общественное положение. Тем не менее, он завоевал расположение у Робера д’Эстутвиля, прево парижской церкви, который стал местом общения многих поэтов. В знак уважения к своему покровителю, он создал брачную песню, начинавшуюся с акростиха, посвященного имени жены прево. В середине 1450-х годов он уже был известен как талантливый поэт, но в то же время погрузился в бурную студенческую жизнь и был замечен в криминальных делах.
В 1455 году Франсуа был втянут в драку со священником Филиппом Сермуазом, в результате чего он смертельно ранил своего противника. Чтобы избежать наказания, Вийон был вынужден покинуть Париж. Хотя королевский суд признал его невиновным, после семи месяцев бегства он связался с преступным миром и участвовал, вероятно, в двух ограблениях.
Возвращаясь в Париж в 1456 году, он совершил ограбление в Наваррском колледже в канун Рождества. После этого Вийон предпочёл уйти из Парижа, оставив после себя значительное литературное наследие, включая шуточное послание к друзьям под названием "Les legs", позже переименованное в "Le petittestament". Несколько месяцев спустя кража была раскрыта, и имена её участников стали известны, что помешало Вийону вернуться в столицу.
В течение следующих 5 лет Вийон путешествовал по Франции, от Бретани до Руссильона, не имея постоянного места жительства. Он непродолжительное время находился на службе у Карла Орлеанского в городе Блуа, где создал свои известные строки для альбома баллад на предложенную герцогом тему «Жаждой гибну над потоком», которые выделялись глубоким философским содержанием среди юмористических произведений других писателей.
Летом 1460 года Франсуа Вийон был в ожидании смертной казни в тюрьме Орлеана, но чудом избежал её благодаря случайному освобождению заключённых в честь визита семьи герцога. Однако в октябре того же года он снова оказался за решёткой в Мёне-сюр-Луаре, но был помилован новым королём Людовиком XI. Конец года принёс его возвращение в Париж и создание его лучших произведений, в том числе «Эпитафии Вийона» и «Завещания», которое стало известно как «Большое завещание».
Помимо этих произведений, Франсуа Вийон авторствует ряд баллад и спорной студенческой поэмы «Le Romant de Pêt-au-Deable», а также баллад на воровском жаргоне, значение которых до сих пор остаётся не полностью раскрытым.
В ноябре 1462 года Вийон был арестован по ложному обвинению в краже, но вскоре освобожден. Однако в этот же месяц, после драки на улице, вызванной его друзьями и приведшей к тяжелому ранению папского нотариуса, Франсуа снова оказался в тюрьме. Хотя он не принимал активного участия в драке, его подвергли пытке и приговорили к смертной казни путем повешения, что послужило вдохновением для его произведений «Баллады повешенных» и «Катрена».
Творчество
В свои учебные годы в Сорбонне Франсуа Вийон завоевал внимание и признание Робера д’Эстутвиля, высокопоставленного чиновника Парижа. В его доме часто проводились литературные вечера, где собирались поэты, а Вийон активно участвовал в поэтических состязаниях, внося в них свой неповторимый вклад. В знак благодарности и почтения д’Эстутвилю, Франсуа посвятил ему свою брачную песню «Баллада Прево-младожену», в которой использовал имя супруги чиновника в форме акростиша.
Творчество Франсуа Вийона переплетено с его жизненной судьбой, полной бурь и нелегкостей. Его стихи являются отражением переживаний и ответом на вызовы времени. Произведения поэта отличаются реализмом и философской глубиной. В отличие от идиллических образов Ренессанса, его баллады наполнены горечью, слезами и кровью, отражая подлинные эмоции и реализм, разоблачая души простых людей.
Франсуа Вийон был пионером в использовании иронии и сарказма для осмысления своего бытия и оборотов судьбы. В некоторых произведениях он обращается к гротеску и преувеличению, позволяя читателю увидеть живого человека со всеми его пороками и достоинствами, мечтами и страданиями, не приукрашивая ничего.
Спустя столетия после смерти Франсуа Вийона, его талант все еще признают и восхищаются им такие писатели, как Илья Эренбург, Осип Мандельштам и Николай Рубцов. Жизнь и творчество Вийона стали предметом изучения для многих исследователей, которые подтверждают неиссякаемый интерес к его вкладу в мировую литературу через монографии и научные работы.
Личная жизнь
Франсуа Вийон не только оставил за собой бессмертные строки, но и создал легенду о жизни, наполненной страстью, приключениями и неоднозначными поступками. Путь этого поэта, известного своими шалостями и скандальными выходками, был извилист и полон контрастов.
Его жизнь началась с смелых выходок еще в студенческие годы, когда Вийон и его друзья, молодые и полные непокорной энергии студенты Сорбонны, украли каменную тумбу, вызвав волну возмущения и судебных разбирательств. Этот эпизод, хотя и закончился победой молодости и бунтарства, уже предвещал бурную и неоднозначную судьбу поэта.
Ода «Молитва», написанная Вийоном, является отличным примером его глубокого понимания жизни, где он выражает свои чувства с большой откровенностью, отступая от привычной ему иронии и сарказма, присущих его творчеству.
Интересно, что благодаря знакомству с произведениями искусства слова на дворе Карла Орлеанского, Вийон обрел возможность полностью погрузиться в мир литературы, где он смог проявить себя как талантливый поэт и мастер слова, способный создавать произведения, вызывающие восхищение и размышления.
Смерть
Франсуа Вийон вновь оказался в тюрьме в 1462 году, но благодаря усилиям его друзей, которые просят пощады для поэта, ему удалось избежать казни. Вместо этого ему было назначено десятилетнее изгнание из Парижа. Во время ожидания вынесения приговора он создал одно из своих самых известных произведений — «Балладу о повешенных».
После 1463 года сведения о дальнейшей судьбе Франсуа Вийона стали крайне ограниченными и разрозненными. Детали его жизни, обстоятельства и точная дата смерти остаются неизвестными. Известно лишь, что его жизнь закончилась во время изгнания, и он так и не дожил до момента первой публикации своих баллад в 1491 году, что подчеркивает трагичность и трудную судьбу этого выдающегося поэта.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.