Фредерик Шопен — известный композитор, основатель школы польского фортепиано. Его жизнь была короткой, но очень продуктивной, и он написал множество произведений для фортепиано. Музыка Шопена стала классикой искусства фортепиано, достигнув вершин мирового уважения. Этот композитор считается одним из ярких представителей европейского музыкального романтизма.
Детство
Фридерик Шопен появился на свет 1 марта 1810 года в небольшой деревушке Желязова Воля, расположенной неподалеку от Варшавы. Семья Шопенов была уважаема в этом местечке. Отец мальчика был образованным человеком, происходил из простой семьи и работал гувернером и учителем. Еще в молодости Фридерик переехал из Франции в Польшу.
Его мама, имевшая дворянское происхождение, была очень образованной женщиной. Она отлично владела французским языком, была музыкально одаренной и виртуозно исполняла музыку на фортепиано. Также у нее был замечательный голос, и она часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери.
Фридерик рос в семье, где он был вторым ребенком после трех сестер. Когда ему исполнилось шесть месяцев, его отцу предложили работу в Варшавском лицее. Семья переехала в столицу, где отец преподавал французский, немецкий языки и французскую литературу, а также управлял пансионом для лицеистов.
Родители были очень любящими и заботливыми, а все дети в семье обладали яркими способностями. Младшая сестра Эмилия, которая умерла еще в детстве, обладала литературным талантом, в то время как у Фридерика был музыкальный дар. Он проводил часы за инструментом, играя и изучая новые произведения.
Его страсть к музыке была безграничной, и талант проявился уже в детстве. Парень был чутким и эмоциональным, способным горько плакать под грустные звуки музыки или под воздействием мелодии, которая тронула его душу. Часто Фридерик просыпался ночью, чтобы запомнить аккорд или мелодию, которую он не мог оставить незамеченной в течение дня.
В пятилетнем возрасте молодой артист уже начал выступать на концертных площадках. Его называли вторым Моцартом, потому что он был настоящим чудом даже в таком юном возрасте. В семь лет его родители решили отправить его учиться к знаменитому пианисту Войцеху Живному. Это было трудно, потому что мальчику еще нужно было посещать школу и отработать домашние задания. Когда ему было восемь лет, газеты уже писали о талантливом музыканте и композиторе, который написал свою первую пьесу под названием «Полонез».
После пяти лет упорного обучения под руководством Живного, юный талант превратился в настоящего виртуоза, который ни в чем не уступал взрослым по техническому и музыкальному мастерству. Учитель понял, что в некоторых вопросах ученик уже превзошел его, и завершил уроки.
В возрасте 12 лет Шопен начал получать уроки у варшавского музыканта по имени Юзеф Эльснер. Под его руководством он изучал теорию музыки.
В это же время талантливый парень попал под защиту князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, благодаря им он попал в высшее общество. Современники вспоминали, что Фридерик производил очень хорошее впечатление на всех вокруг. Он был очень хорош собой, хорошо воспитанным, умным и тактичным, поэтому его заслуженно называли истинным аристократом духа.
В то время молодой артист часто путешествовал по европейским странам. Его привлекали оперные театры и художественные галереи. Он посещал концерты известных музыкантов в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый парень также побывал в России, где его выступление произвело сильное впечатление на Александра I. В знак благодарности император подарил артисту перстень, усыпанный драгоценными камнями.
Концертная деятельность
В возрасте 19 лет Шопен начал свою концертную деятельность. Его выступления в Вене, Кракове и Варшаве сразу же сделали его очень популярным. Через год музыкант отправился в свое первое европейское турне, не подозревая, что он покидает родину навсегда. Концерты в Варшаве и Кракове принесли ему огромную популярность. Однако первое европейское турне, которое Фридерик совершил через год, стало для него прощанием с родиной.
Вдохновленный этими драматическими событиями, музыкант написал несколько произведений, среди которых основным стал Революционный этюд. Он уверенно верил, что его прекрасная музыка помогает его соотечественникам бороться за свободу.
Первый концерт во Франции Шопен дал в 22 года, и Париж был в восторге от его выступления.
В то время он редко давал концерты в этом городе, но его музыку часто слышали в салонах французской и польской знати. В этот период он посвятил много времени сочинению музыки, написал свои первые фортепианные концерты и исполнял их в театрах Парижа и Вены. В его ближайшем круге были и другие молодые таланты, также преданные музыке, как, например, Стамати, Видаль, Урбан, Бродт.
Шопен ухаживал за величайшими европейскими композиторами своего времени, стараясь поддерживать хорошие отношения. Известно, что знаменитый немецкий композитор-романтик Роберт Шуман был восхищен игрой молодого польского музыканта с самого начала и считал его гением.
Ференц Лист, венгерский музыкант, стал последователем Шопена, посвятив много работ жизни и творчеству своего кумира. Берлиоз, Мендельсон, Лист также были знакомы с Шопеном, и эти выдающиеся музыканты своего времени высоко ценили талант молодого польского композитора.
Расцвет карьеры
Исследователи, изучающие искусство Шопена, отмечают, что наивысшая точка его творческой карьеры приходится на 1830-е годы XIX века. В это время композитор не только пишет музыку, но также занимается преподавательской деятельностью, обучая молодых и талантливых музыкантов игре на фортепиано, что было редкостью для исполнителей его уровня.
Фридерик увлекается поэзией, и его душу глубоко поразило творчество польского поэта Адама Мицкевича. Под влиянием стихов этого поэта композитор создаёт четыре великолепные баллады, посвящённые страданиям и судьбе родной Польши, о которой изгнанник всегда помнил.
Эксперты называют вальс в творчестве Шопена настоящим автобиографическим жанром, тесно связанным с событиями личной жизни музыканта.
В то же время полонезы и мазурки они описывают как сокровищницу национальных образов. Мазурки этого композитора очень разнообразны — это не только известные лирические произведения, но и народные или аристократические танцы.
Одной из особенностей романтизма является обращение к национальному самосознанию народа. Исходя из этого, Шопен часто использовал характерные для польской народной музыки интонации и звучания при создании своих композиций. В качестве примера можно привести знаменитый Бурдон — имитацию звуков фольклорных инструментов, или острую синкопу, прекрасно сочетающуюся с пунктирным ритмом, характерным для польской музыки.
Шопен проявил себя как новатор в жанре ноктюрна. «Ночная песня» – таково значение слова "ноктюрн", но у Шопена эта музыка становится лирико-драматическим этюдом. Первые ноктюрны этого музыканта можно сравнить с лирическими описаниями природы, в то время как его последние произведения этого жанра приобретают характер маленьких трагедий.
Одной из пиков творчества Шопена в этот период считается его цикл из 24 прелюдий. В это время композитор страстно увлекался творчеством Баха, что и повлияло на его выбор жанра. Прелюдии Фридерик писал в переломные годы – это было время его первой влюбленности и расставания с возлюбленной.
Шопен был так поражен циклом прелюдий и фуг Баха, что вдохновился написать нечто подобное. Однако здесь романтик, как это часто случалось, превзошел своего учителя, его произведения получили личностную окраску. Прелюдии Шопена — это небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний автора, представленные в виде музыкального дневника.
Педагогическая деятельность
Шопен не только был великим композитором и музыкантом, но и считался гениальным педагогом. Он разработал уникальную методику игры на фортепиано, благодаря которой многие пианисты достигли профессионального уровня.
У Шопена было множество талантливых учеников, среди которых были даже дамы из знатных семей. Наиболее талантливым учеником композитора считается Адольф Гутман, который впоследствии стал известным пианистом и музыкальным редактором.
Среди компаньонов Фридерика Шопена находились множество музыкантов и композиторов. Тем не менее, сам Шопен был удивительно универсальной личностью, неразрывно связанной с литературой и изобразительным искусством, и у него было много друзей в этих кругах. Многие художники считали честью запечатлеть талантливого музыканта на холсте, и поэтому существует множество портретов Шопена. Самым известным из них является работа Эжена Делакруа.
Этот портрет был уникален. Он был написан в новаторском, романтическом стиле и находится в Лувре. Есть также одно единственное фото польского музыканта: во время его жизни живописное искусство только начинало развиваться, однако фотографы успели запечатлеть этого знаменитого музыканта.
Личная жизнь
Личная жизнь Фридерика была несчастной. Если бы не трагические обстоятельства, он мог бы стать замечательным семьянином, ведь был чутким и нежным человеком. Еще в молодости он завоевал репутацию первого сердцееда благодаря своей остроумности. Внешне он напоминал свою прекрасную музыку. Его первой возлюбленной была Мария Водзиньская.
Молодой музыкант был обручен с юной девушкой. Через год собиралась состояться свадьба, по требованию родителей невесты. Это представлялось справедливым – родственники хотели убедиться в финансовой стабильности музыканта за это время. Но Фридерик провалил проверку на прочность, его неустойчивое финансовое положение стало причиной отмены свадьбы. Родители Марии были инициаторами разрыва помолвки.
Для музыканта это стало настоящим катаклизмом, и он долго не мог прийти в себя. Именно в это время он создает свою знаменитую вторую сонату, медленная часть которой называется «Траурный марш». Через год композитор влюбляется в баронессу Аврору Дюдеван, известную нам как Жорж Санд. Эта свободомыслящая личность, сторонница развивающегося феминизма, изначально не понравилась изысканному музыканту. Он отказывался признавать ее женщиной.
Говорят, что первое впечатление всегда верно. По мнению психологов, в тот момент, когда мы впервые видим человека, с нами разговаривает ангел, подсказывающий, как сложатся отношения. Женщина с папиросой во рту, в грубом мужском костюме, вызвала у Шопена чувство, близкое к отвращению. Она была разведенной, имела двух детей и увлекалась свободными отношениями.
Любовь к ней не сделала музыканта счастливым. Шопен был нездоров в то время, тяжело переживал расставание с невестой, а Аврора воспылала к нему нежными чувствами. Через некоторое время музыкант переехал в соседний дом, их влюбленные чувства скрывали от окружающих. Позже они начали жить в одной квартире, затем в имении писательницы, и здесь утонченному и восприимчивому мужчине пришлось испытать все трудности жизни с женщиной, у которой есть дети.
Мориц, сын Авроры, испытывал сильную зависть к музыканту и не желал видеть Шопена в их доме. Также поступала и его дочь Соланж, устраивая интриги и даже пытаясь соблазнить Фридерика, чтобы иметь основание для его изгнания. Некоторое время композитор и Санд жили на Майорке, но влажный климат нанес вред здоровью Шопена и стал причиной развития туберкулеза.
Изнуренный скандалами и интригами, Шопен решил жить отдельно и уехал из Ноана в Париж. Сначала он поддерживал связь со своей любовницей, но затем они расстались, виной чему стала неустанные интриги Соланж. Каждый раз, приезжая в Париж, она сообщала Шопену о новых пристрастиях матери, в большинстве случаев, выдуманных. Страстная любовь Шопена превратилась в настоящую ненависть.
Причина смерти
После окончательного расставания с возлюбленной, здоровье композитора стало ухудшаться. Он отправился в гастрольный тур по Великобритании, а затем вернулся в Париж, где дал несколько концертов перед тем, как его состояние ухудшилось настолько, что он больше не мог вставать из постели.
В октябре 1849 года он умер от осложненного туберкулезом легких. Согласно завещанию, его сердце было извлечено из груди и помещено в специальный сосуд, который был замурован в одном из католических храмов Варшавы. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.
Лучшие произведения
- Композиция "Ноктюрн до-диез минор"
- Музыкальное произведение "Ноктюрн ми-бемоль мажор"
- Сочинение "Полонез ля мажор"
- Этюд "Революционный Этюд до минор"
- Музыкальный вальс "Вальс до-диез минор"
- Прелюдия в ми-миноре
- Фрагмент "Похоронный марш из сонаты №2"
- Мелодия "Сад Эдема"