Фрида Кало известна как знаменитая художница из Мексики, чьими самыми частыми произведениями были автопортреты.
Фрида Кало — это имя, которое ассоциируется с невероятной духовной силой и стремлением к жизни. Она была яркой, спорной, откровенной и несчастной, имея все и одновременно ничего. Ее картины говорят за нее, полные жизни и стремления достичь высоких целей, несмотря ни на что, особенно на физические страдания. Внешне она была маленькой и хрупкой, но внутри нее жила невероятная сила, которая помогла ей преодолеть все трудности. Ее жизнь — это история любви и ненависти, дружбы и предательства, творческих достижений и болезненных провалов.
Детство
Фрида Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в мексиканском поселении Койоакан, что находится в пригороде Мехико. Ее полное имя звучит как Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, она была дочерью фотографа по имени Гильермо Кало и Матильды Кальдерон. Мама была очень строгой и придерживалась католической веры, ее боялись не только дети, но и муж.
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате чего ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Окружающие постоянно издевались над ней, и дали прозвище «деревянная нога». Но она не пала духом, а наоборот, стала сильнее. Не жалея себя, Фрида надевала на больную ногу две пары чулок и играла в футбол с мальчишками. Она также посещала бассейн и занималась боксом. Взрослея, она предпочитала длинные юбки и иногда мужской костюм, чтобы скрыть свой физический недостаток.
В своем детстве девочка мечтала о медицинской профессии. В 15 лет она поступила в Национальную подготовительную школу «Препаратория», где в течение двух лет изучала медицину. Она была одной из тридцати пяти девушек, которые учились вместе с несколькими тысячами парней.
Самым трагическим днем в жизни Фриды был 17 сентября 1925 года. Она была в автобусе, который попал в аварию – его столкнул трамвай. Металлические прутья пронзили живот девушки, прорвали матку и вышли в пах. Кроме этого, у нее был сломан позвоночник в трех местах и одиннадцать переломов на ноге.
Три недели Фрида находилась в бессознательном состоянии. Врачи считали, что после такой серьезной травмы нет шансов на выздоровление, но отец не утрачивал надежды и был всегда рядом с ней. Мать так и не появилась в больнице. Тело Фриды было покрыто гипсовым корсетом, но отец был рад, услышав, что она по-прежнему дышит, и не терял надежды.
На этот раз лучи медицинских знаний ошиблись. Девушка пришла в сознание. Воскреснув, Фрида почувствовала желание снова заниматься живописью. Ее отец изготовил специальную раму, которая позволяла ей работать в лежачем положении. Над ее кроватью он установил большое зеркало, отражающее ее саму и окружающее пространство.
Она всегда появлялась в обществе со своей неизменной сигаретой и бокалом вина, выглядела превосходно и изящно, и никто даже не подозревал о ее физическом недостатке. Фрида любила шутить по-непристойному, и ее гости просто умирали от смеха. Этот период ее жизни был полон контрастов. Поверхностно импульсивная и веселая девушка, она создавала картины, насыщенные тоской и отчаянием. Сама Кало призналась, что ее роскошная одежда и изысканные реплики были отличной маской для ее искалеченной души, которая пробивалась наружу лишь на ее холстах.
Живопись
Фрида Кало в своем творчестве в основном занималась написанием автопортретов, которых за весь период создания ее работ было семьдесят. Все ее картины имели общую черту – сросшуюся у переносицы бровь и отсутствие улыбки. Образ художницы всегда оставался скрытым, вместо нее на полотнах Фрида изображала национальную символику, в которой она отлично разбиралась. Примеры таких работ – «Автопортрет в образе Техуаны» и «Автопортрет на границе между Мексикой и США».
Творения Фриды – это не только отражение ее собственных страданий, но и горя, переживаемого другими людьми. В 1939 году одна из ее поклонниц попросила художницу нарисовать портрет актрисы Дороти Хейл, которая покончила с собой. Фрида создала произведение под названием «Самоубийство Дороти Хейл», которое шокировало заказчицу. Вместо простого портрета на холсте оказался изображен момент ее смерти – падение смертельно раненной девушки в луже крови.
Особое внимание заслуживает полотно под названием «Две Фриды», написанное в период разрыва с супругом. Фрида представила себя в двух образах – как мексиканская Фрида, любимая Диего Риверой, и как европейская, которую он никогда не принимал. Боль, которую она переживала из-за разрыва, выразилась в виде кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух женщин.
В 1938 году художница получила мировую известность, когда ее картины были выставлены в Нью-Йорке. В это время ее здоровье начало ухудшаться, что сказалось на ее последующих работах. С каждой новой операцией ее картины становились все более мрачными. Примером таких работ стали «Маска смерти» и «Думая о смерти». После периодов выздоровления, Фрида создавала полотна, на которых изображены библейские истории, такие как «Моисей, или Ядро творения» и «Сломанная колонна».
Творчество Фриды Кало оставило заметный отпечаток в современной живописи. В Чикаго прошла выставка работ современных художников, вдохновленных творчеством Кало и стремившихся подражать ей. Эта выставка посвящена влиянию Кало на современное искусство и названа «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Личная жизнь
Фрида встретила своего будущего мужа, мексиканского художника Диего Риверу, еще на учебе. Вторая встреча произошла в 1929 году, а уже на следующий год они поженились. В то время ей было 22, а ему 43 года. Их в шутку называли слоном и голубкой из-за их разницы в росте и телосложении. Диего был назван «принц-жаба», несмотря на то, что он не был красавцем, это не помешало ему завоевать сердца многих женщин.
В течение пяти лет они жили, как будто на пороховой бочке. Были склоки, разъяснения отношений, но Диего осознал, что не сможет сломить Фриду, у нее был такой же сильный характер, как у него. Супруги разошлись, но не смогли жить отдельно друг от друга. Через год семья воссоединилась. Диего продолжал изменяться, а Фрида мучилась из-за этих изменений. Она почувствовала желание мстить, и художница позволила себе пуститься во все тяжкие. В ее постели побывали не только мужчины, но и женщины.
Тайна личной жизни художницы окружает ее как пелена. В ее любовных отношениях были не только мужчины, но и певица Чавела Варгас. Сплетни начали распространяться после того, как появилась фотография, на которой Кало, одетая в мужской костюм, страстно обнимает артистку. Диего открыто изменял своей жене, но неодобрительно относился к ее связям с другими. Он не принимал всерьез ее увлечения женщинами.
Семейная жизнь двух художников нельзя назвать примером для подражания, но Фрида всегда мечтала о детях. Однако травмы, полученные в молодости, ограничили ее возможности. Она пыталась забеременеть несколько раз, но каждый раз заканчивалось выкидышем. После одной из потерь она начала изображать детей на своих картинах. К сожалению, они были изображены как мертвые, ибо художница пыталась примириться с мыслью, что никогда не станет матерью.
Смерть
Фрида Кало скончалась 13 июля 1954 года, на следующий день после своего 47-летия. Причиной смерти стало воспаление лёгких. Её прощались в Дворце изящных искусств, где собрались множество художников, писателей и других творческих личностей. Экс-президент Мексики Ласаро Карденас выразил почтение великой художнице. Фриду Кало кремировали, а урну с её прахом установили в доме-музее её имени, где она находится по сей день. Перед уходом художница записала в своём дневнике, что надеется уйти навсегда и больше не вернуться.
В 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида», режиссёра Джулии Тэймор, основанный на автобиографических материалах. В главной роли выступила Сальма Хайек.