Философия Фридриха Ницше не только изменила взгляды его современников на мораль и окружающий мир, но и оказала влияние на многие поколения. Вопросы ницшеанства всегда будут вызывать споры и обсуждения, но имя самого философа навсегда останется в истории. Кроме философских трудов, Ницше также известен как поэт и даже композитор, создавший несколько музыкальных произведений.
Детство
В октябре 1844 года в семье немецкого священника появился хрупкий малыш по имени Фридрих. Священство было не только профессией отца будущего философа, но и традицией в семье — дедушки мальчика также работали в церкви. Скоро у Фридриха появилась сестра, а затем и младший брат. Младенец умер еще в детстве, а сестре выпала долгая жизнь и хорошее здоровье. Фридрих был очень близок со своей сестрой и именно она сильно повлияла на его отношение к женщинам.
Отец семьи скоропостижно скончался, и матери пришлось самой заботиться о старшем сыне и дочери. В 1858 году, уже подростком, Фридрих пошел учиться в престижную гимназию, где учились дети из самых влиятельных семей.
В школе парень увлекается литературой, начинает писать и читает древних авторов. Но его интерес не ограничивался только литературой — он серьезно увлекается музыкой. В подростковом возрасте он открывает для себя романтических писателей. Он слушает композиции своего кумира Вагнера. Ему нравится музыка настолько, что он даже создает несколько своих произведений.
Интересно, но Фридрих начал играть на рояле еще в шестилетнем возрасте. Когда ему было 10, он уже пробовал создавать свои музыкальные произведения. Остались нам всего несколько сочинений великого философа (лирика для вокала и несколько пьес для фортепиано). Он также писал песни, которые стали довольно известными.
Затем Фридрих пошел учиться теологии и филологии в Боннский университет.
Фридрих имел трудности в установлении отношений с другими учениками, ему не нравился стандартный образ жизни студентов. Уже в молодости будущий философ начал развивать свои спорные взгляды на этику и мораль.
Новые философские установки Ницше пытался объяснить своим сокурсникам, но они не смогли его понять. Вскоре он переводится в другой университет, который находился в Лейпциге — неподалеку от дома будущего философа.
Однажды во время прогулки юноша зашел в магазин, где продавали старые книги. Среди пыльных и старых книг он обнаружил одно из произведений Артура Шопенгауэра. Эта книга настолько поразила Фридриха, что изменила его взгляды на философию.
В учебе философ добивался впечатляющих результатов. В 24 года его пригласили стать преподавателем в одном из швейцарских университетов. Впервые в истории такой молодой ученый был предложен преподавательская должность. Несмотря на это, учеба не интересовала Фридриха, но он все же согласился на карьеру профессора.
Тем не менее, молодой Фридрих не задержался на педагогической работе. При начале своей профессорской карьеры ему пришлось отказаться от прусского гражданства из-за работы в Швейцарии. В 1870 году началась Франко-прусская война, и молодой ученый хотел в ней участвовать. Швейцария, как обычно, оставалась в стороне от конфликта. Однако молодой человек хотел быть ближе к военным действиям, но швейцарское правительство разрешило ему работать только санитаром.
В течение всей своей жизни Фридрих страдал от плохого здоровья: у него были частые головные боли и бессонница. В тридцать лет практически ослеп, а у него также были проблемы с желудком. К 1879 году он закончил преподавательскую деятельность и был отправлен на пенсию. В это время молодой пенсионер сосредоточился на написании философских произведений.
Начав свою философскую деятельность с публикации небольших статей, мастер впервые выступил в 1872 году с выходом своей первой книги. Этот труд, названный «Рождение трагедии из духа музыки», состоял из 25 глав. В своем произведении исследователь старается разобраться в сути античной трагедии, а в заключительных главах рассматривает творчество Вагнера. Ницше был лично знаком с великим композитором. Два легендарных немецких деятеля даже дружили, пока Вагнер не решил принять христианство, чего Фридрих не мог простить.
Путешествие Заратустры
История о поисках сверхчеловека путешествиями Заратустры сделала Фридриха известным. Интересно, что эта история возникла совершенно случайно. Во время посещения Ницше Рима он встретил женщину, которая стала его единственной любовью. Лу Саломе не только была красива, но и писала книги, имела успешную медицинскую карьеру и занималась философией. В этой женщине Фридрих нашел великолепного слушателя и был поражен ее умом. Он даже попытался предложить ей свою руку и сердце, но Саломе видела в нем только друга.
Большое начало отношений было испорчено серьезным конфликтом, в результате чего философы разъединились. Это послужило началом создания первой части нового философского шедевра. Фридрих изложил свое видение идеальной дружбы. Остальные части были выпущены через несколько лет. Первые 40 экземпляров истории молодой ученый опубликовал за свой счет.
Исследователи отметили изменение стиля повествования: от лирики к комедии и обратно. Произведение вышло не только необычным по своему повествованию, но также было ценным для философии как науки. Здесь впервые был упомянут термин «сверхчеловек», начинают ясно проявляться идеи ницшеанства.
Сверхчеловек
Через многие работы философа прослеживается понятие «сверхчеловек», особенно ярко это выражено в рассказе о приключениях Заратустры. Он всегда в поиске этого загадочного существа, которое скоро должно явиться на свет. Годы проходят, пока он не почувствует приход своего героя. И в этот момент искатель испугается.
Ницше видит в сверхчеловеке воплощение смысла земли, самого достойного представителя человечества.
Воля к власти
Согласно Ницше, все сущее желает обладать и управлять в определенной степени. Каждое живое существо стремится к силе.
Философ использовал этот постулат для объяснения акта творчества, лежащего в основе создания мира. Желание обладать властью не является для философа насилием, а представляет собой простое побуждение.
Смерть Бога
Для общества Европы, приверженного религиозным учением, идея «Смерть Бога» казалась невообразимой. Тем не менее, именно этим тезисом Ницше внес свой вклад в мировую философию.
Для него Бог символизирует «прошлый мир» со своими убеждениями о добре и зле, о смерти и жизни. Смерть «старого» становится символом отрицания, свержения старых идеалов, принижения морали прошлых лет.
Но даже без «Бога» люди нового времени не могли обрести счастья – они чувствовали себя потерянными, как будто лишились опеки. Старая мораль уже не могла приносить современному человеку утешения (она умерла и лишена жизни).
Философ критиковал христианство очень резко. Он считал, что в этой религии акцент делается не на реальной жизни, а на жизни после смерти. Эта тема всегда волновала автора, он даже намеревался написать книгу о своем видении этой проблемы. В вопросе веры Ницше выступает как отрицатель, полностью отвергая все древние религиозные учения.
Личная жизнь
«Пол приглашения был особенно острой проблемой в конце XIX века, когда жил Ницше. В мир, который считался «мужским», начали проникать суфражистки, началась борьба за права женщин и всеобщая феминизация. Ницше имел двойственное отношение к этому вопросу, его мнение постоянно менялось.
В одном из своих произведений Фридрих назовет всех представительниц прекрасного пола источником глупости. Тем не менее, вскоре он выступит за равноправие женщин. Однако его взгляды вновь изменятся, и он займет позицию противников женского движения. Эти изменения во многом обусловлены его отношениями с двумя важными женщинами в жизни – с сестрой и с Лу Саломе. Умная и проницательная Саломе также была единственной возлюбленной Фридриха, в ней он нашел идеальную спутницу. О других женщинах в его жизни известно очень мало. Личная жизнь Фридриха была в основном ограничена работой и научными исследованиями.
Важные для жизни Фридриха были его отношения с младшей сестрой. Интересно, что именно Элизабет стала причиной раздора между братом и его возлюбленной Лу Саломе. Элизабет была здоровой и красивой девушкой, которая в будущем заботилась о своем болезненном брате. Вскоре между братом и сестрой возник конфликт, который был обусловлен расовыми разногласиями.
Элизабет вышла замуж за сторонника антисемитской организации и в будущем поддерживала нацистские идеи. В старости она встретилась с Гитлером и отнеслась к его политическому курсу очень положительно. По словам Фридриха, именно идеология его сестры стала основной причиной конфликта. Философ критиковал свою сестру и не разделял ее радикальных взглядов.
Только в последние годы жизни философа отношения между его родственниками улучшились. Его здоровье было плохим, и он нуждался в качественном уходе. Елизавета помогала брату, но взамен получила права на все его литературные работы. Сестра великого философа решила самостоятельно переделать многие его работы, исправляя их. Как результат, первоначальный смысл произведений Ницше был сильно исказен.
После смерти своего брата, Элизабет учредила дом-музей, посвященный его творчеству и жизни Фридриха. Молодой на тот момент Гитлер посетил музей трижды и провозгласил его центром идеологии нацистской Германии. За заслуги перед страной сестра Фридриха была удостоена пожизненной пенсии.
Смерть
Причиной прекращения написания философских трудов для Ницше стало душевное расстройство, вызванное поступком, который он стал свидетелем в детстве. Возможными причинами приступов были также лечение мигрени опасными препаратами, генетическая предрасположенность, опухоль в мозгу и даже сифилис, который, по мнению некоторых исследователей, спровоцировал помутнение ума.
Жизнь философа была короткой – всего 55 лет. Последние его годы были полны трагедий: он стал пациентом психиатрической клиники и потерял мать. Еще один удар постиг Фридриха, когда он оказался парализован и лишен способности говорить.
1900-й год стал временем ухода из жизни великого философа. Его работы, внезапно, стали всемирно известными и признанными перед его уходом.
Произведения
- Книга под названием «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
- Сборник работ «Несвоевременные размышления»
- Философская книга «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
- Работа «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
- Книга под названием «Весёлая наука»
- Произведение «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
- Книга «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
- Сочинение «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
- Трактат «Казус Вагнер»
- Работа «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
- Книга под названием «Антихрист. Проклятие христианству»
- Философская книга «Воля к власти»