Фрэнсис Бэкон — художник страшных образов и охотник за изображениями. Его творческий путь, биография, и его картины!
Философский взгляд на жизнь Френсиса Бэкона
Краткое изложение философии Френсиса Бэкона. Философия новой эпохи
Фрэнсис Бэкон — биография
Фрэнсис Бэкон – видный мыслитель, исследователь, деятель политики, заложивший основы эмпиризма и материализма. Он стал ведущим философом эпохи Позднего Возрождения и первоначального периода Нового времени.
Нельзя точно сказать, кем он был больше — философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Он был чрезвычайно образованным и разносторонним человеком, у которого было много различных работ и кто побывал в разных странах. Его умные мысли до сих пор не потеряли своей актуальности. Бэкон обладал невероятными ораторскими способностями, которые помогли ему изменить философию того времени. Как эмпирист, Бэкон был уверен, что развитие общества возможно только благодаря научно-техническому прогрессу, и поэтому он ставил культурные и духовные ценности на второй план.
Детство
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне, в доме своего отца, Йоркхаус, на одной из центральных улиц города. Его отец, Николас Бэкон, занимался политикой, а мать, Анна Бэкон (до замужества Кук), была дочерью гуманиста Энтони Куку, который учил Эдуарда VI, короля Англии и Ирландии.
Первым учителем Фрэнсиса была его мать, которая владела латынью и древнегреческим языком. Фрэнсис проявил интерес к наукам с раннего детства и учился с удовольствием. После двух лет в Тринити-Колледже в Кембридже он присоединился к посольской свите сэра Эмиаса Паулета и провел там три года, находясь во Франции.
Когда в 1579 году ушел из жизни его отец, молодой мужчина остался без финансовой поддержки. Именно в тот момент он начал изучать юриспруденцию в школе адвокатов. Через три года, в 1582 году, Бэкон уже работал адвокатом, а в 1584 году стал членом парламента, где оставался до 1614 года и активно участвовал в работе Палаты общин. Время от времени Фрэнсис писал письма Елизавете I, затрагивая самые горячие политические темы того времени.
У Уильяма Шекспира было много врагов среди высокопоставленных людей, которые считали его конкурентом. Кроме того, драматург часто публично выражал свое недовольство политической ситуацией во время правления Елизаветы I, и это повлияло на ее отношение к нему.
При таких обстоятельствах о продвижении по службе даже речи быть не могло. В годы правления королевы Шекспиру не светили высокие посты, однако после того, как в 1603 году к власти пришел Яков I Стюарт, в его жизни произошли существенные изменения.
В том же году его приняли в рыцари. Через пять лет, в 1618 году Бэкон получает титул барона Веруламского, а в 1621 году – виконта Сент-Олбанского. В это время его обвинили в том, что он принимает взятки. Фрэнсис не отрицал, что получает подарки от тех людей, чьи дела рассматривает в суде. Однако он утверждал, что подарок не влияет на его решение. Несмотря на это, Бэкон был лишен всех должностей и лишен права находиться при дворе.
Философия и учение
Основной литературный труд Фрэнсиса Бэкона — книга с названием «Эссе», которую он написал в течение 28 лет. Первые десять эссе были опубликованы в 1597 году, и к 1625 году автор собрал 58 текстов, часть из которых была включена в третье, переработанное и дополненное издание, получившее название «Эссе, или Наставления нравственные и политические».
Несмотря на то, что Фрэнсис много времени уделял юриспруденции и политике, его основным занятием была наука и философия. Он не принимал дедукцию Аристотеля, которая была популярна в те годы, считая ее недостаточным методом философствования, и вместо этого работал над разработкой совершенно нового инструмента мышления.
В 1620 году философ представил свой великий план по восстановлению наук в предисловии к книге «Новый Орагон, или Истинные указания для истолкования». Работа должна была состоять из шести разделов: современное состояние науки, новый метод получения истинных знаний, эмпирические данные, вопросы, требующие дальнейшего исследования, свод предварительных решений и, наконец, философия.
Фрэнсис успел написать только первые две части своего проекта. Он назвал первую часть «О значимости и достижениях знания», а на латыни она была названа «О ценности и увеличении наук».
Бэконова философия основана на существовании «идолов», которые влияют на познание человека. Поэтому он посвятил вторую часть своего проекта описанию принципов так называемого индуктивного метода, который, по его мнению, должен был победить идолов человеческого разума. Он разделил все идолы, воздействующие на умы людей, на четыре вида:
- Под первыми он подразумевал идолов рода, в которых заключены ошибки и промахи, заложенные в самой природе человека;
- Фрэнсис считал второй вид идолов пещеры, то есть ошибки, которые человек совершает под влиянием предрассудков;
- Бэкон отнес к третьему виду идолов площади, вызванные неточностями и недостатками языка;
- И наконец, четвертое место в рейтинге идолов занимают идолы театра, чье появление обусловлено приверженностью к различным системам, авторитетам и доктринам.
Философ описывал предрассудки, которые мешают развитию науки, разделяя знание на три части в соответствии с психическими функциями. Он ассоциировал историю с памятью, поэзию с воображением, а философию (вместе с наукой) – с разумом. Бэкон считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте, и что индукция может быть полной или неполной.
Под полной индукцией понимается постоянное проявление свойств каждого объекта, относящегося к определенному классу. В этом случае мы можем обобщить все подобные случаи и получить тот же результат. В случае неполной индукции обобщаются не все примеры, а лишь некоторые из-за их бесконечного числа, что делает их теоретически недоказуемыми. В таком случае вывод будет всегда вероятностным.
Френсис Бэкон считал, что истинное знание возникает только на основе чувственного опыта, именно эту его позицию называют эмпирической. В своих исследованиях он анализировал природу человеческого познания, определял границы каждой его категории и выделял самые важные области, которые еще предстоит изучить, и о которых до него никто не задумывался. Бэконовская методология основана на постепенном индуктивном обобщении фактов, полученных в процессе опытов.
Однако философ не считал, что обобщения можно упрощать, он настаивал на необходимости обосновывать их разумом. В 1620 году он завершил работу над своей утопией, которую назвал «Новая Атлантида». Она была опубликована после его смерти в 1627 году и замышлена с таким размахом, чтобы сравниться с утопией Томаса Мора под названием «Утопия».
Труд Фрэнсиса был признан Королем Яковом как светильник во мраке философии прошлых лет, за что была назначена пенсия в сумме 1200 фунтов. Незавершенная «Новая Атлантида» знакомила читателя с загадочной страной под названием Бенсалем, возглавляемой «Соломонов дом», или, как его еще называл автор, «Общество для познания истинной природы всех вещей», в которое входили все мудрецы страны.
Работа Бэкона имела технократический характер, отличаясь от социалистических и коммунистических произведений. Философ предложил новый метод познания, основанный на наблюдении, а не на теории. Именно это открытие позволило ему занять достойное место среди важнейших представителей научной мысли.
Опытно-эмпирический метод научных исследований, разработанный и описанный Фрэнсисом Бэконом, оказал значительное влияние на развитие философии. Важно отметить, что за жизни ученого не было достигнуто существенных результатов ни в теоретических, ни в практических исследованиях. Более того, сторонники опытной науки категорически отвергли метод индуктивного познания, предложенный Бэконом.
Известно, что у известного философа был лишь один официальный брак в личной жизни. Он вступил в брак с Алисой Бэрнем, чей отец был знатным жителем Лондона, Бенедикт Бэрнем. Следует отметить, что жених был старше невесты в три раза. На момент свадьбы, произошедшей 10 мая 1606 года, Фрэнсису было 45 лет, а его невесте всего 14. Этот брак остался бездетным.
Смерть
9 апреля 1626 года скончался известный философ в возрасте 66 лет из-за нелепой случайности. Бэкон всегда увлекался изучением природных явлений, и в один прекрасный день, катающися вместе с королевским медиком, он решил провести эксперимент. Фрэнсис заинтересовался влиянием холода на длительность процесса гниения, поэтому решил проверить это экспериментально.
Бэкон решил лично пойти на рынок и купить тушку курицы, а затем похоронить её в снегу. Во время этой процедуры он сильно простудился, болезнь очень быстро ухудшилась и закончилась трагически. В девятый апреля 1626 года, на пятый день после эксперимента, ученый скончался. Его местом погребения стала территория церкви Святого Михаила в городке Сент-Олбанс, Англия. После смерти известного философа и адвоката на его могиле был установлен памятник.
Открытия
Бэкон создал два новых научных метода — метод индукции и метод эмпиризма.
Метод индукции представляет собой способ сделать общий вывод на основе конкретных наблюдений. Под методом эмпиризма понимается изучение явлений в контролируемых условиях. Основное различие между экспериментом и наблюдением заключается в том, что при проведении эксперимента исследователь может активно воздействовать на изучаемый объект.
- «Опыты, или наставления нравственные и политические»
- «О достоинстве и приумножении наук»
- «Великое восстановление наук, или Новый Органон»
- «Новая Атлантида»
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.