Габдулла Тукай — биография татарского поэта

В истории литературы татарского народа выдающееся место занимает Габдулла (Абдулла) Тукай. Прожив яркую, но недолгую жизнь (1886-1913), поэт заложил крепкое основание татарскому языку и литературе.

Детство поэта

Родившийся в 1886 году в консервативно-религиозной семье, Габдулла потерял родительскую опеку в раннем возрасте и оказался сиротой. Детство у родственников матери в Пермской губернии запомнилось ему как тяжелое время, полное шалостей без одобрения и слез без утешения.

Габдулла Тукай в детстве

В детстве Габдулла был очень больным, истощенным и изможденным ребенком. Он часто слышал пожелания смерти в свой адрес, что не давало ему сохранить светлое воспоминание о своем беззаботном детстве. Попытки устроить мальчика в новые семьи проходили не всегда успешно: иногда он уезжал из-под неласкового крова, а иногда возвращался обратно. Но самые яркие детские воспоминания поэта — это мучения и нищета.

Уральский период творчества

В году 1895 родственница отца забирает его в Уральск. Проживая в семье Г. Усманова, мальчик начинает посещать медресе и русскую школу. Его желание получить образование и естественный талант привели его к первым литературным экспериментам. Опубликованные в 1904 году в журнале «Новый век», они представляли собой талантливые поэтические работы. Начав с подражания арабско-персидской лирике, Габдулла стал талантливым народным поэтом в короткие сроки.

Влияние революции

События 1905 года изменили взгляды поэта и сподвигли его на открытое исповедание демократических идей. Он выступил против самодержавия и капитализма, восприняв борьбу своего народа за свободу. Тукай начал публиковать острые стихи и статьи на революционные темы, а затем стал журналистом. Его литературное творчество было лишь частью его гражданской позиции: он активно участвовал в демонстрациях и протестах. Покинув медресе в 1907 году, началась «вольная» жизнь поэта. Его стихи из этого периода были ярким ответом на жестокую реакцию на демократию, особенно его произведение «Не уйдем!». Призывы к защите чести родины и демократии расклинились и в других его поэтических работах.

Невозможно до конца постигнуть причины поражения в революционных событиях, что приводит поэта к чувству потери, пессимизма и отчуждения от реальности, что отражено в его произведениях.

Казанский период творчества

Во время этого осознанного периода протеста татарский поэт возвращается на свою родину в город Казань. Его глубокое желание полностью посвятить себя служению народу приводит к увеличению активности в литературном творчестве. Находя общий язык с активной молодежью, Тукай начинает писать много для сатирических и юмористических журналов («Ялт-юлт», «Яшен»). За время, проведенное в Казани, появляются очерки, публицистические и поэтические произведения. Главной темой его творчества становятся следующие приоритеты: беспокойство за судьбы народа, честь, достоинство, неподкупная совесть и чувство исторического оптимизма.

Последние годы жизни

Когда путешествовал по Волге в Астрахань в 1911 году, поэт встретил множество интересных людей, включая Н. Нариманова и С. Рамиева. Революционные настроения, характерные для интеллигенции того времени, вдохновили Тукая на новое путешествие весной 1912 года в Санкт-Петербург, несмотря на его проблемы со здоровьем, через Уфу.

Тукай жадно впитывал в себя впечатления от поездки, встречаясь с писателем М. Гафури во время остановки в Уфе. 13 последующих дней в Петербурге были также полны впечатлений. Беседа с будущим революционером Муллануром Вахитовым оставила глубокий след в душе поэта.

После посещения купцов Якушевых в Троицке возвращаясь, Габдулла Тукай уехал в казахскую степь в поисках излечения от чахотки. Однако надежда на чудодейственный кумыс не оправдалась, и уже в августе 1912 года поэт трудился в пыльной казанской типографии, не переставая писать.

Болезнь и недостаток питания ослабили великий талант Габдуллы Тукая и прервали его жизнь 2 апреля 1913 года.

Тенденции творчества

Габдулла Тукай стал неотъемлемой частью истории литературы Татарстана, увековечившись как национальный поэт, любимый своим татарским народом. Он проповедовал эстетическую концепцию национальной литературы через знамена народности и реализма, став фундатором татарского языка и литературы.

Активно изучая фольклор и устное творчество своего народа, Тукай разрабатывал его литературно. Он создал сказки и поэмы («Таз», «Леший», «Речная ведьма») на основе татарского устного наследия, а также написал первые детские стихотворения на родном языке. Представив миру первые образцы народной поэзии на татарском языке, Габдулла Тукай стал голосом своего народа.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий