Галина Уланова — выдающаяся личность в мире советского балета, заслуженная артистка Советского Союза, обладательница многочисленных государственных наград и призов, талантливый учитель.
Детство
В 1910 году в Санкт-Петербурге появилась на свет будущая звезда балета. С самого детства малышка впитывала любовь к балету со своим молоком, ведь оба ее родителя работали в Мариинском театре. Отец, Сергей Николаевич, был балетным режиссером, а мама, Мария Федоровна, преподавала уроки хореографии. После революции родители трудились без устали, и им приходилось брать малышку с собой на работу. От малых лет девочка полюбила театр и всегда спешила снять уличную обувь, чтобы надеть пуанты и выйти танцевать перед зрителями, когда ее родители приводили ее на работу.
Когда Галине было 9 лет, ее родители отправили ее учиться в хореографическое училище из-за ее подвижности. Мама очень беспокоилась, что ее дочь будет принята без проблем и найдет учебу интересной. Однако Галина разочаровала своих родителей, потому что ей совершенно не хотелось заниматься там. Она постоянно упрашивала маму забрать ее из училища. В чем мечтала юная будущая звезда? Трудно сказать точно. Однако известно, что в детстве она обожала носить матроску и мечтала о морских просторах.
Годы, проведенные в интернате, были нелегкими для Галины. В тот период она была очень замкнута. Ее угнетали холодные залы, тяжелый труд, к которому приучали учениц, и обмороки девочек-ровесниц, которые были явлением в интернате.
В 1922 году девочка сделала первые шаги к успеху, невольно. Вместе со Славой Захаровым они исполнили отличную мазурку в «Пахите». Зрители апплодировали молодым и неопытным танцорам, но никто не подозревал, что девочка станет великой примой балета, а мальчик обретет славу известного балетмейстера.
В 1928 году девочка окончила хореографическое училище и порадовала всех результатами выпускного спектакля. Театр балета и оперетты Ленинграда сразу принял ее без раздумий (позднее заведение переименовали в Театр имени Кирова). Дебютное выступление юной балерины состоялось в родном для нее Мариинском театре, где многие зрители сразу же увидели ее талант.
Как «Бахчисарайский фонтан» помог проложить Галине Улановой путь к славе?
Великий спектакль под названием «Бахчисарайский фонтан», в исполнении Улановой, снова привлек внимание к жизни Северной столицы. Премьера этого яркого и обсуждаемого произведения вызвала огромный интерес в столице, и впервые привлекла внимание к таланту Улановой.
Знакомство с вождем
Впервые лидер Советского Союза увидел будущую звезду балета в спектакле «Эсмеральда». Тогда молодая балерина исполняла роль Дианы. Согласно сюжету, Галине пришлось выпустить стрелу из лука прямо в сторону ложи, где сидел Сталин. Прежде чем совершить это действие, Галина на мгновение замерла — она понимала, что за это ее могут обвинить в покушении на Сталина. Но, к счастью, все обошлось. Лидер был впечатлен выступлением и даже пригласил всю труппу на прием в Кремль.
На Кремльском банкете 25-летнюю Уланову пригласили в кинозал, где она села прямо рядом с вождем. Позднее журналисты спросили у нее, не испытывала ли она боязни от такого близкого знакомства. Балерина ответила, что она не испытывала тревоги, но чувствовала некоторую неловкость из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который сидел рядом.
Лидер очень высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды давали Сталинскую премию. Однако даже высокие награды не смогли заставить артистку подчинить свое творчество политическим требованиям. Хотя известно, что именно Кремль сделал ее советской идеологической иконой.
Личная жизнь
В 1940 году на первом показе долгожданной постановки «Ромео и Джульетта» снова блеснула Уланова. Естественно, она играла главную роль, Джульетту. Ромео на тот момент был исполнен Константином Сергеевым. После долгих репетиций и совместных переживаний сюжета, молодые люди влюбились. Между девушкой и парнем возникли глубокие чувства. Константин уважительно относился к своей «Джульетте» и всегда обращался к ней на «вы».
Однако связь не удержалась, потому что балерину перевели в столицу. Из-за этого дуэт распался.
Коррективы, которые внесла работа в Москве
После войны пришли тяжелые времена. Для молодой женщины переезд в столицу стал настоящим испытанием. Ведь ей пришлось не только оставить за собой родной театр, но и расстаться с любимым человеком.
Родственников в Москве у Галины не было, поэтому ей пришлось поселяться в гостиницах. В столице Улановой было комфортно, ведь ее окружали внимание, забота, награды и звания. Галина понимала, что в Москве хотят сделать из нее «столбовую дворянку».
Это вызывало у нее опасения, однако на самом деле смущало не это, а то, что власть стремилась связать ее страсть к балету с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил начинающую звезду выразить благодарность руководству государства от имени артистов за поддержку в творческих вопросах. Галина категорически отказалась, напомнив о своем увлечении балетом, а не политикой.
Новые отношения
Галина Уланова предпочитала не открывать детали своей личной жизни. Все, что известно, это то, что ее мужья были весьма уважаемыми людьми. Она вышла замуж в раннем возрасте за Исаака Меликовского. Ее второй брак тоже не был долгим. Позже она призналась, что для нее болью было не разрушение браков, а отсутствие детей. Она обвиняла в этом своих родителей, которые призывали ее сделать ставку не на семью, а на карьеру в балете.
СМИ активно обсуждали роман Галины и Юрия Завадского, который отличался возрастной разницей в 16 лет. Как и предыдущие партнеры балерины, он безумно влюбился в звезду балета. Его чувства были столь яркими и страстными, что он предложил закрепить отношения браком. Тем не менее, их брак закончился разводом. Тем не менее, Юрий и Галина смогли сохранить дружеские отношения после разрыва.
Ярким светом, пронзившим серые будни балетной звезды Улановой, стал режиссер Иван Берсенев. Он подарил ей два незабываемых года. Уланова была одной из двух женщин, которых любил этот талантливый режиссер – вторая была его законная супруга. Именно они вдвоем оплакивали гроб Ивана Берсенева, который ушел из жизни в молодом возрасте.
Позднее сердце Галины очаровал Вадим Рындин. Он также полюбил балерину, как и предыдущие мужчины в ее жизни. Но у Вадима была слабость к алкоголю, с которой балерина так и не смогла смириться.
Однажды журналисты обратились к балерине, которая приближалась к пенсии, с вопросом о ее сожалениях в личной жизни. В ответ балерина рассказала о своей мечте иметь крепкую семью и найти того единственного мужчину, которому отдать всю себя на всю жизнь. Она также призналась, что не умеет готовить, но надеется исправить этот недостаток после завершения своей карьеры.
Последний спектакль
В 1960 году Галина Уланова сделала свое последнее выступление. На тот момент она исполняла роль в «Шопениане». С тех пор она больше не выходила на сцену, однако продолжала работать в театре в качестве уважаемого педагога-репетитора. Благодаря ее усилиям, театр обнаружил таких талантливых учениц, как Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, и Катерина Максимова.
Уникальной личностью по своему таланту была Уланова. Подчеркнув это, глава комиссии по танцам ЮНЕСКО Бенгт Хеггер принял решение установить в Стокгольме памятник Галине. Интересно, что бюст советской балерины был установлен еще при ее жизни. Это стало первым случаем в истории на Западе.
На церемонии открытия памятника присутствовала балерина. Однако из-за своей скромности она постоянно скрывала свое лицо в пышный меховой воротник, говоря себе, что памятник воздвигли не в ее честь, а в честь великой силы балетного искусства.
Встреча с Агафоновой
На протяжении 70 лет Уланова не встречала женщину, которая была бы такой же молодой душой, как агафонова. Она была так молода и ярка, что Уланова не могла не подружиться с ней. Их отношения развились так сильно, что Уланова предложила ей стать своим секретарем, а затем они стали жить вместе. Конечно, это вызвало много сплетен, но никто не мог оспорить искренность и глубину их отношений. Но внезапная смерть Агафоновой прервала эту дружбу, оставив Уланову в глубоком горе. Для нее потеря Агафоновой была так же тяжела, как потеря любимого ребенка.
После смерти Агафоновой, Галина провела около 12 месяцев в больнице. После того, как ее здоровье нормализовалось, она стала привыкать к одиночеству. Все чаще в доме великой примы балета стали появляться ее старые друзья. После долгих лет молчания в 1995 году балерина рассказала о собственной биографии.
Слушавшие жизненные рассказы люди восхищались ее искренностью и чистотой души. В 1997 году Галина совершила последнюю поездку в родной Санкт-Петербург. Путешествуя по городу и знакомясь с его изменениями, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родители. С грустью она осматривала могилы близких сердцу людей и мечтала быть похороненной рядом с ними. Но этому желанию не суждено было сбыться.
В 1998 году скончалась известная прима советского балета в возрасте 88 лет. Галина была похоронена на Новодевичьем московском кладбище. Несколько лет до своей смерти великая балерина сожгла свои дневники, в которых подробно описывала все события своей судьбы и тонкости личной жизни. Это она сделала, чтобы избежать бурных обсуждений после смерти. В 2004 году квартиру, где жила Уланова, превратили в музей в ее честь.