Гарри Гудини – известный американский иллюзионист, актер и благотворитель. В течение всей своей жизни он разоблачал обманщиков, исполнял сложные трюки с побегами и освобождением.
Он стал легендой еще за своей жизни. Одни считали его самым смелым человеком на земле, другие называли самоуверенным и глупым, а третьи считали бессмертным.
Люди боятся смерти, даже одна только мысль о ней вызывает ужас, но он встречался с ней каждый день, словно играл в прятки. И наступил тот день, когда она нашла его – Гарри Гудини, иллюзиониста, фокусника и настоящего храбреца. Смерть наступила в 52 года, ложь одержимого поклонника.
Детство и юность
Эрик Вайс, известный под псевдонимом Гарри Гудини, родился в Венгрии, в столице Будапеште, 24 марта 1874 года. Хотя сам Гудини утверждал, что родился в американском штате Висконсин. Его родители, Меер Сэмюэл Вайс и Цецилия (Штайнер), переехали в США только в июле 1878 года, когда Эрику уже исполнилось четыре года. Они поселились в городке Эпплтон, где отец работал раввином в реформистской синагоге (еврейской общине Сиона). В семье было семеро детей, и они общались между собой на трех языках – идиш, немецком и венгерском.
В этом городке часто выступали бродячие циркачи, и Эрик старался посещать все их представления. Он смеялся над выступлениями клоунов и дрессировщиков, и восхищался фокусами фокусников.
Религиозный отец не одобрял увлечение сына цирковым искусством, но и не запрещал ему посещать представления и даже самому придумывать фокусы. Однажды в маленьком провинциальном городке появилась труппа во главе с Джеком Хефлером, и под влиянием уговоров друзей Эрик решил продемонстрировать им свои умения. Хефлер заинтересовался талантливым мальчиком и был впечатлен фокусом, который Эрик сам придумал и показал.
Вайса подвешивали за ноги, а он собирал разбросанные по полу иголки, используя только брови и веки. Хефлер не пригласил Эрика в свою труппу, но высоко оценил его талант. Именно эта оценка профессионала стала решающей в биографии будущего великого иллюзиониста.
В 1887 году семья Вайсов переехала в Нью-Йорк. Большой город предоставлял гораздо больше возможностей для реализации их талантов, и Эрик решил заниматься фокусами. Парнишка проводил часы над разработкой своих номеров, используя все, что только мог — карты, шляпы, ленты, веревки. Он сочетал их в различные комбинации, придумывал неожиданные трюки и старательно тренировался.
Первым помощником Эрика стал его младший брат Теодор. Братья выступали на благотворительных вечерах, ярмарках и небольших шоу со своими номерами. В начале их фокусы были достаточно примитивными, но постепенно становились все сложнее и изощреннее, за что публика вознаграждала их бурными аплодисментами.
Эрик увлеченно следил за тем, как публика реагирует на иллюзиониста, который умело вырывался из замков и цепей. Чтобы понять принцип работы этих замков, он устроился на работу в слесарный цех. Его приняли на подмастерье, и когда ему удалось сделать отмычку для открытия любого замка, Эрик понял, что пора уходить из мастерской.
Параллельно изучению технической стороны вопроса, Эрик занимался тренировкой своего тела. Он использовал специальные упражнения для укрепления мышц, развития гибкости в суставах, увеличения выносливости и способности задерживать дыхание на длительное время.
Фокусы
Когда Эрику исполнилось шестнадцать лет, он случайно наткнулся на книгу «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим» в одной из книжных лавок. Увлекшись прочтением, парень решает принять новое имя – Гудини.
Эрик был очень талантлив и усерден, но его способности не приносили достойного дохода. Решив заработать на своих фокусах, он предлагает опубликовать свои секреты за двадцать долларов в одной из чикагских газет, но его предложение оказывается неинтересным для редакторов. Это же происходит и с другими изданиями. Тогда Гудини осознает, что газеты нуждаются не в объяснениях, а в сенсациях, и изменяет свою тактику.
Через месяц после этого Гудини пришел в тюрьму в сопровождении журналистов и продемонстрировал свое новое искусство. Его заковали в наручники, посадили в карцер, но буквально через пару минут он вышел из них, поклонился зрителям и улыбнулся фотографам.
Позднее информация о том, что Гудини ранее посетил эту тюрьму, стала известна журналистам. Теперь фокус уже не вызывал такого интереса, впечатление несколько размылось. Тогда иллюзионист предложил представителям СМИ повторить трюк в любой другой камере на их выбор. На этот раз фокусник полностью разделся, на его рот накладывали гипсовую повязку, предполагая, что он мог спрятать отмычку там. С закованными в наручники Гарри заперли в другую камеру, и результат был тот же – всего лишь несколько минут, и он был свободен.
В 1894 году Гудини поссорился с редактором газеты, публиковавшей о нем статьи. К тому времени фокусник уже разработал новый трюк под названием «Метаморфоза». Он заключался в том, что иллюзионист с завязанными за спиной руками помещался в мешок, затем обвязывался веревкой и отправлялся в деревянный ящик под замок.
Ящик был закрыт занавеской, за которой скрывалась ассистентка Гарри. После звука хлопка занавеска исчезала, и зрители видели, что Гарри был освобожден, а девушка оказывалась в закрытом ящике. Теперь роль ассистентки Гудини выполняла его жена.
В 1899 году Гарри и его супруга отправились в гастрольное турне по Европе. Ранее иностранная публика мало видела фокусов, поэтому иллюзионист очень быстро стал звездой. После номера "Исчезновение слона" жители Лондона аплодировали фокуснику. Сначала животное покрывали бархатом, а после удаления ткани оно исчезало. Затем тысячи зевакы видели, как Гудини заковывали в кандалы, закрывали на замки, вешали на него чугунный шар и сбрасывали в реку Темзу.
Гудини дважды выступал в России, в 1903 и 1908 годах. Его заключали в московскую тюрьму Бутырку, но он легко освобождался, так же как и из Петропавловской крепости в Петербурге.
Общественность считала, что фокусник обладает "дьявольской" натурой. Однако сам Гарри протестовал, если его трюки отождествляли с магией или спиритизмом. Он даже посещал спиритические сеансы в обычной одежде, выявляя мошенников.
Многие аспекты жизни знаменитого фокусника окружены мифами, и его личная история не является исключением. Ходили слухи, что Гарри Гудини ни разу не ссорился со своей женой Бесс. И даже если у них были недоразумения, то они не затягивались. На самом деле, Гудини разработал целую стратегию, чтобы сохранить свои отношения и предотвратить скандалы.
После одного из выступлений фокусника, Гарри и Бесс встретились. Их романтические отношения продолжались в течение двух недель, после чего влюбленные решили пожениться. После свадьбы они стали неразлучными. В течение всей жизни они никогда не называли друг друга по именам, а только миссис Гудини и мистер Гудини.
Их чувства были глубокими и искренними, и они пронесли их через всю жизнь. Ходили слухи, что Гарри писал письма Бесс, пока она находилась в соседней комнате.
Бесс исповедовала другую религию, и это приводило к некоторым трудностям в их семейной жизни. Однако Гарри изо всех сил пытался сохранить брак, и поэтому разработал несколько правил, способствующих не только сохранению семьи, но и укреплению отношений.
Простой секрет заключается в том, чтобы избегать ссор и разбирательств в разгаре страстей. Если у них не удавалось достичь согласия, а у Гудини терял терпение, он трижды поднимал правую бровь. Это был знак для Бесс, чтобы она замолчала. После утихомиривания обоих, супруги продолжали решать проблему уже в спокойной обстановке.
У жены иллюзиониста тоже был свой жест, который показывал Гарри, что она очень сердится. Гудини выходил на улицу, обходил дом четыре раза, а затем бросал свою шляпу в окно или дверь. Если шляпа не возвращалась, значит, супруга успокоилась, и можно было заходить внутрь.
После смерти Гарри Гудини, Бесс погрузилась в глубокую депрессию. Каждую неделю она обращалась к экстрасенсам и спиритуалистам в надежде, что Гарри даст ей какой-то знак или послание.
Смерть
Каждый трюк иллюзионисту удавался не так легко. После шоу он часто обращался к врачам, несмотря на свою хорошую подготовку. Именно эта подготовка привела к его смерти.
Гудини был в гастролях в Канаде, и показывал свой новый трюк под названием «Железный пресс». После выступления в его гримерку зашли три студента. Один из них спросил, сможет ли Гудини выдержать сильные удары. Гарри машинально кивнул, думая, что это был просто вопрос.
Потом один из студентов, крепкий парень с румяными щеками по имени Гордон Уайтхед, ударил иллюзиониста три раза в живот. Оказалось, что этот молодой человек был чемпионом университета по боксу.
Три удара, нанесенные фанатом, привели к трагическим последствиям. Гудини получил аппендицит. Если бы он сразу обратился к врачам, возможно, все закончилось бы благополучно. Но фокусник продолжал выступать, и уже было поздно обратиться к медикам, когда у него начался перитонит. Великий иллюзионист скончался 31 октября 1926 года от гангренозного аппендицита в Детройте.
После его смерти тело доставили в Нью-Йорк и похоронили в бронзовом гробу, в котором он выполнял свои трюки. Печально, что студент не был наказан за свои роковые действия.
Память
Гарри Гудини навсегда оставил свой след в истории мира. Ему посвящено множество книг, снято множество художественных и документальных фильмов. В России в 2015 году была создана премия, названная в его честь, с размером приза в 1 миллион рублей. Цель этой премии — привлечение внимания общественности к вопросам сверхспособностей человека и паранормальных явлений.