Генри Форд – известный промышленник, основатель компании «Форд Моторс Компани», которая сегодня продолжает производить автомобили. Он придумал лозунг «автомобиль для всех».
Генри Форд не получил высшего образования, его родители были простыми фермерами, однако это не помешало ему достичь таких высот, о которых многим и не снилось. Обычный парень смог создать автомобильную империю, он добился того, чтобы машина перестала считаться роскошью и стала обычным средством передвижения. Форд всегда верил в себя, упорно трудился и придумывал новаторские решения. Эти три правила стали залогом его успеха, хотя сам он всегда говорил, что своими достижениями обязан своей жене, которая поддерживала его всю жизнь. Она верила в него, даже когда сам Форд сильно сомневался в себе.
Детство
Генри Форд родился 30 июля 1863 года на ферме своего отца рядом с городом Дирборн в штате Мичиган. Его родители, Уильям Форд и Мари Литогот, переехали в Соединенные Штаты из Ирландии. Кроме Генри, в семье было еще трое сыновей и две дочери.
Семья была достаточно состоятельной, но им приходилось много трудиться. Как заявил позднее Генри, усилия, затраченные на ферме, значительно превышали полученные результаты. Его послали в церковную школу, однако его образование было настолько недостаточным, что мальчик даже писал с ошибками. Когда он впоследствии возглавил компанию, он был не в состоянии составить грамотный контракт. Одна из газет даже назвала его неграмотным, и впоследствии Генри подал на эту газету в суд. Он считал, что важнее не грамотность, а умение мыслить головой.
Родители учили своих детей трудиться, и Генри должен был таскать воду и кормить животных. Мальчик не понимал, зачем ему таскать тяжелые ведра с водой по лестнице, ведь можно было установить водопровод с помощью двухметровой трубы. Однако его отец не разделял его взглядов.
Первым важным событием в жизни Форда стал подарок – карманные часы, полученные от отца. Он мгновенно их разобрал, изучил работу механизма и успешно собрал обратно.
Позже эти навыки пригодились ему. Соседи приносили мальчику сломанные вещи, и он чинил их, таким образом зарабатывая первые деньги.
В двенадцать лет Генри потерял свою маму, и этот удар судьбы оставил глубокий след в его душе. В тот момент он впервые увидел локомобиль – чудо техники, которое вызвало у него завороженное восхищение. Он пообещал себе, что когда-нибудь создаст нечто подобное. Но отец не поддерживал его интерес к технике, настаивая на том, чтобы Генри стал фермером, и не признавал его мечты.
В возрасте шестнадцати лет молодому Форду наскучила ферма, поэтому он бросает все и уезжает в Детройт. Там он устраивается учеником в автомастерскую и работает там в течение четырех лет. Потом он возвращается домой, где днем помогает на ферме, а ночами занимается изобретательством. Он решает облегчить труд отца и создает молотилку, которая работает на бензине. Этот механизм оказывается весьма популярным и находит своего покупателя в лице Томаса Эдисона, которому Форд продает патент. Впоследствии Эдисон приглашает талантливого парня на работу в свою компанию.
В 1891 году Форд принял приглашение Эдисона и переехал в Детройт. Знаменитый предприниматель предложил Генри должность инженера-механика в своей компании. Здесь он проработал до 1899 года, параллельно занимаясь созданием своего собственного автомобиля. Это было не просто хобби известного изобретателя, он очень хотел сделать автомобиль доступным для всех. Успех пришел в 1893 году, Генри создал свою первую машину.
Эдисон не одобрял страсть Форда и предлагал ему заниматься работой в его компании вместо своих фантастических идей. Генри не раздумывая ушел от Эдисона и приобрел пакет акций «Детройтской автомобильной компании». Однако у Форда хватило силы всего на три года, постоянные конфликты с партнерами привели к тому, что он покинул компанию.
Генри столкнулся с проблемой продажи своего автомобиля. Он сделал все возможное, чтобы привлечь внимание к своему изобретению, ездил по городу за рулем своего автомобиля. Но помимо насмешек он не получил ничего. Его высмеивали, называли «зависимым» с улицы Бегли, но Генри не реагировал на критику и не сдавался перед трудностями. В 1902 году он принял участие в автогонке и победил, обогнав действующего чемпиона Соединенных Штатов. Таким образом, он смог привлечь внимание к своему автомобилю. Форд всегда говорил, что если бы у него было всего четыре доллара, то три из них он обязательно потратил бы на рекламу.
Получив вдохновение от своих успехов, Форд создал свою собственную фирму под названием «Ford Motor» и начал производство автомобилей «Ford A» в 1903 году. Его целью было создать универсальный автомобиль, который был бы надежным и экономичным. Постепенно он упрощал конструкцию, оснащая ее стандартными узлами и механизмами. Форд стал первым, кто начал массовое производство автомобилей на конвейере, и это оказалось огромным преимуществом. Таким образом, Форд стал лидером в автомобильной промышленности.
Продажи этого автомобиля стремительно возрастали благодаря его высокому качеству и доступной цене. Каждый год цена на него снижалась: если в 1909 году его можно было приобрести за $850, то спустя четыре года он уже стоил $550.
В 1910 году Форд построил завод под названием «Хайленд Парк», где через 3 года начал работать первый конвейер. Сначала с конвейера произошел генератор, а вскоре туда же пришел и двигатель. На сборке двигателя работали десятки рабочих, каждый из которых выполнял свою конкретную операцию. Благодаря этому удалось сэкономить время. Кроме того, была использована движущаяся платформа, которая позволила сократить время изготовления шасси вдвое. В итоге процесс сборки стал более эффективным и экономичным.
Генри инвестировал деньги в развитие производства и со временем стал владельцем угольных шахт, рудников и заводов. Таким образом, он создал полный цикл производства, начиная с добычи сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Это была настоящая империя, которая не имела аналогов в других компаниях. К 1914 году Генри выпустил десять миллионов автомобилей, что составляло 10% от общего числа произведенных в мире.
В 1914 году Форд увеличил зарплату своих рабочих до $5 в день, не экономя на них. Он также договаривался с каждым работником, что он не будет тратить эти деньги на выпивку, в противном случае он будет уволен.
Генри внедрил трехсменную работу продолжительностью восемь часов в день, вместо двух смен по девять часов. Рабочие получили один выходной и оплачиваемый отпуск. Несмотря на жесткую дисциплину на его предприятии, он привлекал к себе множество квалифицированных работников. До 1941 года на заводах Форда не существовал профсоюз.
В 1920-х годах Форд стал лидером продаж автомобилей, продавая 7 из 10 автомобилей в Америке. Именно в это время ему присвоили прозвище «автомобильный король».
В 1917 году США, будучи частью Антанты, участвовали в войне. Заводы Форда переключились на выполнение военных заказов, производя противогазы, каски, танки и подводные лодки. Тем не менее, Генри Форд всегда заявлял, что не намерен обогащаться на войне, и поэтому обещал вернуть все прибыли в казну. Это позволило ему завоевать еще большее доверие соотечественников.
После окончания войны продажи автомобилей «Форд-Т» резко упали. Это связано с тем, что покупатели хотели разнообразия моделей и цветов, в то время как Форд предлагал только одну марку, причем исключительно черного цвета. Генри хотел сделать свой автомобиль доступным для всех, поэтому начал продавать его в кредит. Однако его опередила конкурирующая компания «General Motors», у которой был широкий ассортимент моделей и цветов.
В 1927 году компания Форда столкнулась с серьезными проблемами в продажах, что привело к угрозе банкротства. Генри Форд принял радикальные меры, остановив производство, уволив всех работников и занялся разработкой новой модели. Его сын стал правой рукой в этом новом начинании, занимаясь дизайном. Новая модель «Форд-А» имела улучшенные характеристики и привлекательный внешний вид. Она была выпущена в 1927 году, и Форд снова стал лидером на рынке автомобилей.
Кроме того, в 1925 году Форд создал авиакомпанию под названием «Ford Airways», которую позже расширил за счет приобретения фирмы Уильяма Стоута. Особую известность получил авиалайнер «Форд Тримотор», который производился с 1927 по 1933 год. За эти годы было выпущено 199 лайнеров, которые эксплуатировались до 1989 года.
В 1931 году кризис оказал влияние на компанию «Ford Motor». Продажи начали снижаться, конкуренты стали активнее. Форд вынужден был закрыть часть своих заводов и снизить зарплату своим работникам. Однако вскоре компания сумела найти выход из сложившейся ситуации. Генри Форд разработал спортивный автомобиль «Ford V 8», который достигал скорость до 130 км/час. Это позволило компании возродиться, и объемы продаж пошли вверх.
Личная жизнь
Форд всегда был постоянен, его единственной женщиной в жизни была Клара Брайант, его супруга. Они вступили в брак в 1887 году и жили в полном счастье. Клара всегда поддерживала Генри во всем, верила в его талант.
В то время, когда даже он сам терял надежду и становился объектом насмешек для людей и коллег, в одном из своих интервью ему был задан вопрос: хотел бы он прожить свою жизнь заново? На что Форд, не колеблясь, ответил, что хотел бы, но только в том случае, если он сможет снова жениться на своей любимой Кларе.
В 1893 году у супругов появился сын по имени Эдсел, их единственный ребенок. Часто Генри и сын ругались из-за различий в интересах: отец предпочитал тишину природы, в то время как сын увлекался коктейлями, шумными вечеринками и джазом. Несмотря на это, их споры не затрагивали их рабочие отношения и дружескую близость.
В 1930-х годах «автомобильный король» передал управление компанией своему сыну Эдселу. Сын занял пост президента компании еще в 1919 году, поэтому хорошо знал свою работу. Однако в 1943 году молодой человек скончался от онкологии (рака желудка), и Форду пришлось взять руководство в свои руки.
На тот момент ему исполнилось 79 лет, и управлять производством становилось все тяжелее. Поэтому в 1945 году Форд передал пост руководителя своему внуку Генри Форду II. Великого изобретателя уже не стало 7 апреля 1947 года. Причиной смерти было кровоизлияние в мозг.
Реализация детской мечты «автомобильного короля» была завершена в полной мере. Он всегда стремился не только зарабатывать, но и улучшать жизнь людей, создавая для них автомобили.
Форд написал свою автобиографию под названием «Моя жизнь, мои достижения», в которой он описал методы работы своего предприятия. Его идеи впоследствии нашли применение во многих компаниях.
В 1928 году он был удостоен медали Эллиота Крессона. Жизнь Форда была отражена во многих книгах и фильмах. В 1987 году режиссер Аллан Истманс представил ленту «Форд: человек-машина», в которой изобретателя называют символом США.