Генрих Сапгир — известный русский писатель, драматург и переводчик советского времени. Он является одним из наиболее известных авторов детской литературы, чьи произведения послужили основой для многих художественных и анимационных фильмов для детей.
Многие родители знакомы с творчеством Генриха Сапгира, но лишь немногие осведомлены о том, насколько разнообразной и удивительной была его жизнь. В Ленинграде самым цитируемым литератором был Бродский, но в Москве этим человеком стал Сапгир. Биография переводчика и авангардиста была полна неожиданных перипетий, ярких взлетов и разочарований.
Под сценариями Генриха Вениаминовича было создано почти шестьдесят анимационных фильмов, среди которых знаменитые произведения «Легенды о Григе» и «Принцесса и людоед». Автор считается одним из самых ярких представителей русского авангарда прошлого века.
Детство и юность
20 ноября 1928 года в городе Бийск на Алтае появился на свет писатель. Его отец переехал туда в 20-е годы, их семья была известной среди «нэпманских» евреев из Витебска, связанной с известным художником Марком Шагалом.
Семья состояла из отца, матери и троих сыновей – Игоря, Михаила и Генриха. После рождения младшего сына они переехали в Москву и поселились в Соколе, районе творческой интеллигенции. На улице Врубеля до сих пор стоят старинные деревянные дома, создающие особенную атмосферу, которую искали художники, поэты и другие творческие люди.
Начал сочинять Генрих еще в школе. Одно из его ранних произведений было опубликовано в газете «Пионерская правда».
В 12 лет он начал посещать литературный кружок в Доме художественного воспитания. Его кумиром был Аркадий Гайдар, именно его работы вдохновили на создание серии произведений под названием «Гейка и его команда».
Когда студией руководил Арсений Альвиг, он придерживался принципов, заложенных Иннокентием Анненским. Он вдохновлял своих учеников, руководствуясь книгой «Техника стиха. Практическое руководство для начинающих поэтов». Сапгир был постоянным посетителем местной библиотеки и часто брал книги, используя абонемент своей матери и братьев, так как своего абонемента ему не хватало. Еще being a teenager, он прочитал пять томов произведений Вильяма Шекспира. После Альвига студией руководил другой талантливый педагог – Евгений Кропивницкий.
Молодого парня Генриха настигли трудности в Москве: ему не было где взять продуктовую карточку, и работу найти было непросто. Однако один знакомый посоветовал ему присоединиться к художественной самодеятельности, чтобы получить карточки. Так Генрих оказался в Доме пионеров, где его любимая литературная студия уже была закрыта из-за смерти Альвига. Он записался в класс изобразительного искусства к Евгению Кропивницкому, который впоследствии стал его главным учителем. В это же время Генрих познакомился с Оскаром Рабиным, будущим знаменитым художником-концептуалистом.
Творчество
Отношения у начинающего писателя с отцом были довольно сложными, и после войны они только ухудшились. Чтобы избежать возвращения домой, юноша все чаще оставался на ночь у Кропивницкого, жившего в районе Лианозово в небольшой комнатушке. Иногда Генрих останавливался у своего нового друга Рабина на Арбате, у которого дом находился напротив Музея литературы. Именно здесь молодой писатель написал свой первый сборник стихов в стиле Лермонтова.
В период своего развития, любимыми писателями Сапгира оказались Борис Пастернак, Хлебников, Уолт Уитмен и, конечно, Александр Пушкин. В возрасте шестнадцати лет молодой человек написал свой первый сонет и продолжение «Фауста», где описал борьбу Света и Мрака. К сожалению, его ранние поэтические творения не дошли до наших дней.
После окончания школы, юноша поступил в полиграфический техникум. В 1948 году его призвали в армию и отправили служить в Свердловск-4 — закрытый военный городок в Свердловской области. Генрих попал в стройбат, размещавшийся среди многочисленных рудников, где работали заключенные. Узники ГУЛАГа стали героями целой отдельной книги, которая, однако, не дошла до наших дней.
Генрих продолжал поддерживать связь с семьей Кропивницких, которая стала для него почти как собственная. Особенно близкими были отношения с сыном художника Львом. С ним писатель обсуждал свое творчество, которое постепенно достигало более высокого уровня. В это время была опубликована поэтическая коллекция «Голоса», написанная в мастерских Эрнста Неизвестного, Сидура, Лемпорта и Сириса, работавших на территории Скульптурного комбината.
Каждое воскресенье Генрих с удовольствием навещал своего друга Оскара Рабина, где собирались различные творческие личности того времени. Именно оттуда стихи автора начали распространяться по всей стране — сначала в Москву и Ленинград, а затем в другие города Советского Союза. Поэт не осознавал, насколько широко распространилось его творчество, но замечал, что молодое поколение в различных уголках страны уже читает его произведения.
Семья Кропивницких проживала в поселке Виноградово под Москвой, в непосредственной близости от железнодорожной станции Долгопрудная. Их дочь Валя вышла замуж за Оскара Рабина и вместе с ним поселилась неподалеку от своих родителей, в районе Лианозово. В их скромном доме сформировалась известная в то время Лианозовская группа – неофициальное объединение творческих людей, поклонников поэзии Маяковского, Крученыхи, Хлебникова. В эту группу входили хозяева дома Рабины, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и другие уважаемые личности. Духовным наставником и старшим товарищем для всех был Кропивницкий.
Лианозовцы – это не самостоятельное название группы. Это было наименование, присвоенное работниками органов безопасности, наблюдавшими за их деятельностью. Так история сохранила это объединение.
В то время Генрих Вениаминович уже был известной фигурой среди литературно-художественной общественности двух столиц. Самым популярным произведением тех лет стали «Голоса» с их непохожей интонацией и новым подходом к поэзии. «Речь бараков» — так можно было охарактеризовать стиль набирающего популярность литератора. О публикации подобного можно было даже не мечтать, поэтому книга была выпущена самиздатом.
В конце 1950-х Генрих стал участником неофициального альманаха Александра Гинзбурга «Синтаксис». После выхода издания в газете «Известия» была опубликована обличительная статья с названием «Бездельники карабкаются на Парнас», в которой высмеивали официально непризнанных литераторов. Позже аналогичная статья «Окололитературный трутень» станет началом травли Иосифа Бродского.
Генрих Вениаминович оказался среди тех авторов, которые не попадали в число желанных. Только перед окончательным распадом Советского Союза его работы для взрослых получили разрешение на публикацию.
В 1959 году Сапгир занимался переводами книг прибалтийских писателей. Также в это время он начал создавать свои первые произведения для детей, которые были опубликованы благодаря помощи Бориса Слуцкого, который имел связи в издательстве «Детский мир».
За 24 года Сапгир выпустил почти 40 книг для детей. Стихотворения «Лимон», «Бутерброд», «Стихи про слова» и «Полосатые стихи» стали культовыми для многих поколений детей и их родителей.
Пьесы Генриха Вениаминовича были поставлены в детских театрах по всей стране. Сюжеты его произведений послужили основой для многочисленных мультипликационных фильмов, таких как «Паровозик из Ромашкова», «Лошарик» и «Мой зеленый крокодил». Было создано множество диафильмов с иллюстрациями произведений автора. Вечерами по всему Советскому Союзу развешивали простыни на стены, включали волшебные коробочки-проекторы, и на таких самодельных экранах появлялись картинки со стихами знаменитого поэта.
Миллионы любили книги Сапгира. Мультики снимались по его сценариям: «Про Фому и про Ерёму», «Как ослик грустью заболел», «Синеглазка». В анимационных фильмах звучали песенки на стихи талантливого автора: «Зеленая карета», «В гостях у гномов», «Приключения желтого чемоданчика», «Дед Мороз и Серый Волк», «Голубой слоненок». Детский литератор Генрих Вениаминович становился все более востребованным.
В 60-е годы писатель написал множество книг, среди которых пользовались огромной популярностью такие произведения, как «Трамвай Трамваич», «Четыре конверта», «Первое знакомство», «Леса-чудеса», «Здравствуй», «Птицы в тетради». Кроме этого, писатель создал несколько стихотворных азбук: «Журавлиная книга», «Лесная азбука», «Забавная азбука», «Сказка о лесной музыке».
В 70-е годы Сапгир стал автором учебного букваря «Румяные щеки» и интересной книги «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика». В дополнение к последнему он выпустил произведение «Как искали Лошарика», которое стало настольной книгой для многих поколений советских читателей.
В 1968 году Генрих Вениаминович вступил в Союз писателей, но вскоре его исключили из него. Только в период перестройки Сапгир снова был принят в Союз писателей, хотя он не проявлял большого интереса к официальным творческим объединениям.
Последние годы и смерть
В 90-х годах писатель работал над сборником «Самиздат века», который сейчас известен как «Неофициальная поэзия». В него вошли воспоминания известного писателя.
В начале октября 1999 года Генрих Вениаминович отправился на презентацию своей книги «Поэзия безмолвия», садясь в троллейбус. К сожалению, во время поездки Сапгира стало плохо, и прибывшие медики подтвердили его смерть от сердечного приступа.
- Рубашки с сонетами
- Рукописи Пушкина, Буфарева и других
- Летающий и спящий
- Катастрофа
- Лето с ангелами
- Неоконченный сонет
- Стихи и эпохи
- Вертушки
- Сказка о звездной карте
- Звездный карусель
- Маленькие зверушки на зарядке
- Четыре письма
- Усмешки
- Лошарик