Генрик Ибсен — норвежский драматург, который внес огромный вклад в мировую литературу. Он стал основателем европейской «новой драмы» и оказал значительное воздействие на развитие театрального искусства.
Самые известные пьесы Ибсена были созданы им в Германии и Италии, где он также получил всемирное признание. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, острым анализом общественных проблем и вечными жизненными истинами. Персонажи его пьес всегда оказываются живыми и реальными, будь то герои, столкнувшиеся с внешними обстоятельствами или внутренними конфликтами.
Детство
20 марта 1828 года в богатой семье Ибсенов появился на свет мальчик, которого назвали Генриком. К сожалению, к 1836 году финансовое положение семьи кардинально изменилось: Ибсены обанкротились и были вынуждены продать имущество, чтобы расплатиться с кредиторами.
Этот перелом в благосостоянии семьи серьезно повлиял на юного Генрика, который и так был достаточно замкнутым. События заставили его ещё глубже замкнуться в себе, однако именно в такие моменты его врождённый талант проявился наиболее ярко. Уже в школьные годы Ибсен начал превращать свои фантазии, иногда мрачные и фантастические, в литературные произведения.
Несмотря на то, что Норвегия на протяжении 400 лет находилась под датским владычеством, образование там было доступно даже для малоимущих. Однако Генрику пришлось отказаться от дальнейшего обучения в пользу заработка. В 1843 году, будучи пятнадцатилетним, он был отправлен родителями в Гримстад, где начал обучение на аптекаря.
Работа в аптеке не стала препятствием для его литературного творчества. Напротив, жажда самовыражения только усилилась. Ибсен стал известен в Гримстаде среди радикально настроенной молодёжи благодаря своим стихам, эпиграммам и карикатурам на жителей города, что произошло к 1847 году.
Волнения 1848 года, охватившие Европу, подтолкнули Ибсена к созданию политической лирики. В этот период он написал свою первую драму "Катилина", которая, однако, не снискала популярности среди зрителей.
Творчество
Генрик Ибсен был рожден в семье богатого торговца, который обанкротился в 1836 году. Начиная с 1844 года, он работал аптекарем и в это время написал свои первые произведения, включая драму «Катилина» (Catilina, 1850), вдохновленную древнеримской историей, отражающую революционные потрясения 1848 года в Европе. Несмотря на то, что эта работа была опубликована под псевдонимом, она не принесла Ибсену ожидаемого успеха. В 1850 году в Кристиании была поставлена его пьеса «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen).
В период между 1852 и 1857 годами Ибсен возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене, а затем с 1857 по 1862 год руководил Норвежским театром в Кристиании. В это время писатель увлекался политическим национализмом и скандинавским фольклором, что отразилось в его «средневековых» драмах:
- «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraa, 1854);
- «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug, 1855-1856), которая принесла Ибсену известность во всей Норвегии;
- «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856);
- «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857).
В 1862 году Ибсен написал «Комедию любви», которая иронично отражает жизнь норвежской буржуазно-бюрократической общества. В его народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) показана победа героя, несущего прогрессивную историческую миссию. Ибсен чувствовал, что он не может полностью раскрыть человеческие отношения с помощью средневековых образов и романтических стереотипов, и это чувство разочарования в национализме после австро-прусско-датской войны заставило его отправиться за границу в поисках новых форм выражения.
Прожив четверть века в странах под названием Италия и Германия, Ибсен принял решение обосноваться в городах Рим, Дрезден и Мюнхен. Его первыми произведениями, которые получили всемирное признание, стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867), демонстрирующие противоположные черты характера автора и его современников. Бранд выступает в роли серьезного и строгого проповедника свободы и религиозности, в то время как Пер Гюнт представляет собой образ искателя личного счастья.
В последующие годы, на фоне усиления социально-политических противоречий, Ибсен с нетерпением ждал крушения устаревшего мира и «революции человеческого духа». В драме «Кесарь и Галилеянин» (1873) он заявляет о предстоящем синтезе духовного и материального начал в человеке.
«Кукольный дом»
(Et Dukkehjem, 1879) обрел особую любовь в России, показывая зрителям идиллическую жизнь в квартире семьи Хельмер. И, хотя пьеса заканчивается уходом Норы, ее следует рассматривать не только как критику общества.
В 1880-ых годах Ибсен продолжил свои исследования наследственности, религии и идеализма в своей пьесе «Привидения» (Gengangere, 1881), а также критически рассмотрел концепцию власти большинства в «Враге народа» (En Folkefiende, 1882). Пьеса «Дикая утка» (Vildanden, 1884), написанная под влиянием импрессионизма и Шекспира, исследует последствия идеализма через судьбу ее персонажей.
В своих поздних работах Ибсен обращается к теме «сильного человека», выражая безжалостное отношение к своим героям. «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892) и «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896) иллюстрируют эту тематику, показывая сложность человеческих стремлений и выборов.
Личная жизнь
Генрик Ибсен прожил жизнь, исполненную глубоких чувств и преданности одной женщине. Его роман с Сюзанной Торесен начался, когда молодой Ибсен, скромный и робкий перед женским вниманием, встретил энергичную и целеустремленную дочь священника. Этот союз стал для него не только источником вдохновения, но и прочным фундаментом для всей его последующей жизни.
В 1858 году Генрик и Сюзанна объединили свои судьбы, несмотря на все препятствия социального и культурного характера, существовавшие в то время. Их супружество было отмечено появлением на свет единственного сына Сигурда в последующем году, что только укрепило их семейные отношения. Сюзанна стала для Ибсена не только любящей женой и матерью его ребенка, но и верной спутницей жизни, поддерживавшей его в творческих поисках и испытаниях.
В 1891 году Ибсен завершил свою 27-летнюю самоизбранную изоляцию и вернулся в Христианию после получения широкой известности на европейском континенте. Он провел последующие 15 лет на родине, за которые создал четыре великих произведения, завершающих его драматургический путь. Норвежский драматург скончался 23 мая 1906 года после продолжительной и тяжелой болезни.
Когда Ибсен приближался к концу своей жизни и его близкие собрались в его комнате, медсестра заметила улучшение его состояния. Однако драматург с ясностью и решимостью ответил: "Нет, наоборот!" – и скончался.