Фридрих Гендель, немецкий и британский композитор, живший в эпоху барокко, является автором всемирно известных опер, ораторий, концертов и сюит, которые впервые получили признание в высших аристократических кругах Европы.
Мало кто задумывается об истории гимна чемпионов лиги УЕФА. Известная на весь мир мелодия представляет собой талантливую аранжировку антемы «Садок-священник», созданную немецким композитором Фридрихом Генделем в честь коронации монарха Георга II. Творческая биография автора обильна: за свою полувековую жизнь он создал более сорока оперных произведений, несколько десятков ораторий и сотни церковных композиций.
Детство и юность
23 февраля 1685 года в городе Халле (Галле) появился на свет будущий композитор. Его родители уже воспитывали шестерых детей, когда родился мальчик. Позже у них родились еще трое детей.
Отношение отца к музыке было скептическим, он мечтал, чтобы сын стал успешным юристом. Но юный музыкант не слушал запретов и уже в четырехлетнем возрасте начал изучать клавесин. Каждую ночь он прятался на чердаке, чтобы играть на инструменте, найденном там.
Через некоторое время отец стал более мягким, пообщавшись с герцогом Саксен-Вейсенфельским Иоганном Адольфом I. Услышав музыку мальчика, влиятельный аристократ признал его уникальным талантом и порекомендовал главе семьи не мешать его будущей музыкальной карьере.
В 1694 году молодой талант начал обучаться под руководством немецкого композитора Фридриха Вильгельма Цахау. Учитель помог ученику совершенствовать свое мастерство на клавесине, обучил игре на органе, скрипке и гобое.
Цахау стал для юноши не только любимым учителем, но и человеком, определившим его будущее. Во многих произведениях композитора можно услышать влияние мастера, который открыл ему секреты музыкального искусства. Одним из таких произведений стала «Алилуйя» из знаменитой оратории «Мессия».
В конце 1690-х годах молодой человек еще проживал в своем родном городе и учился в местных образовательных учреждениях. В 1702 году он поступил в Университет Галле, где преподавали право и богословие. Несмотря на то, что он вырос в религиозной обстановке, его взгляды со временем становились все более свободными. Гендель не получил диплома юриста — оставив учебу в 1703 году, он переехал в Гамбург, где начал строить карьеру профессионального музыканта.
Музыкальное наследие
ХVIII век в Гамбурге был насыщен культурной жизнью, привлекавшей людей со всей Европы. Единственная оперная труппа в Германии находилась именно здесь, и это привлекло любителей музыки со всей Западной Европы. Для юного Фридриха было почти невозможно попасть на представление в этот театр, но ему повезло познакомиться с композитором и дирижером Райнхардом Кайзером. Этот встреча помогла ему стать скрипачом и занять место у клавесина в местном оркестре.
Параллельно с исполнением творений великих мастеров, Гедель экспериментировал с написанием своей музыки. Его дебютные оперы – «Нерон» и «Альмира» были представлены публике в 1705 году и получили положительные отзывы от знатоков. Кайзер и его ученик считали, что немецкий язык несколько не соответствует романтической музыке, поэтому молодой композитор отдал предпочтение итальянскому. Обе оперы впервые прозвучали на сцене национального театра Гамбурга при помощи влиятельного Кайзера, деятельного в музыкальных кругах.
Фридрих был быстро замечен среди аристократии как талантливый музыкант, и его часто привлекали в качестве личного исполнителя. В 1706 году он отправился в Италию по приглашению Медичи, где в гостях у принца Фердинандо во Флоренции ему открылись новые возможности для развития творческой карьеры. Принц был поклонником музыки и активно помогал Генделю в продвижении его произведений на ведущих концертных площадках Европы.
В 1710 году композитор переехал в Англию, где жанр оперы только начинал свое развитие. Искусствоведы того времени были озабочены тем, что в Лондоне не было ни одного серьезного композитора, способного работать в этом перспективном направлении. Именно поэтому Фридрих получил серьезную поддержку от королевы Анны, заинтересованной в развитии искусства родной страны.
Находясь в Великобритании, он создал свои шедевры — «Верный Пастух», «Ринальдо», «Тезей» и другие произведения, которые вошли в классику мировой оперы. Каждый раз, когда Гендель представлял свои оперы, он получал громкие овации, что вдохновило благодарного композитора на новое творение — «Утрехский Te Deum». Эта опера была создана в честь завершения войны за испанский трон и подписания мирного договора.
Изначально оригинальное произведение было задумано для исполнения на официальном мероприятии, посвященном указанным событиям. Однако из-за британского законодательства, автору было запрещено писать гимны для важных государственных событий, поскольку он не был гражданином этой страны. Несмотря на это, он не сдался, и вместо этого представил оду, посвященную дню рождения королевы.
В 1716 году Гендель попробовал свои силы в жанре Страстей, следуя новым направлениям. Он создал произведение «Страсти Брокса», оказавшееся необычным для него. Позже он представил публике цикл сюит под названием «Музыка на воде», включающий в себя мелодии танцевальных жанров, таких как менуэты, ригодоны и бурре.
Многие ученые считают, что «Водную музыку» композитор написал с целью помириться с британским монархом Георгом I. В свое время музыкант не проявил достаточного усердия и преданности, когда служил у короля. Однако позже Георг был настолько восхищен сюитами, что просил их исполнять снова и снова.
Гендель был очень амбициозным человеком, привыкшим к тому, чтобы быть лучшим среди своих коллег. В 1720 году он обрел серьезного конкурента в лице итальянца Джованни Бонончини, который приехал завоевывать британскую столицу. В это время Гендель руководил Королевской академией музыки и прилагал все усилия для развития оперного жанра, стремясь угодить королеве Анне.
Автор понял, что его работы стареют, и чтобы не отставать, решил отправиться в Италию в поисках вдохновения. В результате его музыка стала более классической и серьезной, а самыми яркими работами стали оперы «Партенопа», «Лотарь», «Терпсихора» и «Орландо».
Творец пережил испытания со стороны принца Уэльского и композитора Николы Порпоры, но благодаря своему стойкому характеру сумел реанимировать оперное искусство в Британии. Особенно популярной стала опера «Терпсихора», впервые исполненная на французском языке. Позже она была использована для постановки балета, исполненного француженкой Салле Мари.
Личная жизнь
Знаменитый музыкант Георг Фридрих Гендель был единственным представителем барокко, который был отмечен памятником еще при жизни. Это произошло в 1738 году, когда юный скульптор из Франции Луи Франсуа Рубийяк изобразил композитора с лирой, напоминая о небесном музыканте Орфее. Однако одежда, которую выбрал скульптор для композитора, подчеркивает его обыденность. Раскрывшаяся рубашка, незастегнутые пуговицы на штанах, домашние тапочки и сползающий с головы тюрбан — все это добавляет образу Генделя нотку приземленности.
Вопреки, дата возникновения памятника до сих пор не установлена с уверенностью, однако искусствоведы единодушно считают, что такая свободная интерпретация внешнего облика композитора не могла быть реализована без согласия самого музыканта. В то же время возникло мнение о эгоистичной стороне характера Георга Фридриха, которая лишь подтвердилась установленным памятником.
Многие современники относились к Генделю как к гениальному музыканту, но абсолютно неприятному человеку в личной жизни. На портретах с его изображением явно видны проблемы с лишним весом, а также небрежность в одежде. Многие утверждали, что композитор мог быть достаточно жестким и циничным как с своими слугами, так и с знакомыми. Он стремился к повышенному положению в обществе и постоянно заводил новые знакомства, в то время как его современник Иоганн Себастьян Бах просто писал свою музыку.
Эксперты изучения творчества музыканта утверждают, что причиной всех его неудач, включая личные, является его высокомерие и самолюбование. У великого композитора не было супруги, детей или даже настоящей семьи, несмотря на наличие братьев и сестер. Нет никаких доказательств о его любовных связях или романах.
В 1740-х годов у Фридриха начались проблемы со зрением, и ему пришлось пройти операцию. Существуют данные о том, что Гендель обратился к Джону Тейлору, чья небрежность лишила зрения другого великого композитора — Иоганна Себастьяна Баха. После операции Гендель стал постепенно ослеплять, и к 1753 году он полностью потерял зрение. Несмотря на это, маэстро продолжал создавать оперы и работать в качестве дирижера.
Немецкий композитор скончался 14 апреля 1759 года в возрасте 74 лет. Современный музыковед Хьюстон Дэвид Хантер считает, что причиной смерти могло стать чрезмерное потребление пищи, известное как обжорство. Также существует другая версия: подагра, слепота и паралич музыканта были вызваны излишним употреблением вина, в которое традиционно добавляли свинец для лучшей сохранности.
На территории Лондона, в кладбище Вестминстерского аббатства, состоялась церемония похорон немецкого писателя.