Георгий Милляр, выдающийся актер, который был удостоен звания народного артиста РСФСР, приобрел наибольшую известность благодаря своей великолепной роли Бабы Яги в фильмах режиссера Александра Роу.
В холодный осенний день, 25 октября 1903 года (по старому стилю), в Москве появился на свет будущий любимец всех советских детей — Георгий де Мильё. Отец мальчика, Франц Карлович де Мильё, был французским инженером, который в своё время приехал в Россию как специалист по строительству мостов. Здесь он встретил Елизавету Алексеевну Журавлёву — богатую наследницу семьи сибирских золотопромышленников.
Детство
Георгий появился на свет в состоятельной семье, где его окружали забота и внимание. Однако радость не задержалась надолго, ведь отец покинул этот мир, когда Георгию было всего три года. Вопреки пережитому потрясению, Елизавета Алексеевна с поддержкой влиятельных родственников обеспечила ребёнку превосходное образование, включая знание французского и немецкого языков.
Суждения о будущей профессии парня стали видны еще в раннем возрасте. Так, в 7 лет маленький Георгий, покрасив свое лицо химическим карандашом, решил напугать своих родных, заявив, что он Мефистофель, что всех искренне рассмешило. Беззаботное детство быстро прошло. В 1914 году политическая обстановка в Москве стала окончательно неспокойной.
В Геленджик
Мама и сын решили сменить место жительства и перебраться в город Геленджик, где у них были родственники. При приходе большевиков к власти в 1917 году, семья осталась без средств к существованию. Их подмосковная дача была отобрана, а в Москве из большой квартиры новые власти организовали коммунальную квартиру, в которой им была выделена всего одна комната для жилья. Именно в этот период, чтобы избежать дальнейших проблем, фамилия "де Мильё" была изменена на "Милляр". В будущем Георгий никогда не раскрывал своего настоящего происхождения и не упоминал о своем знании иностранных языков.
После окончания школы в Геленджике, молодой парень нашел работу в театре. Хотя его должность была далека от актерской — он был бутафором. Но однажды случилась неожиданность: он срочно заменил заболевшую актрису. И, несмотря на то, что роль была женской, все остались в восторге от его выступления! Милляр играл в местном театре несколько лет, что помогло ему набрать опыт и стать местной знаменитостью.
В Москву
В 1924 году парень переехал в столицу, где поступил в школу при театре Революции, который сегодня называется театр имени Маяковского. Отношение учителей к молодому таланту из-за его выдающейся внешности и особенной дикции было неоднозначным. Но его страсть к актерскому искусству, в сочетании с профессиональным интересом, сыграла свою роль.
В 1927 году Милляр окончил учебу и был принят в театральную труппу Московского театра Революции. Здесь он работал целых 11 лет, полностью посвятив себя театральной карьере. Спектакли, в которых участвовал Георгий Францевич, пользовались огромной популярностью. Он исполнил множество ролей и влюбился в этот вид искусства. Тем не менее, Милляр всегда мечтал о кинокарьере.
Критики актёрского мастерства отмечали, что его выразительность и умение играть с мимикой могли бы принести успех на большом экране. Такие отзывы только подстёгивали его амбиции и мотивировали стремиться к новым вершинам.
Первый опыт съемок в кино закончился неудачей — Григорий Милляр не смог справиться с нервным напряжением и ему отказали в роли. Однако ему все же удалось сняться в нескольких небольших эпизодах.
Александр Роу вспомнил об актере, когда собирал группу для съемок фильма «По щучьему велению». На этот раз пробы прошли успешно, и его утвердили на роль царя Гороха. Эта роль стала для него первой полноценной ролью в кино. Фильм, вышедший в 1938 году, оказался настолько успешным, что вскоре была запланирована другая киносказка.
Народная Баба-яга
Фильм «Василиса прекрасная» открыл полностью талант Милляра, когда он сыграл роль Бабы-яги. Этот образ стал его «визитной карточкой», созданный Георгием Францевичем. Актер признался, что для создания образа он вдохновлялся живыми персонажами, с которыми ему пришлось встретиться до съемок. По его словам, в прототип яги вошла даже соседка по коммуналке — женщина с неприятным характером.
Актёр не сразу получил роль Яги. Изначально было запланировано, что её исполнит женщина. Но все представленные кандидатуры не устроили режиссера. Поэтому сам Георгий Францевич предложил: «Не в женской роли ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так прыгать». В итоге весь мир увидел потрясающую Бабу-ягу, которую уже никто не сможет повторить. «Василиса прекрасная» была выпущена в 1939 году, в ней Милляр, кроме основной роли, сыграл ещё две эпизодические.
Настоящий Кащей
Георгий Францевич сыграл незабываемую роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме, который вышел на экраны в 1944 году. После перенесённой болезни актёр сильно похудел, что позволило создать правдоподобный образ с минимальным использованием грима. Его исполнение Кащея оказалось по-настоящему устрашающим.
Слухи ходили, что даже лошадь была напугана им и вынуждена была закрыть глаза. В 1967 году Георгий Милляр сыграл роль Кащея в фильме «Огонь, вода и медные трубы» и вновь порадовал зрителей. На этот раз его персонаж был более милым и скорее вызывал смех, чем страх. В последующих работах актера присутствовала ирония и юмор.
Ярким примером этого стал персонаж Квака в фильме «Марья искусница». Сам процесс съёмки был очень забавным, а манера речи Квака была выдумкой самого Георгия Францевича.
Сказочный тандем
Позднее Георгий Францевич снялся у Александра Роу в 16 фильмах, где исполнил около 30 ролей. Их совместная работа в жанре фэнтези привела к тому, что они стали крепкими друзьями. На площадке они могли понимать друг друга по взгляду и создавать образы без долгих репетиций, потому что Роу полностью доверял таланту Францевича. Естественно, такой яркий актёр, как Георгий Францевич, не мог остаться незамеченным другими режиссерами.
Он часто получал предложения для участия в других кинопроектах. Надо отметить, что знаменитый режиссер очень бережно относился к своему главному артисту, но это не мешало нам видеть его в также ярких ролях у других режиссеров. За всю свою творческую карьеру Георгий Францевич исполнил около 100 различных ролей и эпизодов, и в каждой из них он создал запоминающийся образ. Кроме работы в кино, актёр активно озвучивал персонажей в мультфильмах. Его уникальный колоритный голос всегда был в цене.
Личная жизнь
Те, кто был знаком с Георгием Францевичем лично, описывали его как умного, общительного и очень скромного человека. Иногда он любил повеселиться и выпить, но всегда делал это с умом, чтобы не влиять на свою работу. Несмотря на это, знаменитый актёр уделял большое внимание своему физическому состоянию, и часто занимался гимнастикой. Интересно, что все трюки в фильмах он выполнял самостоятельно.
До пожилого возраста Милляр жил с матерью в коммунальной квартире и не женился. Только после смерти матери в 1969 году, он решился на брак. Его женой стала Марья Васильевна, соседка по коммуналке, которая была на 5 лет моложе. Свадьбу они устроили параллельно со съёмками фильма «Варвара краса – длинная коса».
Смерть
В 70-е годы «молодожены» получили свою отдельную квартиру. Существует предположение, что этот брак был фиктивным, чтобы избежать преследования за якобы нетрадиционную ориентацию Георгия Францевича.
Однако, свидетели и сама дочь Марьи Васильевны утверждают, что пара испытывала к друг другу глубокие чувства и всегда стремилась быть рядом. Милляр был человеком верующим, часто его видели со своей женой в церкви. Незадолго до смерти он просил батюшку о исповеди. 4 июня 1993 года Георгия Францевича Милляра уже не было среди живых.
- 1931 — Рядом с нами
- 1942 — Принц и нищий
- 1943 — Мы с Урала
- 1955 — Судьба барабанщика
- 1957 — Поединок
- 1958 — Сампо
- 1959 — Марья-искусница
- 1961 — Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс
- 1963 — Большой фитиль. Гудок
- 1964 — Морозко
- 1966 — Весёлые расплюевские дни
- 1967 — Дубравка
- 1969 — Варвара-краса, длинная коса
- 1972 — Золотые рога
- 1975 — Финист — Ясный Сокол
- 1980 — История одного подзатыльника
- 1981 — Андрей и злой чародей
- 1985 — После дождичка в четверг
- 1991 — Veniks. Половые щётки
- 1991 — Пять похищенных монахов
- 1992 — Ка-ка-ду