Георгий Товстоногов был замечательным педагогом и талантливым театральным режиссером, чье творчество оставило яркий след в истории отечественного театра. Он неразрывно связан с Ленинградским театром имени Ленинского комсомола, где он работал главным режиссером. Народный артист СССР, Товстоногов известен своим неповторимым подходом к режиссуре и воспитанию новых актеров.
Детство
Запись о рождении Георгия Товстоногова имеет место в Тбилиси, когда это было частью Российской империи (ныне Тбилиси, Грузия), в соответствии с официальными документами. Однако, согласно утверждению младшей сестры Нателы Товстоноговой, настоящее место рождения будущего режиссера было в Петрограде, где семья проживала на улице Фурштатской до переезда в Тбилиси в 1919 году. Его отец, Александр Андреевич Толстоногов (1889—1941), русский дворянин по происхождению, инженер по железным дорогам и сотрудник Министерства путей сообщения Российской империи, сменил фамилию по просьбе супруги. Мать Георгия, Тамара Григорьевна Папиташвили (1881—1970) – грузинка, певица, обучавшаяся в Санкт-Петербургской консерватории.
В 1931 году, стремясь удовлетворить требования возраста для поступления на режиссерский факультет ГИТИСа, Товстоногов изменил свою дату рождения в документах, увеличив ее на два года. Это событие привело к тому, что 1913 год стал официально признанным годом его рождения, который затем использовался при присуждении ему высоких наград и отмечании важных дат.
В пятнадцать лет Георгий окончил школу. Еще будучи школьником, он активно участвовал в театральной жизни благодаря дяде, который был актером. После окончания школы он поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец был преподавателем, но вскоре понял, что его настоящим призванием является театр.
Свою театральную карьеру Георгий Товстоногов начал в 1931 году в Тбилисском русском театре юного зрителя под руководством Николая Маршака, основателя детского театра в Грузии, где работал актером и ассистентом режиссера.
В 1933 году он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, где его учителями были Андрей Лобанов и Алексей Попов. Также он продолжал работать в Тбилисском ТЮЗе, регулярно ставя новые спектакли, в том числе дебютировал с постановкой «Предложения» в 1933 году.
В 1937 году после политических репрессий против его отца, обвиненного в шпионаже в пользу Японии, Товстоногова исключили с четвертого курса как «сына врага народа». Но вскоре ему удалось вернуться к учебе, что, как считали многие, стало возможным благодаря словам Сталина: «Сын за отца не отвечает». Завершив обучение в ГИТИСе с 1938 по 1946 год, Товстоногов стал режиссером в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. Его талант и мастерство не остались незамеченными – в 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко оценив способности 24-летнего режиссера, предложил ему возглавить актерский курс. В этой роли Товстоногов продемонстрировал себя как выдающийся педагог. В качестве дипломного проекта он поставил пьесу С. Найдёнова «Дети Ванюшина», демонстрируя свой уникальный режиссерский подход и глубокое понимание театрального искусства.
Таким образом, жизнь Георгия Товстоногова была отлична ранним интересом к театру, смелостью в преодолении социальных и политических препятствий и постоянной преданностью своему делу. Начав свою карьеру в период политической нестабильности и личных трудностей, он смог достичь значительных успехов на театральной сцене и оставить свой след в истории советского и российского театра.
Театральная режиссура
В 1946 году, по своим личным обстоятельствам, Георгий Товстоногов покинул Тбилиси и отправился в Москву, где стал художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948) и режиссером в Центральном детском театре (1946—1949). Также он активно занимался режиссурой спектаклей в различных московских театрах и в Русском театре драмы в Алма-Ате.
В 1949 году началась новая эпоха в жизни Георгия Товстоногова: он переехал в Ленинград, где был приглашен на должность режиссера в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. Вскоре он стал его главным режиссером, заложив основу для своего будущего успеха. За сезон он поставил до четырех спектаклей, работая над несколькими проектами одновременно. Его постановки стали знаковыми событиями в театральном мире всей страны. Особенно популярен и узнаваем спектакль «Оптимистическая трагедия», который был показан в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина в 1955 году. За этот спектакль Товстоногов был удостоен Ленинской премии в 1958 году. Этот спектакль, который был показан делегатам XX съезда КПСС, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие карьеры режиссера.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено возглавить Ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького, который на тот момент находился в тяжелом положении. За период с 1949 по 1956 год театр сменил четырех главных режиссеров, а его посещаемость заметно снизилась, что привело к серьезным финансовым проблемам. Товстоногов сначала сомневался в принятии этого предложения, но после настойчивых просьб партийных органов Ленинграда 13 февраля 1956 года он согласился возглавить этот театр. Придя на пост главного режиссера, Товстоногов провел масштабную реорганизацию, в ходе которой был назначен новый директор театра – Георгий Коркин, активно занимавшийся изменениями. Товстоногов, заявив на первой встрече с актерским коллективом, что он «несъедобен», начал кардинальные изменения, уволив более 30 актеров, что составило примерно треть труппы. Этот решительный шаг стал началом новой эры в истории Большого драматического театра, которую позже назвали «золотым веком». Под руководством Товстоногова БДТ стал одним из ведущих театральных сцен страны, представляющих зрителям спектакли высочайшего качества.
В течение тридцати трех лет своего руководства Товстоногов произвел революцию в Большом драматическом театре, укрепив его статус как «главной театральной площадки страны». Он внедрил инновационные методы постановки спектаклей, сосредоточив внимание на глубоком психологическом и философском анализе в театральном искусстве. Его необычная работа и неотступная преданность театру неизбежно привели к появлению неповторимого стиля, который оказал огромное влияние на развитие советского и российского театрального искусства.
В 1976 году выдающийся театральный критик Павел Марков отметил, что Георгий Товстоногов занимает особое место в театральной жизни России. Его влияние на развитие театра невозможно переоценить, поскольку он оказал значительное и долгосрочное воздействие на его эволюцию. Товстоногов оставил не только великолепные спектакли, но и целое поколение актёров и режиссёров, выросших под его руководством, которые продолжают развивать его идеи и подходы в театральном искусстве.
Таким образом, Георгий Товстоногов, выдающийся режиссёр и педагог, оставил неизгладимый след в истории российского театра. Его работа и подходы продолжают вдохновлять и мотивировать театральных деятелей, подчеркивая его неоспоримую роль в культурном наследии страны.
Деятельность вне театра
Творчество Георгия Товстоногова выходило далеко за пределы Большого драматического театра. Он активно участвовал в развитии театрального искусства, поставив несколько спектаклей в различных странах, включая Финляндию, Германию, Болгарию и Польшу. Таким образом, он расширял влияние российского театра на мировой уровень.
Начиная с 1958 года, Товстоногов начал преподавать в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. К 1960 году он стал профессором, а с 1970 года возглавил кафедру режиссуры. За годы работы в институте он подготовил множество талантливых режиссеров, развивая методы системы Станиславского и внося значительный вклад в ее развитие через исследования и практическое применение метода действенного анализа.
Помимо работы в театре, Товстоногов активно сотрудничал с телевидением и радио. С 1957 по 1989 годы он создал более десяти телеспектаклей, как самостоятельные работы, так и совместные проекты с другими режиссерами. Кроме того, в 1961 году он снял телефильм под названием «Гром на улице Платанов» и записал радиоспектакль «Верность» по произведению Ольги Берггольц.
Одной из значительных книг Товстоногова по теории и практике режиссуры является «О профессии режиссёра», которая оказала влияние на советскую театральную культуру, а также «Круг мыслей». Его пригласили в состав редколлегии журнала «Театр» в 1957 году.
В 1964 году Товстоногов был выбран вице-председателем президиума Всероссийского театрального общества, что подтвердило его ведущее положение в российском театральном сообществе. Его общественная активность также нашла отражение в избрании депутатом Верховного Совета СССР 7—8 созывов.
В 1966 году Товстоногов проявил гражданскую позицию, подписав открытое письмо к Леониду Брежневу от имени деятелей науки, литературы и искусства, выступив против реабилитации Иосифа Сталина. Это свидетельствует о его мужестве и приверженности идеалам справедливости и человеческого достоинства.
Личная жизнь
Вся жизнь Георгия Товстоногова была неразрывно связана с его страстью — театром. Этот человек прошел через всю свою жизнь сильное увлечение искусством, которое стало не только работой, но и смыслом жизни. Личные события в жизни Георгия Александровича наполнены романтическими встречами и прощаниями, каждое из которых оставило след в его душе. В поисках настоящей любви, он стремился найти женщину, способную создать домашний очаг, наполненный тем уютом и гармонией, которые царили в доме его детства.
Прошло много лет, и в 1958 году сердце Георгия Александровича вновь было покорено – на этот раз актрисой Инной Кондратьевой. Этот союз также не продлился надолго, распавшись спустя четыре года. Но и вне браков Товстоногов не оставался в одиночестве: он взял на себя заботу о Вадиме Милкове, сыне актрисы Марии Милковой, родившемся в 1950 году и ставшем для Георгия Александровича как родным.
Наследие Товстоногова продолжили его дети и внуки, которые, унаследовав его страсть к режиссуре, внесли свой вклад в мир искусства. Георгий Товстоногов-младший, внук великого режиссера, следовал за мечтой деда, развивая собственный уникальный творческий путь.
История произошла в две тысячи двенадцатом году, когда гибель молодого Георгия наступила внезапно и трагически. Его смерть стала предметом острых дискуссий и разных догадок, особенно после того, как его тело было найдено на крыльце у подъезда его собственного дома в Подмосковье. Официально подтвержденное самоубийство вызвало волну недоверия у друзей и родственников, которые не хотели принимать идею, что Георгий мог покончить с собой сам.
Причина смерти
23 мая 1989 года, перед премьерой спектакля «Визит старой дамы» в Большом драматическом театре, Георгий Товстоногов провел последнюю репетицию и после прощания с коллективом направился домой. Его путь прервался на Суворовской площади, где, находясь за рулем своего автомобиля Mercedes-Benz, он скончался от сердечного приступа. Таким образом, одна из самых выдающихся звезд российского театра погасла, оставив неизгладимый след в истории и культуре.
Георгий Товстоногов был похоронен в Ленинграде на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств, где находятся могилы многих выдающихся деятелей российской культуры и искусства. Это место последнего упокоения стало символом признания его вклада в развитие театрального искусства, а его имя навсегда остается в анналах российской культурной истории.
Жизнь и труд Георгия Товстоногова — это пример бесконечной творческой страсти, профессионализма и непоколебимой преданности своему искусству. Его знаменитые спектакли, педагогическая работа и глубокое понимание театра сыграли огромную роль в жизни многих поколений театральных деятелей, а его методы и подходы до сих пор изучаются и вдохновляют новых режиссеров и актеров.
- После ушедшие из жизни Георгия Товстоногова, его наследие продолжает вдохновлять и объединять людей, признавая его значимость в развитии театрального искусства не только в России, но и за её пределами. В 1992 году в знак признания его заслуг и влияния на культурное развитие, его имя было дано Большому драматическому театру имени М. Горького, где Товстоногов проработал последние три десятилетия своей жизни. Это стало символом неиссякаемого влияния Товстоногова на мировое театральное сообщество и подтверждением его статуса легенды.
- В сентябре 2015 года на 100-летие со дня рождения режиссера, в фойе театра был установлен его бюст. Это событие стало ещё одним напоминанием о неоценимом вкладе Товстоногова в искусство.
- В авиации также присутствует след: один из самолетов Boeing 737 российской авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь Георгия Товстоногова. Этот выбор символизирует влияние режиссера на культуру и искусство России, а также подчеркивает важность его наследия для будущих поколений.
Память о Товстоногове живет и за пределами театральных стен. Его имя увековечено в сквере у дома, где он проживал, а в 2011 году там же был открыт памятник, выполненный скульптором Иваном Корнеевым. Мемориальная доска украшает фасад дома на Петровской набережной, где режиссер провел многие годы своей жизни.В городе его юности, Тбилиси, также есть улица, названная в его честь, и на доме, где режиссер жил, размещена мемориальная доска. Эти мемориалы свидетельствуют о глубоком уважении и любви к его личности и творчеству.В знак признания заслуг Товстоногова в астрономии, его имя было увековечено в названии астероида — 4880 Товстоногов, открытого в 1975 году. Это уникальное признание подчеркивает масштаб его вклада в культуру и искусство, выходящий далеко за рамки театральной сцены.