Гюстав Флобер — великий французский писатель XIX века, чьи произведения изначально вызывали скандалы и критику из-за своей аморальности. Однако сегодня его талант признается наравне с другими великими мастерами литературы, такими как Ги де Мопассан и Оноре де Бальзак.
Детские и юношеские годы
12 декабря 1821 года в семье хирурга Ахилла Флобера и дочери врача Анны Флерио родился Гюстав Флобер в Руане, исторической столице Нормандии. Ожидая рождения сына, супруги испытывали волнение из-за смерти троих предыдущих детей в младенчестве. Все же семья стала многодетной, и Гюстав вырос средним ребенком под присмотром старшего брата Ахилла и в компании младшей сестры Кэролайн. Как и отец, старший сын полюбил медицину и впоследствии стал хирургом. Дети часто проводили время в больнице Руана, где работал отец, и ждали его в безрадостных коридорах.
Уже в годы учебы в Королевском колледже, Флобера приковало писательство. Ему было всего восемь лет тогда. В 1832 году талантливому юноше удалось поступить в лицей Пьера Корнеля, где он познакомился с Эрнестом Шевалье, который впоследствии стал известным политиком. Через два года друзья основали рукописный журнал «Искусство и прогресс», в котором была опубликована первая работа Флобера.
Загоревшись идеей изучения права, будущий писатель поехал в Париж в 1840 году. Город оказался для него совершенно не таким, каким он предполагал. В глазах Флобера столица Франции показалась отвратительной, и его выбранная профессия не приносила радости. Не прожив в Париже и года, амбициозный студент отправился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Эти события из его жизни писатель отразил в своих «Мемуарах безумца» (1901).
В 1846 году скончался отец Флобера, оставивший сыну наследство в 500 тыс. франков. Эта сумма гарантировала ему беззаботную жизнь, поэтому он бросил учёбу в университете, решив, что юриспруденция — не его призвание. Финансы и обстоятельства позволили Гюставу посвятить свою жизнь литературе.
Творчество
В 1851 году, с поддержкой и одобрением Луи Буйе и Максима Дюкана, молодой наследник принялся за написание романа «Госпожа Бовари» (или «Мадам Бовари»). Творческий процесс был долгим: написание романа заняло четыре с половиной года. Роман публиковался по главам в журнале «Парижское обозрение».
Зимой 1857 года директор журнала «Парижское обозрение» и Гюстав Флобер были обвинены в «неуважении к общественной морали и религии». Поэтому писателю пришлось явиться перед судом за вульгарное изображение персонажей, однако наказание не последовало. После снятия обвинений книга «Госпожа Бовари» обрела успех, так как даже отрывки, опубликованные в журнале, вызвали огромный интерес. Само произведение, опубликованное отдельной книгой, сразу же стало одним из самых популярных во Франции.
Главной героиней произведение является Эмма Бовари, замужняя женщина, которая несчастна в семейной жизни и изменяет своему мужу. Она настолько предана своим любовникам, что раздает им подарки из семейного состояния, а также закладывает драгоценности и недвижимость.
Неудовлетворенность и долги привели к тому, что она умерла от мышьяка, тогда как ее любовники продолжали свою жизнь. Супруг, отчаянно переживающий смерть жены, умер, держа в руке прядь ее волос. История, рассказанная Флобером, оказалась смелой и натуралистичной, поэтому она зацепила не только французское общество, но и режиссеров XX-XXI веков. Первая экранизация романа «Госпожа Бовари» вышла в 1933 году под режиссурой соотечественника писателя. Позднее были сняты другие версии (немецкая, американская, русская, аргентинская, британская и итальянская).
Следующее произведение Флобера было совсем другим: исторический роман «Саламбо» повествовал о событиях Ливийской войны в Карфагене, произошедшей в 240-238 годах до н. э. Автор специально выбрал другой стиль повествования и редкую тематику. Это связано с тем, что Флобер считал себя «последним романтиком», а известность своего романа о развратной женщине он принимал как определение его как натуралиста, что ему не нравилось.
Гюстав Флобер подошел к написанию своего исторического произведения ответственно: он изучил около ста томов литературы о Карфагене, посетил Тунис. В течение пяти лет он работал над романом, который был опубликован в 1862 году. Французское общество восторженно встретило восточные вымыслы, так как реалистические мотивы уже начали надоедать. Также роман был тепло встречен в России, где перевод был опубликован в «Отечественных записках» и стал популярным.
Так как в то время автор был еще неопытен, писатели дали произведению неофициальное название "Первое "Воспитанием чувств"". Работа над романом закончилась в 1845 году, но книга была опубликована только после смерти писателя, в 1910 году. При этом критики утверждают, что эта история никоим образом не связана с произведением, выпущенным под тем же названием в 1869 году.
«Взрослая», переработанная версия «Воспитания чувств» 1869 года описывает историю Фредерика Моро, который, без памяти влюбившись в Марию Арну, женщину, достигшую зрелого возраста и вступившую в брак. Навязчивые мысли о своем объекте влечения не позволяют ему установить отношения с другими женщинами. Молодой человек начинает жить беззаботной жизнью и постепенно скатывается «на дно». Через двадцать семь лет герои неожиданно встречаются и понимают, что все это время они любили друг друга и были счастливы, несмотря на то, что не получали отклика. После счастливых признаний они снова расстаются.
Хотя критики и писатели высказали много негативных отзывов о произведении, коллеги отнеслись к нему более снисходительно, учитывая автобиографичный мотив романа. По мнению Ги де Мопассана, в книге содержится "много лично пережитого и удручающе грустного", а Эмиль Золя считал роман "самой личной книгой" автора. Сомерсет Моэм увидел в образе Фредерика Моро самого Флобера, таким себя видел и сам Гюстав.
С каждым годом здоровье Флобера становилось все хуже: приступы эпилепсии происходили все чаще и длились все дольше. Тем не менее, весной 1874 года писатель представил окончательную версию стихотворения в прозе «Искушение святого Антония». Идея этого произведения возникла в 1845 году, когда писатель увидел одноименную картину Питера Брейгеля – младшего. Антоний, главный герой стихотворения, должен столкнуться с дьявольскими искушениями, прежде чем найти счастье. Частично герой напоминает Фауста, созданного Иоханном Вольфгангом фон Гёте.
В этом году был выпущен сборник «Три повести», включающий в себя три произведения: «Простая душа», «Легенда о святом Юлиане Милостивом» и «Иродиада». Сам автор считал эту трилогию перерывом, который был необходим перед тем, как он начал писать свой последний роман «Бувар и Пекюше». Писатель был настолько тщательным в отношении черновиков, что каждая из повестей заняла у него по полгода работы. Сатирическому роману «Бувар и Пекюше» было суждено остаться незавершенным — писатель не смог завершить работу из-за своего ослабленного здоровья. Однако, в 1881 году недописанная комедийная история все же была опубликована.
Два мужчины с красивыми фамилиями Бувар и Пекюше стали героями этой истории, их встреча произошла случайно, на улице. У них много общего — оба любят переписку, мечтают о жизни за городом и занятиях фермерством. Решив воплотить свою мечту в жизнь, друзья решаются на покупку дома. Сначала они с удовольствием ходят на рыбалку, заготавливают дрова, занимаются деревенскими делами, и, наконец, понимают, что для них нет ничего лучше, чем переписка. Кульминацией этой истории должна была бы стать следующая сцена: Бувар и Пекюше заняты своим любимым делом, записывая на бумаге слова, которые им диктуют.
Любовь
Флобер встретился со словесницей Луизой Коле их роман начался весной 1846 года. Письма, которые он ей писал, изданы в книге «Вербена и мускус» . Они содержат мысли о творчестве, французском языке и отношениях. Последнее «послание» датируется шестым марта 1855 года.
Почти в каждом городе, где жил Флобер, у него были любовницы: в Брюсселе, Париже, Мюнхене. Иногда писатель общался с женщинами и мужчинами лёгкого поведения и ничуть не стеснялся этого. Устроить семейную жизнь ему не хотелось. В одном из писем он рассказывал, что испытывал настоящий ужас при мысли, что впустит кого-то в свою жизнь и станет отцом, обрекая ребёнка на позорное существование».
Гюстав Флобер, все больше страдавший от приступов эпилепсии, был забыт своими друзьями, а его состояние к тому времени совсем ухудшилось. 8 мая 1880 года писатель скончался в деревне Круассет из-за кровоизлияния в мозг, полученного во время последнего приступа.
На похоронах, которые прошли 11 мая на монументальном кладбище Руана, присутствовали многие известные писатели (Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Эдмонд де Гонкура и другие).
Флобер оставил после себя значительное наследие: десятки произведений, около ста фильмов; его имя увековечено в университетах и на улицах. Одним из значимых событий, за которым наблюдали с особым трепетом, стало открытие в 2008 году моста Гюстава Флобера в Руане – самого подъемного моста в Европе.
Творчество писателя не только обогатило литературное наследие Франции, но также оказало влияние на молодых писателей, таких как Франц Кафка и Жан-Поль Сартр.
Интересные сведения
- Из-за своей склонности к уединенному образу жизни из-за частых приступов, Гюстав Флобер был назван его друзьями «Отшельник с Круассе». Это прозвище прочно прилипло к Флоберу в литературной среде.
- Гюстав Флобер поддерживал дружеские отношения с И.С. Тургеневым и восхищался его умом и энциклопедическими знаниями.
- Писатель мог работать по 10-15 часов в день, так был он увлечен своим делом.
- Ожог руки в детстве напоминал Флоберу о себе на протяжении всей жизни, особенно когда он усердно работал. Родители мечтали, чтобы он стал юристом, но он выбрал другой путь, следуя своей душе. Каждый раз, когда боль в руке наводила на него дурные мысли, Флобер вспоминал, что он следовал своему сердцу, а не надеждам и ожиданиям родителей.
- Не обзаведя семьей, писатель не сумел сохранить состояние, унаследованное от отца. В последние годы он практически жил в нищете.
- «Госпожа Бовари. Провинциальные обычаи»
- «Саламбо»
- «Воспитание чувств»
- «Искушение святого Антония»
- «Три рассказа»
- «Бувар и Пекюше»
- «Лексикон прописных истин»