Глеб Бокий – русский борец за свободу, член команды советской организации, работник Народного комиссариата внутренних дел. Бокий приобрел известность как мастер обмана и организатор экспедиции в поисках таинственной Шамбалы.
Детство и юность
Несмотря на то, что работал в органах следствия, революционер был весьма необычной личностью для такой службы. Биографы отмечали, что Бокий проявлял интерес к мистицизму и оккультизму. Естественные склонности Глеба Ивановича только усилились после знакомства с писателем-мистиком Александром Барченко. В дальнейшем появились слухи, что Бокий занимался исследованиями в областях, где наблюдались паранормальные явления. Однако документальных доказательств этому не было найдено.
Иван Бокий родился летом 1879 года в Тифлисе. Его семья происходила из дворян. Отец был статским советником. Но Иван Бокий стал известен не только как чиновник, но и как автор учебника под названием «Основания химии». Его предком был владимирский подкоморий Федор Бокий-Печихвостский, который упоминался в переписке между Андреем Курбским и Иваном Грозным. Матерью Глеба была математик Михаил Остроградский.
Из слов свидетелей того времени видно, что Глеб Иванович считал себя украинцем и часто наряжался в украинский национальный костюм на студенческих торжествах.
Образование Глеба началось в городе Изюме, но затем он последовал за своим братом, известным ученым в области горного дела, и поступил в Горный институт в Петербурге. Но он так и не получил своего высшего образования. Еще в молодости он увлекся идеями революционного движения и присоединился к студенческим революционным группировкам.
Перед революцией
В 1897 году Бокий присоединился к группе, выступавшей за освобождение рабочего класса. Молодой человек стал активистом этой идеи и вскоре нашел себе товарища в лице Владимира Ленина, с которым поддерживал дружеские отношения на протяжении многих лет.
Год спустя после того, как Глеб, его брат и сестра приняли участие в студенческой демонстрации, все трое были арестованы, а Глеба жестоко избили. Отец попросил освободить детей, и им удалось выйти на свободу, но здоровье Ивана Дмитриевича было подорвано. Несколько месяцев спустя Бокий-старший скончался от болезни сердца.
После смерти отца брат Глеба решил отказаться от политики, в то время как сам Глеб еще более укрепил свою уверенность в правильности своих революционных устремлений. Однажды он даже активно поддержал забастовку, выбив экзамен вместе с другими студентами и разлив в аудитории вещество с ужасным запахом. Впоследствии некоторые товарищи по учебе стали прозвать Глеба «скунсом».
В свои молодые годы Бокий успел поработать несколько лет по специальности, занимаясь горным делом и гидротехникой, принимая участие в экспедициях по Сибири и Казахстану. Археология занимала особое место среди увлечений этого революционера.
Однажды Бокий скопил средства на экспедицию, чтобы отправиться на поиски древнего трона Чингисхана. Сам Глеб утверждал, что во время своих путешествий по степям Кыргызстана чуть не погиб. Революционера и членов его команды ошибочно приняли за царских чиновников. Благодаря сообразительности Глеба, им удалось спастись. Парень согнал отару овец, а затем выстрелил и ринулся вперед. Овцы разбежались, подняв облако пыли, и бунтовщики испугались, решив, что за ними прибыл карательный отряд. Бокий и его друзья были спасены.
С 1897 по 1917 год Глеб возглавлял подпольную большевистскую организацию в Петербурге, а затем стал секретарем при Петроградском комитете партии. В это время он регулярно передавал распоряжения в редакцию издания «Правда». Также в этот период он встретил Маргариту Ямщикову, известную под псевдонимом Ал. Алтаев, которая занималась подготовкой писем для газеты «Солдатская правда».
В 1901 году, летом, Бокий был задержан во время летней практики. Через несколько недель его отпустили. Следующее задержание произошло годом позже, когда революционера обвинили в организации уличной демонстрации. В результате Бокий был осужден на три года и отправлен в ссылку на Восточную Сибирь.
Отказавшись отправиться в ссылку, революционер был снова арестован. В этом же году его опять арестовали, на этот раз в Иркутске, за раздачу пропагандистских листовок. Вскоре его освободили по амнистии.
Через несколько лет Бокий был принят в комитет РСДРП в Петербурге. В студенческие годы он занимался разоблачением шпионов, что принесло ему большую популярность среди молодежи.
Бокий участвовал в Революции 1905-1907 годов, принимал участие в сражениях на Васильевском острове. Вскоре он был снова арестован, но вскоре освободился. В результате его последнего ареста он был осужден на два года тюремного заключения.
Революционер провел полтора года в Петропавловской крепости, и был освобожден досрочно в 1907 году.
В 1912 году Бокий участвовал в работе над изданием газеты «Правда». Через два года он скрывался от полиции, опасаясь ареста в связи с делом типографии Петербургского комитета. Типография была хорошо спрятана в Горном институте. Весной следующего года ему дважды чудом удалось избежать ареста. Чтобы сохранить конспирацию подпольной организации, революционер придумал шифры.
Глеб изобретал шифры, напоминающие математические формулы. У него всегда были при себе тетрадки с этими шифрами, и только он знал ключ к их расшифровке.
Весной 1916 года Бокий был арестован. Его тетрадки попали в руки полицейских специалистов, но им не удалось разгадать шифры. Эти записи до сих пор не сохранились. Позднее опыт Бокия в создании шифров был использован при создании специального отдела ВЧК.
До революции Бокий был арестован 12 раз. После избиений в тюрьме он заболел туберкулезом, который вылечил ему доктор Иван Манухин. По некоторым отчетам, революционер лечился от туберкулеза, употребляя собачье мясо.
Глеб Бокий, будучи опытным революционером, занимал сильные позиции в партийном комитете. В начале он возглавил Петроградскую ЧК. В 1921 году ему было поручено создать специальный отдел ВЧК, в котором он руководил до его роспуска.
Этот отдел был особым в структуре и не подчинялся никому, кроме высшего руководства партии. Он занимался расшифровкой иностранных сообщений, разработкой собственных шифров. Эти материалы использовались для переписки членов партии. Организация в течение многих лет отвечала за государственные тайны и проводила слежку за партийными деятелями.
Постепенно в отделе возникло множество легенд и мифов. По самой захватывающей версии, в отделе действовал подотдел, где работали гипнотизеры и ясновидящие. Однако до сих пор неизвестно, насколько эти слухи достоверны. Информация о данном подотделе до сих пор считается секретной, но появление таких слухов имело свои основания.
Глеб Бокий всегда проявлял особый интерес к мистическому. Стоит отметить его близкую дружбу с мистиком Александром Барченко, который увлекался эзотерикой еще в дореволюционное время. Известно, что он открыл салон гадалок в провинции и написал несколько мистических рассказов.
Благодаря знакомству с ученым Барченко, я получил возможность присоединиться к университетской экспедиции на Кольский полуостров. Основной целью этой экспедиции было изучение феномена мерячения, который довольно часто встречается среди лопарей. Это состояние характеризуется тем, что человек впадает в транс, ведет себя необычно и говорит на неизвестных языках. Интересно, что это состояние передается от одного человека к другому.
Результаты экспедиции были весьма удовлетворительные, и поэтому меня пригласили работать научным консультантом. Моя карьера развивалась стремительными темпами: я выступал с лекциями о телекинезе и телепатии, а также основал собственную организацию в области эзотерики.
Александр был очарован идеей существования Шамбалы, он даже разработал свою собственную теорию на этот счет. Согласно эзотерическим учениям, Шамбала была развитой древней цивилизацией, населенной коммунистическим обществом. По мнению Барченко, загадочная коммунистическая Шамбала находилась где-то в Гималаях.
Разумеется, сообщения о существовании коммунистической Шамбалы привлекли внимание чекистов. Представители организации обратились к Барченко с предложением написать письмо Дзержинскому. Не прошло много времени, как Александр встретился с Яковом Аграновым, занимавшим руководящую должность в секретно-политическом отделе. Агранов сыграл немаловажную роль в этой истории, познакомив Барченко с Бокием.
Глеб Бокий серьезно принял вымысел Барченко и даже стал главным покровителем мистификатора. Шамбала обсуждалась на собраниях тайной организации. Вскоре возник вопрос о необходимости организации экспедиции.
Трудно понять, почему Бокий взял такой шаг. Ходили слухи, что его увлечение мистикой стало причиной. Существует и другая версия, согласно которой Бокий просто хотел контролировать все мистические кружки в стране. Удивительно, но у этой истории есть также и третья версия. Согласно ей, экспедиция Барченко должна была стать ответом на экспедицию Рериха. Мистификатор должен был установить контакт с восточными оккультными орденами и подорвать влияние британцев на этих территориях.
Бокий выступал перед наркомом партии Георгием Чичериным с речью о необходимости проведения экспедиции. Известие о планах Глеба вызвало настороженную реакцию у наркома. Он не был против идеи экспедиции, но не хотел тратить огромные средства на этот проект. Однако планы Барченко не были реализованы из-за конфликта между революционером и главой внешней разведки Меером Трилиссером.
Хотя план по отправке в Шамбалу не удался, это лишь укрепило связь между Барченко и Бокием. Александр посещал заседания секретной организации революционеров. Там проводились сеансы спиритизма. Барченко стал неофициальным консультантом руководителя спецотдела: он помогал своему другу с выбором персонала и обещал использовать телепатию в работе отдела. На деле же Барченко просто выкачивал у революционера большие суммы денег. Вскоре Александр открыл свою собственную лабораторию.
Что интересно, по указанию руководителя спецотдела Барченко проверял экстрасенсов и ясновидящих. По слухам, он даже организовал так называемую «черную комнату» для проведения проверок. Кроме того, мистификатор пытался установить контакт с представителями сект.
30-е годы
Вместо активной атмосферы послереволюционных 20-х годов в стране наступили серые 30-е. Репрессивная волна охватила всю страну, политики, ученые и литераторы были отправлены в ссылку или расстреляны. Каждый житель Советской страны боялся быть объявленным иностранным агентом.
То, что еще несколько лет назад было реальностью, уже не вписывалось в общую картину военного государства. Деятельность Бокии, Барченко и их соратников постепенно прекратилась. Даже сам Глеб, когда-то страстный революционер, потерял интерес к политической жизни страны. Бокий разочаровался в коммунизме, который не смог изменить общество. Тогда Глеб Иванович стал еще более увлечен оккультизмом. Он решил использовать буддизм и мистику для воспитания нового поколения. Об этом Бокий рассказал на допросе в 1937 году.
Бокий искренне разделял взгляды Барченко на то, что отыскание Шамбалы приведет к установлению идеальной коммунистической системы.
Куратор Соловецкого лагеря
Интересно, что Бокий был одним из основателей печально известной системы ГУЛАГ, которая привела к гибели многих выдающихся деятелей культуры и науки. Бокий также был куратором Соловецкого лагеря и разрабатывал идею работы этой организации.
Изначально планировалось, что в лагерь будут отправлять представителей российской интеллигенции, не связанных с политикой. Однако затем было решено направлять заключенных на физические работы, и поэтому в лагерь начали поступать обычные уголовники.
Лагерист Дмитрий Лихачев вспоминал о Бокии как о «людоеде». Согласно писателю Борису Ширяеву, бывший революционер был человеком, который лично утверждал каждый смертный приговор.
Однако существует мнение, что Бокий лично спас немало заключенных от смертной казни или длительной каторги.
Личная жизнь
Глеб Бокий был в браке несколько раз в своей личной жизни. Его первой женой была Софья Доллер, дочь известных революционеров. Они поженились в 1905 году, а развелись в 1919 году. Позже Софья вышла замуж за однокурсника Глеба, советского партийного деятеля Ивана Москвина. У Глеба Ивановича от первого брака были две дочери — Оксана и Елена. Оксана жила с матерью и ее новым мужем, а воспитанием Елены занимался сам Глеб Иванович.
Елена всегда была любимицей своего отца, который научил ее печатать на машинке. Девушка работала секретарем своего отца и присутствовала при рассмотрении многих дел. Возможно, эти обстоятельства повлияли на ее замкнутый и недоверчивый характер.
Второй женой революционера стала Елена Добрякова, которая также работала в НКВД. В 1936 году у них родилась дочь по имени Алла.
Длительное время Бокия занимался воспитанием своего племянника Георгия, который, потеряв отца, переехал жить к своему дяде. В будущем Георгий Бокий стал известным ученым.
Смерть
Несмотря на то, что Глеб Бокий был одним из создателей репрессивных чисток, он стал одним из первых жертв этих же чисток. Революционер был арестован через месяц после того, как его коллега Генриха Ягоды, экс-руководителя ведомства, был отправлен под стражу.
На допросе сотрудник НКВД был очень откровенен. Он сразу же признался, что ранее состоял в «масонской» организации. Эта информация привела к последующему аресту всех активных участников этого круга.
Участники «Единого трудового братства» были обвинены в создании контрреволюционной организации, отвергающей учения Ленина, Сталина и Маркса. Арестованные были также обвинены в шпионаже и сотрудничестве с британской разведкой.
Похожие обвинения были выдвинуты и в адрес Глеба Ивановича. В ноябре 1937 года он был расстрелян. Остальные участники этого круга, в том числе Александр Барченко, также были казнены.
Глеб Бокий является одной из самых контроверсиальных фигур в истории революции и советской России. Чекист стал последним высокопоставленным лицом в советских спецслужбах, связанным с мистикой. Деятельность революционера и его соратников породила множество слухов о мистической направленности работы спецслужб.
Персонаж революционера послужил основой для создания романа «Мастер и Маргарита» и других литературных произведений. Считается, что Глеб Иванович послужил прототипом Воланда, а бал сатаны – отражением пьяных оргий, устраивавшихся революционером. Бокий действительно организовал в Кучино так называемую «дачную коммуну», где происходили массовые драки, пьянки и оргии. В этих оргиях принимали участие все приглашенные женщины – от обычных проституток до супруг участников организации.