У Глеба Панфилова есть какая-то внутренняя свобода, которая так явно проскальзывает во всех его фильмах. Ни один из его произведений не остался незамеченным или неудачным, почти каждый может считаться шедевром. В его работах присутствует лиричность и тонкая психология, а также они что-то правдивое, иногда даже слишком беспощадное. Первые работы мастера заставили критиков обратить особое внимание на его творчество. И вскоре даже самые строгие согласились, что он работает не хуже Ларисы Шепитько, Андрея Кончаловского, Элема Климова.
Настоящая слава пришла к режиссеру Глебу Панфилову после выхода его первого игрового фильма «В огне брода нет».
Детство и юность
Магнитогорск — родной город Глеба Панфилова, где он появился на свет 21 мая 1934 года. Его отец, Анатолий Панфилов, был журналистом, а мать, Вера Панфилова, — экономисткой. У Глеба также был еще один брат. Во время войны отец был редактором фронтовой газеты, а после войны преподавал историю КПСС в Щукинском училище. Глеб запомнил его как убежденного коммуниста с сильным характером и непоколебимой волей.
После окончания школы, Глеб поступил в Уральский политехнический институт, предпочтя химический факультет. Он получил диплом об окончании вуза в 1957 году. Его карьера началась на Свердловском заводе медицинских препаратов, где он стал мастером. Спустя несколько лет он перешел в НИИ, где работал научным сотрудником.
В 1959 году Панфилов стал руководителем отдела пропаганды в Свердловском горкоме комсомола. В 1961 году его приняли в партию, и он оставался членом КПСС до 90-х годов. Он инициировал создание любительской киностудии в Свердловске, где он начал свою карьеру режиссера. Его первые работы были короткометражными документальными фильмами, из которых шесть штук, последняя из них, выпущенная в 1963 году, называлась "Дело Курта Клаузевица" и была художественной.
Фильмы
Талантливый Панфилов начал свою кинематографическую карьеру в 1960 году. Его интерес к фотографии и кино привел его в Высшую Государственную Институт Кинематографии, где он поступил на операторский факультет. Он учился заочно и спустя три года получил диплом оператора. Но этого ему оказалось мало, и он продолжил образование, поступив на режиссерский факультет.
В 1966 году Панфилов получил диплом режиссера и сразу же начал работать в студии «Ленфильм». В 1967 году он представил зрителям свой первый полнометражный фильм «В огне брода нет», рассказывающий о событиях времен гражданской войны. Сценарий к фильму был написан по рассказу Евгения Габриловича, а Глеб Панфилов стал его соавтором.
В 1970 году вышел новый фильм режиссера Панфилова под названием "Начало", в котором снова сыграла Инна Чурикова. Сценарий был написан вместе с Габриловичем, а главная героиня — провинциальная ткачиха Паша Строганова, мечтающая стать актрисой. Ее мечта постепенно осуществляется, когда ее приглашают на съемочную площадку фильма о Жанне д’Арк. Фильм представляет собой своеобразную историю внутри истории, показывая судьбу Паши Строгановой и рассказ о великой француженке поочередно.
Помимо Чуриковой, Панфилов привлек к участию в фильме Валентину Теличкину, Леонида Куравлева, Михаила Кононова. Лента была снята в монохромном формате, однако это не помешало ей стать лауреатом нескольких кинофестивалей. Награды включают в себя «Серебряный лев св.Марка» в Венеции, диплом Нью-Йоркского фестиваля и премию имени Ленинского комсомола на родине. По версии журнала «Советский экран» Чурикова была причислена к званию актрисы года.
В 1976 году копилка фильмов режиссера Панфилова пополнилась драмой с названием «Прошу слова». Сценарий к этой ленте был написан самим режиссером, который снова пригласил Чурикову на главную роль. Героиня сумела пройти путь от обычной работницы на фабрике до председателя горисполкома. Она была ардентным коммунистом, полагающим в светлое будущее, и не сломалась под ударами судьбы – она потеряла сына, но даже после его похорон сразу же вернулась на работу.
Подтекст этого фильма звучит как обвинение матери в гибели ее пятнадцатилетнего сына, который умер от полученного ранения, а его мать была чемпионкой по стрельбе. В картинах профессионально использованы аллегория и метафора. По мнению критиков, Панфилов сумел найти новый язык в создании художественного кино. Фильм был отмечен призом на фестивале в Карловых Варах и создатели получили диплом в Барселоне.
В 1979 году Глеб Панфилов завершил работу над художественной драмой «Тема». История фильма рассказывает о несчастье драматурга, который так и не смог реализовать свой талант из-за угодничества властям. Исходно роль главного героя пытались предложить Алексею Баталову или Иннокентию Смоктуновскому, но Панфилов решил дать ее Михаилу Ульянову.
В картине также снялись Наталья Селезнева и Сергей Никоненко. Из-за цензуры фильм так и не попал на экраны до 1986 года, после чего был представлен на Берлинском кинофестивале, где получил главный приз. За это достижение создатели получили награду Международной федерации кинопрессы.
Через год вышла еще одна важная работа режиссера – драма «Васса». В фильме Инна Чурикова сыграла роль Вассы Железновой. Лента основана на произведении Максима Горького, однако режиссер сделал ее более современной, добавив новые сюжетные линии. По мнению критиков, такие изменения только улучшили картину, и оригинальное произведение сохранено.
В 1990 году Глеб Панфилов экранизировал роман Максима Горького «Мать». Название фильма совпадает с оригинальным названием произведения. На съемочной площадке были задействованы молодые актеры – Виктор Раков, Дмитрий Певцов. Также в проекте приняла участие Инна Чурикова, сыгравшая роль Пелагеи Ниловны. Лента была удостоена приза жюри Каннского фестиваля.
После этого Панфилов начинал создание сценария о жизни Романовых. Его жена и сын Иван также принимали участие в создании этого фильма. Фильм под названием «Романовы. Венценосная семья» был выпущен в 2000 году и победил на фестивале «Виват, кино России!», а также был номинирован на «Оскар» в 2001 году.
В 2006 году зрители увидели новую работу режиссера – сериал под названием «В круге первом», основанный на романе Александра Солженицына. Панфилов работал над этим проектом в течение десятков лет. Роль главного героя была отдана Евгению Миронову, а образ Сталина сыграл Игорь Кваша.
Этот фильм был награжден несколькими престижными премиями, включая звания «Золотой орел», «Ника», и «Золотой витязь». В 2008 году этот роман был снова экранизирован, и выпущен фильм под названием «Хранить вечно».
Глеб Панфилов начал свою театральную карьеру на сцене театра «Ленком». В середине 80-х годов он сделал свой дебют как режиссер спектакля «Гамлет». В 2010 году зрители смогли видеть его новую режиссерскую работу под названием «Аквитанская львица», а через два года был выпущен еще один спектакль – «Ложь во спасение».
Глеб Панфилов вступил в брак дважды. От своей первой супруги у него есть сын по имени Анатолий, родившийся в 1957 году. Также как и отец, Анатолий проявил себя в творческой сфере, став актером и художником-постановщиком.
В 1967 году Панфилов заключил брак с Инной Чуриковой, встретив ее на съемках фильма «В огне брода нет». В 1978 году у них родился сын Иван, который впоследствии стал юристом-международником и окончил МГИМО.
Глеб Панфилов сегодня
В начале 2017 года Панфилов приступил к подготовительным работам по экранизации произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Эту информацию раскрыла вдова писателя. Режиссер лично отбирал актеров и планирует представить свою работу к 2019 году.
- 1958 — «Народная милиция»
- 1958 — «Нейлоновая курточка»
- 1959 — «Вставай в наш строй»
- 1962 — «Нина Меновщикова»
- 1962 — «Убит не на войне»
- 1963 — «Дело Курта Клаузевица»
- 1967 — «В огне брода нет»
- 1970 — «Начало»
- 1975 — «Прошу слова»
- 1979 — «Тема»
- 1981 — «Валентина»
- 1983 — «Васса»
- 1990 — «Мать»
- 2000 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2005 — «В круге первом»
- 2007 — «Хранить вечно»
- 2008 — «Без вины виноватые»
- 2019–2020 — «Один день Ивана Денисовича»
Сценарист
- 1959 — «Вставай в наш строй»
- 1962 — «Нина Меновщикова»
- 1968 — «В огне брода нет»
- 1970 — «Начало»
- 1975 — «Прошу слова»
- 1977 — «Степанова памятка»
- 1978 — «Человек, которому везло»
- 1979 — «Тема»
- 1980 — «Встреча»
- 1983 — «Васса»
- 1990 — «Мать»
- 2001 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2008 — «Без вины виноватые»