Гленн Гульд (1932-1982) – известный канадский пианист и композитор, знаменитый своими уникальными интерпретациями музыки Баха. Он был одним из первых музыкантов из-за границы, посетивших Советский Союз в период «оттепели». Впечатления от поездки оставили у него только положительные эмоции, и он уезжал из России с надеждой и любовью, мечтая о возвращении.
Биография
Жизненный путь Гленна Гульда — это история жизни человека, посвятившего себя искусству музыки. Он родился в самом большом городе Канады — Торонто, но всегда мечтал уйти от шума и суеты, отправившись на север. Бескрайние канадские леса и заснеженные вершины гор привлекали его своим спокойствием и величием. Его решение о жизни было принято с самого детства. Родители — музыканты с богатыми музыкальными корнями. Мама была внучкой самого Эдварда Грига. Семья всегда способствовала тому, чтобы маленький Гленн занимался музыкой. Его первое публичное выступление как пианиста состоялось в 1938 году, когда ему было всего 5 лет.
Интересный факт. В течение первого года он несколько раз выступал на церковных праздниках, участвовал в конкурсе на канадской национальной выставке и был приглашен на радио.
Его домашние занятия приносили ему огромную пользу, однако в 10 лет Гленн был отправлен учиться игре на органе к Фредерику Сильвестру в класс Торонтской консерватории, а год спустя он начал изучать основы игры на фортепиано у канадского пианиста и музыкального педагога Альберто Герреро. Именно эти два учителя окончательно определили будущее развитие музыкального таланта Гульда.
Его собака часто помогала мальчику заниматься музыкой
Этот уникальный музыкант остался в памяти мировой культуры благодаря своему неповторимому исполнению произведений Баха и бесподобному представлению сонат Бетховена. Его экстравагантный стиль игры заставлял многих называть его эксцентриком. Во время выступлений он мог махать свободной рукой, словно дирижируя невидимым оркестром. В процессе записи он никогда не отказывал себе в удовольствии тихонько напевать мелодию, украшая ее разнообразными мелизмами, что раздражало звукорежиссера и забавляло студийных слушателей.
Кто такой Гленн Гульд, на самом деле? Прежде всего, он был великим пианистом. Его игра была уникальной и не подвержена стереотипам. Он имел антиромантические взгляды, ценил Моцарта и почитал Баха и Бетховена. Он не следовал общественным нормам, шокировал публику, жил так, как считал нужным. Такая свобода помогала ему сохранить свою индивидуальность в любой ситуации.
Иногда он мог задуматься, а после воплотить что-то необычное
Гленн Гульд начал свою карьеру в 1945 году. Его стиль игры сразу стал узнаваемым во всем мире музыки. Он переживал и передавал материал, написанный великими композиторами, по-своему. Его врожденная скрытность и эпатажное поведение привели к тому, что о нем ходило немало слухов и сплетен.
Среди его самых известных причуд было то, что он всегда возил с собой свой низкий стул, сделанный для него, когда он был ребенком. Гульд катастрофически боялся простуды, поэтому всегда ходил в пальто и всегда надевал перчатки, даже летом. В то же время, он мог выходить на сцену босиком, как это неоднократно делал на крупнейших мировых концертных площадках, например, в Карнеги Холле.
После выступления обсуждение того, как исполнились произведения, обычно не имело смысла. На концертах Гленн играл так, как чувствовал музыку в тот момент
Было непросто исполнять с ним, особенно с оркестрами. Как гений, он имел право вести музыкантов за собой, импровизировать, отступать от написанного текста. Он мог внезапно придумать своё произведение, представить его и исполнить во время концерта. Такие выступления больше напоминали соревнование, в ходе которого солист и дирижер боролись за первенство на сцене.
Интересный факт. В дуэте с Иегуди Менухиным – величайшим скрипачом современности – Гленн добровольно взял на себя вторую роль, предоставив партнеру главенствовать во время исполнения сонат Баха.
В 1957 году музыкант Гульд принял приглашение советского правительства на проведение нескольких концертов в различных городах страны. Его имя не было известно советским любителям классической музыки, поэтому на первый концерт в Москве пришло очень мало людей. Однако после антракта в зрительном зале не осталось свободных мест. Зрители позвонили своим друзьям и родным, чтобы поделиться впечатлениями о выступлении, которое они только что увидели. Концерт завершился продолжительными овациями. Выступления канадского пианиста в других городах Советского Союза также прошли с огромным успехом. После каждого концерта музыкант испытывал сильные эмоции, сидя на сцене на своем низком стуле.
Пианист за инструментом
В 1964 году Гленн Гульд, к удивлению своих поклонников, завершил свою карьеру концертного музыканта. Ему было всего 32 года, но он уже чувствовал усталость от постоянной борьбы с дирижерами и другими исполнителями, от шумной публики и навязчивых журналистов. Он выбрал уединение и до самого конца своей жизни занимался только студийной записью музыки.
В 1982 году, всего через два дня после празднования музыканта его «золотого» юбилея, произошел внезапный инсульт. В результате кровоизлияния он парализовал левую сторону своего тела. Он был не в состоянии играть музыку, но жить без нее было невозможно. Его состояние ухудшалось, и врачи госпиталя в Торонто не смогли помочь ему, поскольку мозг Гульда разрушался. Последствия инсульта оказались фатальными. Отец Гленна Рассела, Херберт Гульд, принял решение отключить сына от аппарата жизнеобеспечения. 15 октября состоялись гражданская панихида и похороны великого музыканта.
Частная жизнь
Говорят, что личная жизнь Гленна Гульда была далека от романтики. Женщины редко привлекали его внимание, и если у него появлялась возлюбленная, то это было ненадолго. В то же время музыкант был очень разговорчивым и любил беседовать о музыке, жизни и философии, но всегда избегал разговоров о любви. Единственный человек, которому он рассказывал о своих сердечных тайнах, была его мать. Но она не оставила записей о любовных переживаниях сына в своих дневниках.
Помощник и секретарь пианиста Рей Робертс однажды упомянул, что Гульд был женат. Он встречался с Фелисией Бернштайн примерно год. Она была разведена и имела детей. Сначала она жила недалеко от дома Гленна, а затем они вместе принимали гостей, и музыкант даже помогал ее детям с уроками.
Гленн Гульд – уникальный человек
Еще одной страстью пианиста была Корнелия Фосс – скульпторка и художница. Она оставила своего мужа – известного дирижера – ради Гленна и переехала в его поместье. Корнелия, как преданная женщина, не обращала внимания на странности Гульда. Ей не казалось необычным его боязнь простуды. По ее словам, он был скрытным человеком.
Свидетели его скрытой жизни утверждают, что у него были связи с вокалистками и хористками, задействованными в концертных программах. Но сам Гленн никогда не назвал имя своей настоящей возлюбленной. В его архиве было найдено недописанное письмо к неизвестной красивой девушке. Не было указано имя адресата. Черновик так и остался недописанным и не отправленным. Возможно, это была всего лишь мечта Гленна Гульда о небесной любви.
Гленн Гульд оставил значительное наследие в форме звукозаписей произведений великих композиторов. Его уникальный стиль исполнения привлекает настоящий интерес у музыкантов различных поколений. Где-то глубоко, между нотами и музыкальными фразами, скрыта основная загадка великого музыканта, которую еще придется разгадать кому-то другому.
Сразу после выступления в Москве был записан альбом, который на сегодняшний день является уникальным коллекционным экземпляром
Интересные факты
- Гленн Гульд был настолько поглощён музыкой, что часто не замечал окружающего. Из-за этого многие подозревали, что у него аутизм.
- Этот пианист сделал более 1700 уникальных записей классических произведений.