Гленн Миллер – известный американский музыкант, который занимался композицией, аранжировкой и игрой на тромбоне, а также основал и руководил своим собственным джазовым оркестром. Наиболее известными произведениями Миллера являются песни «Лунное серенада», «В настроении» и «Чаттануга Чу-Чу».
Детство и юность
Весной 1904 года в Айове, Америка, увидел свет Олтон Гленн. Предки будущего музыканта были первопроходцами в Америке в середине 19 века. Несколько поколений семьи Миллер занимались сельским хозяйством, в частности, выращиванием кукурузы.
Семья занималась сельским хозяйством до 1915 года, после чего переехала сначала в Миссури, а затем в штат Колорадо. В конечном итоге они осели в небольшом городке под названием Форт Морган. Здесь Гленн пошел в школу, где он полюбил спорт. Молодой парень играл в юношеской футбольной команде, которая неоднократно побеждала на региональных соревнованиях.
В подростковом возрасте Гленн Миллер проявил интерес к танцевальной музыке, освоил игру на корнете и мандолине. Он даже научился играть на старом тромбоне, который ему подарил местный мясник. С удовольствием принимал участие в домашних концертах вместе с матерью, которая часто пела под аккомпанемент старого органа. Вскоре Гленн присоединился к школьному оркестру. К 1921 году он окончательно понял, что хочет связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с музыкой.
После окончания школы Гленн поступил в университет Колорадо. На лекции парень почти не ходил, так как все свободное время проводил на концертах и прослушиваниях. Однажды ему посчастливилось выступить вместе с известной группой инструменталиста по имени Бойд Сентер. Этот опыт вдохновил молодого артиста на творчество, но утратив интерес к учебе, Гленн решил полностью посвятить себя музыке. Миллер влюбился в нее и не собирался от этого отказываться, ведь она приносила ему только радость и удовлетворение.
Вскоре Гленн Миллер обрел широкую известность. Молодой музыкант отправлялся в туры со различными музыкальными группами, а затем ему предложили стать вокалистом в оркестре Бена Поллака, известного дирижера и ударника, в Лос-Анджелесе. В течение двух лет Гленн совершенствовал свое мастерство, продолжая создавать собственные музыкальные произведения. Он также занимался аранжировкой музыки.
Музыкальная карьера
Запуск карьеры Гленна Миллера пришелся на конец 1920-х, когда он выпустил свою первую пластинку. Кроме этого, совместно с Бенни Гудвином он создал композицию под названием «Room 1411». Гленн начал играть в оркестре Реда Николса и принимал участие в шоу на Бродвее, таких как «Girl Crazy» и «Strike Up The Band».
В 30-е годы Миллер стал все более популярным. В то время он выпустил свои первые профессиональные записи, которые были специально написаны для певца Реда Маккензи. Среди этих композиций были такие песни, как «Если бы я мог быть с тобой хотя бы один час сегодня вечером», «Привет, Лола». Со временем Миллер стал одним из самых востребованных исполнителей в жанре джаза, его музыка пользовалась огромной популярностью среди американских поклонников музыки того времени.
Далее Гленн сотрудничал с Джимми и Томми Дорси. Их концерты в Брунсвике были очень популярными. В это время Миллер написал такие песни, как «Harlem Chapel Chimes», «Annie’s Cousin Fanny», «Dese Dem Dose». Эти композиции стали постоянной частью репертуара знаменитых братьев.
Миллер также помог организовать своему британскому коллеге Рэю Ноублу собственную группу. Их сотрудничество привело к дебюту Миллера в кино с песней «Why Stars Come Out at Night».
Однако, контрольный союз с другими исполнителями не был для Миллера главной целью. После приобретения славы и известности мужчина быстро организовал свой собственный ансамбль. С 1937 года группа начала выступать на концертах и неоднократно отправлялась в гастроли по американским городам. Однако, несмотря на все ожидания, коллектив не получил широкой известности. Тем не менее, Бенни Гудмен всесторонне поддерживал своего коллегу, и Миллер не унывал из-за первых неудач. Гленн начал размышлять, что могло бы сделать его звездой. Вскоре музыкант нашел ответ.
Миллер осознал необходимость создания уникального звучания. Музыкант решил соединить партии саксофона и кларнета в унисоне. В осуществлении задумки ему помог американский артист Уилбур Шварц, чья виртуозная игра так и не была повторена его последователями. Скоро Шварц стал участником нового оркестра Миллера.
Затем к Шварцу присоединились давние друзья и коллеги Гленна по инструментальной музыке. Вокальные партии было решено поручить популярной певице и актрисе Мэрион Хаттон. Кроме того, вокалистом нового коллектива стал Рэймонд Эберли, который когда-то был участником группы братьев Дорси.
Выступление Гленна Миллера и его оркестра впечатлило американских меломанов и стало настоящей сенсацией. Огромное количество людей собралось, чтобы услышать артистов, и вскоре песни группы можно было услышать из каждого городского радиоприемника. Апогеем профессиональной карьеры Миллера стало выступление в знаменитом «Карнеги-Холле». На концерте к музыкантам присоединились вокалист Фред Уоринг, скрипач Пол Уайтмен и кларнетист Бенни Гудмен.
В период с 1939 по 1942 года группа Миллера участвовала в рекламной кампании сигаретной марки «Chesterfield». В это время коллектив активно записывал новые треки – более 200 композиций были записаны в студии RCA Victor. Альбом, содержащий песни «Американский патруль» и «Поезд в Чаттанугу», был удостоен золотого сертификата. Впоследствии группа записала такие известные песни, как «Серенада солнечной долины» и «Жены оркестрантов».
В расцвете своей славы Гленна не только поклонялись обычные фанаты музыки, но и музыкальные эксперты. Однако спустя годы начали появляться обвинения в тщеславии и жадности музыканта. Тем не менее, эти утверждения были необоснованными, поскольку во время Второй мировой войны тромбонист отказался от денежного вознаграждения и стал руководителем армейского оркестра США. И все это он делал абсолютно бесплатно.
В 1942 году артист со своим ансамблем активно выступал по клубам Америки для военных. В то время Миллер начал совершенствовать свой репертуар. Поддерживаемый американскими офицерами, он собрал огромный коллектив и изменил жанр боевой музыки. Благодаря усилиям талантливого композитора ритмичные марши были дополнены танцевальными мелодиями и джазовыми рифами. Усовершенствованные композиции стали отличным средством для поддержания боевого духа солдат. Эти песни дальше часто звучали на радиостанциях Америки и Великобритании.
Личная жизнь
Миллер выделялся среди других музыкантов своего времени — он был настоящим романтиком. В молодости он активно ухаживал за дочерью местного секретаря по имени Хелен Дороти Бергер. Они познакомились в университете Колорадо, где оба увлекались танцами и музыкой. Ходили слухи, что Хелен была уже помолвлена, но это не помешало им быть вместе. Вскоре Хелен переехала в Нью-Йорк, где жил ее возлюбленный.
Из-за денежных затруднений пара не могла пожениться долгое время. Миллер был начинающим музыкантом и его заработок был недостаточен для содержания семьи. Однако друг и коллега Миллера, Бенни Гудмен, помог им наконец-то обрести счастье. Осенью 1928 года Хелен и Гленн наконец поженились.
Если говорить о последующей личной жизни Миллера, то она была очень успешной. В течение многих лет супруги были влюблены друг в друга. Спустя время Хелен и Гленн усыновили двух детей. Интересно, что один из их сыновей впоследствии последовал в творческих следах отца. Молодой человек основал свою собственную блюзовую группу, которая в свое время даже выступала вместе с Полом Маккартни.
Вполне вероятно, что Хелен и Гленн могли бы прожить в браке еще много лет и быть счастливы, но вскоре жизнь композитора оборвалась трагически. На момент смерти артисту было всего 40 лет.
К сожалению, Миллер ушел из жизни очень рано. Его смерть до сих пор остается загадкой Второй мировой войны. В декабре 1944 года он планировал выступить в Париже после освобождения города. Он сел в самолет, который затем исчез в районе Ла-Манша. Девять дней никто не знал, что произошло. Когда же общественность узнала о загадочном исчезновении знаменитого музыканта, появились различные версии произошедшего.
Существует предположение о возможной причастности фашистов к гибели Миллера. По этой версии, самолет был сбит фашистами, а Миллера затем увезли в плен. Однако никаких доказательств в пользу этой версии не было найдено — в районе происшествия не обнаружено немецких бомбардировщиков. По другой версии, музыканта убил его ассистент по имени Норман Безелл. По этой версии, Безелл получил указание сверху и избавился от тела после посадки самолета во Франции.
Уникальные сведения о данном событии появились лишь спустя десятилетия – в конце 80-х и начале 90-х годов. Они были получены из рассказов родственников Миллера и из публикаций в европейских журналах. Весь мир был потрясен сообщением, что Гленн Миллер в 1944 году благополучно достиг Парижа, но скончался в местной больнице от рака легких. Правда о его смерти была скрыта, поскольку Миллер желал, чтобы его поминали как героя.
Среди всех странных и невероятных рассказов ходила история о том, что Миллер переехал в СССР. Говорили, что он принял имя Юрия Андропова и был генеральным секретарем ЦК КПСС до 1984 года.
Это вызвало много путаницы в обществе. Только в 1999 году появилась самая достоверная версия смерти композитора. По этой версии причиной его смерти стала ошибка пилота британского бомбардировщика. Есть даже документальное подтверждение — бортовой журнал и показания пилота по имени Фред Шоу. Эти материалы были использованы в документальном фильме под названием «Последний полет Гленна Миллера».