Иисус Христос – учител и проповедник, важная фигура в христианстве. Он считается воплощением Бога-сына, Мессией, о приходе которого говорили пророки Ветхого Завета. Известен также как Иисус из Назарета. Его рождение отмечает начало нашей современной эры.
Пророчества
Предсказания древних еврейских пророков о рождении Мессии были закодированы в Священном Писании (Ветхий Завет). В них он обозначен как Машиах (Христос в греческой традиции). Упоминания о пришествии Мессии в Старом Завете встречаются много раз. В пророчествах говорится о времени пришествия Христа, событиях, предшествующих его приходу, и о признаках, по которым можно узнать истинного Сына Бога.
Среди наиболее значимых предсказаний можно выделить те, что рассказывают о происхождении Мессии. Он должен быть из потомков Давида, Исаака и Авраама – прародителей еврейского народа.
В священном писании говорится, что Мессия придет через 483 года после объявления о восстановлении Иерусалима. Там также предсказана смерть Христа через 62 седьмины после его рождения.
Пророк Исайя предсказал, что Мессия будет рожден от девы без участия мужчины. Это предсказание часто называется первоевангельским, благовестным в тексте Библии. Он также первым упоминает о воскресении Христа.
Еще одним пророчеством является появление ангела перед Девой Марией, описанное в Новом Завете. Ангел сообщил ей, что она родит Сына Божьего, непорочно зачав младенца.
Ранние годы
Интересно предположить, что Иисус, возможно, родился около 4 года до нашей эры или даже позже (точная дата неизвестна, но, предположительно, это произошло в ночь с 24 на 25 декабря по нашему современному календарю). В еврейской традиции его имя звучит как Иешуа или Йехошуа, что переводится как «помазанник Яхве». Ребенок появился на свет во время переписи, объявленной императором Августом, который приказал всем жителям вернуться в свои родные города. Для Иосифа и Марии это был Вифлеем, куда и направилась их семья.
Прибыв на место, Мария и Иосиф не смогли найти места в гостиницах. Поэтому им пришлось ночевать в окрестностях города, в пещере, которая использовалась как хлев для скота. Именно здесь и родился ребенок. И первые часы своей жизни он провел в яслях – кормушке для животных.
Перед своим отъездом, еще в возрасте 40 дней, Иисус был приведен в Иерусалимский храм для проведения традиционного обряда жертвоприношения. Родители мальчика были настолько бедны, что могли позволить себе лишь двух горлиц. Однако их приветствовал старец Симеон, который предрек великое будущее младенцу.
Мало что известно о ранних годах в жизни Иисуса, однако известно, что в возрасте 12 или 13 лет он посетил Иерусалимский храм вместе со своей семьей, чтобы отметить свою бар-мицву.
Вопрос о происхождении Иисуса до сих пор вызывает ожесточенные споры. Согласно религиозному учению, он был зачат непорочно, но родился в браке. Его отцом по усыновлению считается Иосиф Обручник, потомок царя Давида из Назарета. В Евангелии от Матфея указывается, что этот мужчина уже имел брак, и тайно обручился с Марией, когда она была беременна Мессией. Отец Иисуса скончался в пожилом возрасте, примерно когда его сыну было 12 лет.
Мария, мать Мессии, также происходила из древних еврейских родов. Однако о ее жизни до чудесного непорочного зачатия в Библии нет данных. Все эти сведения содержатся только в более поздних апокрифических источниках. Евангелие от Луки указывает, что она происходила из колена Левия и родилась в Назарете, что находится в Галилее. О непорочном зачатии она узнала после обручения, а затем провела свадебный обряд, став женой Иосифа Обручника.
Крещение
В Евангелии описано событие в жизни Иисуса, когда он прошел обряд крещения в возрасте 30 лет на реке Иордан. Крестителем был Иоанн, аскет и проповедник, который также известен как пророк, предсказавший приход Мессии. Это событие считается необходимым для начала общественного служения.
Согласно Евангелию, при Крещении произошло небесное диво: на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, а глас возвестил о том, что он — возлюбленный сын Бога.
После омовения в реке Иордан, Иисус, ведомый Духом, отправился в пустыню, где пробыл 40 дней в молитвах и уединении, подвергаясь искушениям дьявола, но устоял. После этого он начал свою миссию как проповедник.
После возвращения из пустыни, Иисус направился к народу, чтобы проповедовать им. Первым вопросом его речи, согласно Матфею, было покаяние перед пришествием Царства Божия. Он объявлял о том, что Мессии предстоит пройти через тяжкие страдания и умереть на кресте, принеся себя в жертву за всех грешников.
Также в своих проповедях Иисус расширил существующий прежде закон Моисея, основанный на заповеди любви к ближнему и Богу.
Иисус часто выступал с проповедями в Иерусалиме, но также проводил много времени в Галилее, где он grew up. Он также совершил путешествия в Самарию, Сидон, Тир и другие регионы.
Вокруг Иисуса вokруг sformed a large community of followers, including a close circle of 12 chosen disciples and more than 70 other apostles. The total number of followers reached 500.
During his missionary work, Jesus performed numerous miracles that were recorded in his biography. Among them were calming the storm at sea, turning water into wine, and raising the dead.
Jesus returned to Jerusalem four times and always celebrated Passover in this city. This indicates that the entire period of his ministry, from baptism to crucifixion, lasted about 3.5 years.
Ученики
Ученики — апостолы — содействовали распространению учения Христа как во время его земной жизни, так и после его Воскрешения. Хотя обычно апостолами называют только ближайших 12 учеников Иисуса, их общее количество во время его жизни было гораздо больше.
Кроме того, после предательства Иуды, в их число вошел новый апостол — Матфей, таким образом, фактически их количество составило 13.
В соответствии с текстами канонического Евангелия, Иисус во время своей миссионерской деятельности на земле избрал учеников, которые могли проповедовать от его имени и совершать чудеса. После смерти и Вознесения Спасителя на апостолов сошел Святой Дух, даровавший им умение говорить на всех языках мира.
Среди апостолов были братья Иоанн и Иаков, сыны рыбака Зеведея. Первый из них назывался Богословом, а оба они были именованы Воанергес — сыновьями грома. Также в число апостолов входили ученик Иоанна Крестителя Андрей и его брат Петр, оба из рыбаков.
Также в кругу близких апостолов упоминались Филипп, Варфоломей, Фома, Симон Зилот (Кананит). Среди них также были братья Иуда Леввей (Фаддей) и Иаков Алфеев. Кроме того, в число апостолов входили мытарь Матфей, один из евангелистов, а также Иуда Искариот, который предал Иисуса. Все апостолы, за исключением Иоанна, были мучениками в первые века христианства.
Личная жизнь
Иисус Христос занимал должность раввина и проводил проповеди. Он осознанно отказался от материальных наслаждений во имя служения Богу. У него не было личной жизни, за исключением общения с близкими и учениками. Он не вступал в брак и не имел потомства в течение своей земной жизни.
Последние дни
В христианстве промежуток времени перед кончиной Иисуса на земле получил название «Страстей Христовых». Этот период начался накануне иудейской Пасхи, в месяце нисан по иудейскому календарю.
Первым значительным событием этого времени считается въезд Иисуса в Иерусалим. Здесь он впервые публично объявил себя Мессией. Христос въехал в город, сидя на осле. Его популярность была настолько велика, что люди устилали дорогу ветвями оливы и частями одежды. В воскресенье перед Пасхой Иисус прибыл в Иерусалим из Вифании, где, как сообщают Евангелия, проживал у Лазаря (данные различаются в зависимости от Евангелия, авторов источников).
Вечером в четверг пасхальной недели Иисус с учениками пришли в дом, где они остались на праздник. Здесь, без слуг, учитель в знак смирения умыл ноги своим ученикам. После этого они готовились к Пасхе.
Одним из важных событий Страстной недели считается тайная вечеря, которая произошла в эту ночь. Во время ужина Иисус предсказал, что один из учеников его предаст, а также сообщил о своем скором уходе. Он утешил опечаленных учеников особым таинством, которое сегодня известно как евхаристия.
После ужина Иисус с некоторыми из учеников отправился на прогулку в Гефсиманский сад за Кедронским потоком. Здесь он молился и просил Бога уберечь его от миссии, но был готов принять её. Только трое апостолов – Иоанн, Петр и Иаков – были с ним в это время. Потом они поднялись на гору Елеон и вернулись в дом, где нашли убежище. И здесь Иисус сообщил, что предательство произошло, и его уже ищут.
В то время Иуда Искариот уже доносил на Мессию перед первосвященниками и старейшинами, обещая показать его, поцеловав. Всё случилось так, как обещал Иуда. Первосвященники и воины вошли в дом, и предательство произошло. Иисус был арестован. Только Иоанн и Петр тайно последовали за ним, но не раскрывали своей принадлежности к ученикам Иисуса.
Приговор и суд
Согласно утверждениям иудейских священников, которые не приняли толкования законов Моисея, Иисус был арестован в Иерусалиме и был осужден Синедрионом на смерть. Однако сами священники не могли выполнить такой приговор. Поэтому ему было вынесено второе обвинение в качестве «лжепророка», и проведено гражданское судебное разбирательство прокурором Иудеи, занимавшим в то время должность Понтий Пилат.
После разговора с Иисусом, Пилат не нашел никаких оснований для обвинений против него. Он даже хотел освободить его, учитывая традицию помилования одного преступника к Пасхе. Но возмущенный народ требовал распятия Иисуса. Даже публичное бесчеловечное наказание, которое проводил Пилат в надежде спасти Христа от казни, не удовлетворило граждан, настроенных иудейскими священниками против Мессии.
Иисус же смиренно терпел унижения, с короной из тернов на голове, одетый в багряное одеяние, держа трость в руке. Он выдержал насмешки и избиения.
Испытывая страх за свою жизнь, прокуратор объявил обвинительный приговор. Однако обращаясь к народу, заявил, что не виновен в крови праведника. И люди согласились взять этот грех на себя и на своих детей.
Иисус был обвинен в смерти на кресте и, согласно Евангелию, отправился на гору Голгофа за стенами Иерусалима, вместе с другими казненными. Он сам нес свое распятие и был пригвожден к нему. Рядом с ним были распятые другие двое разбойников.
При проведении процессии на Голгофу, люди, следовавшие за Христом, включая его мать Марию, шли впереди. Симон Коренянин даже помогал нести крест, который был слишком тяжел для Христа. Даже в момент мучительной смерти от кровопотери под палящим солнцем, Иисус продолжал проповедовать и даже принял покаяние в грехах от одного из разбойников. Однако в первую очередь он обращался к Богу, своим ученикам и своей матери.
Согласно свидетельствам Евангелия, в момент смерти Иисуса на кресте на мгновение померкло солнце. И в главном храме в Иерусалиме разорвалась завеса, закрывающая тайные покои. В городе также произошло землетрясение. По некоторым отчетам, также произошли многочисленные воскрешения усопших. Однако стражникам, присутствовавшим на казни, запретили говорить о чудесах.
Один из стражников, охраняющих Иисуса, ударил его копьем под ребра, чтобы убедиться в его смерти. Таким образом было подтверждено, что Иисус умер. Ученые считают, что невозможно точно определить дату смерти Иисуса, но предположительно это произошло в период с 30 по 36 год нашей эры. Однако астрономические события позволяют сделать вывод, что все произошло 3 апреля 33 года.
После распятия, воины поделили одежду умершего между собой, а за хитон бросили жребий. В канун Пасхи Иосиф из Аримафеи, ученик Христа, обратился к Пилату с просьбой отдать тело для погребения, на что Пилат согласился. Таким образом, тело было снято с креста.
Погребение и воскрешение
Иосиф владел пустой гробницей в скале, расположенной в одном из садов рядом с Голгофой. Тело Иисуса было подготовлено к захоронению и помещено туда, после чего огромный камень был прикатан ко входу. Последующие события не описываются в канонических Евангелиях, известно только, что произошло после них.
По легенде, после смерти Иисус посещал ад, чтобы освободить души праведников, захваченные Сатаной. Он проповедовал там и затем вернулся к своим ученикам на землю.
Апостолы описывают событие с явными различиями. В частности, различается количество женщин-мироносиц. Известно только, что там точно была Мария Магдалина, одна из учениц. После пасхальной субботы гробница оказалась открытой и пустой. Затем посетительницы увидели Иисуса, уже в облике Сына Божьего, и двух ангелов с ним.
В момент явления апостолам Христа, Фома был единственным, кто отсутствовал. Узнав об этом событии, он не поверил. Но вскоре лично убедился в этом, даже вложив свои пальцы в рану, нанесенную копьем. Иисус оставался со своими учениками, проповедуя им и обещая послать Святого Духа на верных последователей. После 40 дней он вознесся на небо на горе Елеон перед глазами апостолов, окруженный белым облаком.
Последователи и религия
Христианство – это учение о жизни и проповедях Иисуса, которое стало основой для новой мировой религии, самой распространенной на сегодня. При этом официальных записей его учений, сохраненных прижизненно, нет. Большая их часть была записана апостолами по памяти позже.
На самом деле, основой христианства как религии являются Евангелия и дополнения к ним, собранные в книгу Нового Завета. В них содержится Нагорная проповедь Иисуса Христа и другие его учения, а также пророчества о его втором пришествии на Землю и утверждение Царства Небесного на вечные времена.
Христианство с течением времени дало жизнь множеству направлений, которые по-разному интерпретируют его роль. В традиционных церквях, Западной и Восточной, Иисус признается спасителем и Сыном Бога, равным ему. В других направлениях все происходит иначе.
Например, мормоны утверждают, что Иисус – это сам Иегова, Бог-Отец и создатель всего. Они также верят, что после воскрешения Христос являлся людям в Америке, и считают, что истинное учение было утрачено во II веке. В качестве своей священной книги они признают Книгу Мормона, написанную в XIX веке.
Иеговисты тоже видят роль Иисуса иначе. Они считают его Сыном Бога, но не равным ему. Также они говорят о том, что до земного воплощения Христос был Архангелом Михаилом. В иеговизме также есть различия в истории распятия Иисуса.
Многие религиозные течения упоминают имя Иисуса, иногда непосредственно, а иногда косвенно. Например, ислам называет его пророком Исой, посланным Аллахом, и признает его как мессию, которому было открытое. Ссылки на Иисуса можно найти как в Коране, так и в сборниках хадисов.
В буддизме существует различные точки зрения на личность Иисуса. Его называют бодхисаттвой или как менее важную, но просветленную личность. В индуизме его считают реинкарнацией других библейских личностей, таких как пророки Илия и Елисей.
В иудаизме также существует несколько точек зрения на роль Иисуса как религиозного деятеля. Одна из школ признает его Мессией, в то время как другие считают это ошибочным и полагают, что Мессия еще не пришел на Землю.
Канонические жизнеописания
Существует множество источников, которые описывают жизнь Иисуса Христа, однако наиболее авторитетным считается свод текстов, включенных в Библию и известных как 4 Евангелия. Они были написаны ближайшими учениками Иисуса – Матфеем, Иоанном, Лукой и Марком, и считаются основополагающими в истории и биографии Христа.
Только 3 из них считаются основными, т.е. синопсическими. Евангелие от Иоанна создано позже остальных и отличается от них, содержа дополнения и подробности.
Имеются древние христианские апокрифы — биографии Иисуса Христа, написанные вне официального списка. Их использовали различные религиозные сообщества. Сообщается о существовании Евангелий от Петра и Фомы, которые также относились к ближайшему кругу Иешуа, однако их точность, достоверность и авторство вызывают много вопросов у ученых.
Образ и Туринская плащаница
Сведения об истинном облике Христа не приводятся в ранних текстах. Первые упоминания о нем, со ссылкой на апостола Иоанна, появляются только во II веке. Согласно этим источникам, Иисус до своего воскрешения изображается как обычный молодой человек, типичного для ближневосточной внешности. Не привлекавший внимания своей красотой или величием. Согласно некоторым отчетам, после воскрешения он предстал уже со седыми волосами, что объясняет, почему его ученики сначала не узнали.
В частности, в Откровении Иоанна Богослова можно найти строки, которые затрагивают данную тему. Также существует легенда о том, что первый образ Иисуса был создан по следу, оставленному им на ткани. Это стало началом появления иконы Спаса Нерукотворного, которая имеет особое значение в христианской традиции.
Однако существует и другое свидетельство – Туринская плащаница. По легенде, в нее было завернуто тело Иисуса после распятия, и после его воскрешения на ней сохранились отпечатки его лица и тела. Но археологические исследования указывают, что эта святыня относится к периоду с III-IV по VIII-IX век.
Святыни
В различных уголках мира сегодня можно найти различные свидетельства о жизни Иисуса Христа. Например, в аббатстве Суассона хранится его молочный зуб. Также существует легенда о крови Христа, собранной последователями – Лонгином Сотником, Никодимом и Марией Магдалиной. Кроме того, остались частицы бороды и волос, ногти и части копья, тернового венца, но не все они сохранились до наших дней, и многие святыни, связанные с именем Иисуса, подвергались подделке и подмене.