Грегор Мендель — биография и открытия ученого биолога

Грегор Мендель — выдающийся ученый, который считается "отцом" генетики. Аббат Мендель был великим ученым своего времени, и его научные работы, хоть и не были признаны при жизни, сегодня высоко оцениваются потомками за его значительный вклад в науку генетики.

Грегор Мендель — выдающийся ученый XIX века, изучавший генетику. В своей работе он опережал свое время, и поэтому не получил должного признания за жизни. Однако его вклад в изучение наследственности высоко ценится сегодня, именно он считается "отцом" генетики.

Детство и юность

Будущий генетик родился в Хейнцендорфе 20 июля 1822 года. В то время это место находилось в исторической области Силезии, которая была частью Австрийской империи. В настоящее время этого поселка уже нет на карте, так как он теперь известен под другим названием. Теперь это село Гинчице, которое находится в Чехии.

Информации о детстве этого ученого немного. В некоторых источниках указывается неправильная дата его рождения — 22 июля. Однако это неверно, так как 22 июля ребенок уже был крещен. Его родители, Розина и Антон, были крестьянами по происхождению.

Грегор появился вторым ребенком в родителями, которые также воспитывали двух дочерей – Веронику и Терезию. Все дети этой семьи имели корни, связанные с германо-славянской культурой. Их семейный род владел земельным участком, на котором располагался дом Менделей, уже более столетия. В настоящее время отчий дом ученого генетика превратился в музей.

Грегор был идеальным наследником, мечта для любого владельца участка земли. С самого детства он обожал природу и свое хозяйство, увлекался садоводством и пчеловодством. Его здоровье было слабым, и из-за болезней ему приходилось пропускать занятия в сельской школе. Но благодаря своему естественному таланту, он смог получить начальное образование и продолжить учебу в гимназии Троппау в течение следующих шести лет. Сегодня этот город, входящий в состав Чехии, носит название Опава.

После того, как молодой человек закончил школу, он поступил в университет города Ольмюца, который сегодня называется университетом Палацкого. В течение трех лет он изучал практическую и теоретическую философию, а также физику. В то время на факультете естественной истории и сельского хозяйства преподавал Иоганн Карл Нестлер, который также занимался исследованиями наследственных признаков животных и растений, включая овец.

По достижении юноше 21 года, он решил стать монахом. Сын крестьянина не считал себя особо набожным, но его интересовала наука, а для этого нужно было получить хорошее образование. Духовенство имело возможность бесплатно учиться, и это привлекло Менделя. Он решил, что в рясе он избавится от постоянной заботы о пропитании.

Юношу, постригнутого в монахи в Брюнне (сейчас Брно, Чехия) в монастыре Святого Фомы, прозвали Грегор, Грегор Иоанн Мендель. Тут же он стал студентом богословского института, и через четыре года был рукоположен в священники.

Научная деятельность

Возник удивительный парадокс: религиозный деятель также был исследователем природы. Последователи Менделя добавили интерес к необычной ситуации. Он заложил основы генетики, науки, раскрывающей теорию божественного замысла через геномы. Грегор страстно стремился к знаниям, искал в научной литературе ответы, заменял местных учителей в школе.

Он мечтал стать учителем и для этого нужно было сдать экзамен. Ирония судьбы заключалась в том, что он не смог сдать экзамены по биологии и геологии.

В период с 1849 по 1851 год Мендель работал в качестве учителя в Зноймской гимназии, преподавая математику и языки. Затем он переехал в Вену, где два года изучал естественную историю и физику в университете. Его учителями были известные ученые того времени — ботаник и цитолог Франц Унгер, а также физик Кристиан Доплер.

После возвращения в Брюнн Мендель начал преподавать эти предметы в Высшей реальной школе. Он так и не получил учительского диплома, но ему позволили заниматься преподаванием. В 1856 году ученый снова пытался получить диплом учителя, но не смог сдать экзамен по биологии. Эта неудача лишь усилила его интерес к этой науке. Он начал проводить научные эксперименты с растениями, изучая гибридизацию, которая уже привлекала его во время учебы в Венском университете.

В течение следующих семи лет Мендел проводил эксперименты в монастырском саду. Его бесчисленные опыты на горохе привели к великому научному открытию. Хотя интерес к гибридизации растений существовал у ботаников задолго до его исследований, только Мендел смог систематизировать опыт своим методичным подходом. Он обратил внимание на закономерности, оформил результаты в виде тезисов, и его выводы стали основой для генетики в течение целого столетия.

Мендел провел более 10 000 опытов с 20 разновидностями гороха. Растения отличались семенами и цветками. Ученый работал упорно и с огромным увлечением. Только фанатик науки мог сделать такое колоссальное количество работы, исследуя и изучая каждую горошину вручную. Чтобы создать гибрида с определенным признаком — "гладкий-сморщенный", генетик отсмотрел более 7 000 горошин.

Всего в его исследованиях было обнаружено 7 различных признаков гороха.

После всех опытов Мендель сделал следующие выводы:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и приобретают доминантный признак родительского растения. Например, если скрестить горохи с красными и белыми цветками, потомство будет иметь только красные цветки.
  • Потомки гибридов второго поколения разделяются: они имеют либо доминантные, либо рецессивные признаки. Последние проявляются в определенном математическом соотношении.
  • Доминантные и рецессивные признаки могут комбинироваться в различных вариантах, существуя независимо друг от друга. Гибрид с рецессивным признаком может нести в себе рецессивные характеристики, которые проявятся в последующих поколениях. То же самое относится и к гибридам с доминантными признаками.
  • Мужские и женские гаметы случайным образом объединяются. Несущие различные характеристики, они не влияют на эту комбинацию.

Получив результаты своих исследований, Мендель был очень доволен и заказал множество отпечатков своей работы, которую он отправил всем известным ботаникам. Но, вопреки ожиданиям, ученые отнеслись к его публикации холодно и отстраненно, не осознав ее важности для науки.

Лишь один ученый выказал вежливый интерес к исследованиям монаха. Этот ученый — Карл фон Негеле, преподаватель университета в Мюнхене, предложил Менделю проверить свою теорию на других растениях, чтобы удостовериться в ее правильности.

Возможно, именно эта реакция ученого побудила Менделя к новым экспериментам. Он начал скрещивать другие растения, не игнорируя своих любимых пчел. Однако генетика принесла ему горькое разочарование. Он выбрал самые неподходящие объекты для исследований.

И как различались пчелы и растения, на которых он экспериментировал, в их способности размножаться партогенезом, «девственным» способом. В результате ученый не смог подтвердить данные, полученные в результате «гороховых» экспериментов.

Борис Астауров, советский генетик, много размышлял о научной работе Менделя. Он называл их судьбу драматичной. «Отцу» генетики удалось обнаружить, продемонстрировать и понять общие законы наследственности. Однако в то время биология еще не развилась до понимания экспериментов Менделя и признания фундаментальности его труда.

Отношение к религии

Мендель жаждал окунуться в безграничные познания, за что можно было платить лишь монашеским постригом — таков был единственный способ для сына простого крестьянина получить доступ к образованию, предоставляемому церковью. В возрасте 21 года он стал монахом, отрекся от мирских утех и отказался от личной жизни, как это требует католическая традиция для принявших целибат.

Четыре года спустя после того, как он стал священником, Грегор присоединился к Августинскому монастырю Святого Фомы. В это время монастырь был известен как центр культуры и науки для всего региона, а его главой был аббат Кирилл Напп. Священник поощрял интерес своих монахов к научной деятельности и был ответственен за школьное образование в округе. Мендель с удовольствием работал учителем, и его ученики считали его любимым педагогом. Свои знаменитые эксперименты он проводил в монастырском саду.

В возрасте 46 лет умер аббат Напп, и Мендель был назначен на его место. Теперь ему приходилось заботиться об административных вопросах, и его опыты пришлось приостановить. Административная работа заняла все его время до конца жизни.

Причина смерти

В 1884 году от хронического нефрита скончался Аббат Мендель. Его останки похоронены в городе Брно.

Теперь на территории, где когда-то находилось аббатство, располагается музей, посвященный великому ученому, который является предтечей генетики.

Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий